Возрастная периодизация


Воспитание как целенаправленная деятельность воспитателей по формированию определенных черт и качеств человека всегда ориентировано на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определенные средства и методы воспитательного воздействия. В самом общем виде выделяются такие возрастные этапы в жизни человека, как дошкольный возраст, школьный, юношеский и период социальной зрелости — взрослость. Внутри каждого из этих этапов выделяются свои более короткие возрастные периоды, характеризуемые определенным своеобразием развития. Принципы выделения отдельных возрастных этапов и периодов очень условны. Часто они соотносятся с учебно-воспитательными учреждениями, в которых осуществляется целенаправленная воспитательная работа с детьми или молодежью. В этом есть определенное основание, так как в структуре этих учреждений отражены научные данные об особенностях развития учащихся.
Изучением возрастных особенностей детей и молодежи занимается специальная отрасль психологии — возрастная психология. Советские психологи предлагают следующую возрастную периодизацию:
дошкольный возраст, подразделяемый на период раннего детства — до трех лет (группа раннего возраста в детском саду), преддошкольный — 4-й год жизни детей (младшая группа детсада), дошкольный — 5—7 лет (средняя группа — 5-й год, старшая — 6-й год и подготовительная — 7-й год жизни). Школьный возраст в соответствии с основными этапами обучения и воспитания подразделяется на младший (соотносимый с I — II — III классами), средний (от IV—V до VII —VIII класса) и старший (от VIII до X класса).
Отмечая условность и известную подвижность названных здесь границ, следует обратить внимание на некоторые новые явления, оказывающие определенное влияние на решение вопроса о границах между отдельными возрастными группами. Имеется в виду наблюдаемое за последнее время повсеместное более раннее физическое и психическое развитие детей — акселерация, причины которой еще недостаточно выяснены. Вместе с тем в связи с продлением сроков обучения отмечается более позднее наступление социальной зрелости юношества, различие между наступлением половой зрелости и экономической самостоятельностью человека. Правильное же решение вопроса о возрастных границах отдельных этапов развития человека имеет большое значение не только для определения сроков начала обучения, учебной нагрузки, режима дня учащихся, выбора средств и методов их обучения и воспитания, но и для решения многих вопросов, связанных с юридической и медицинской практикой, нормативами и судейством в спорте и т. п.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.