Внешкольная воспитательная работа

(...) Большую помощь органам народного образования в деле организации детей вне школы с самого начала оказывали профсоюзы, организуя при клубах, открывавшихся при крупных предприятиях или объединениях, секции или кружки для детей и подростков и самодеятельные детские клубы. Одним из первых таких клубов был клуб «Муравейник», открытый в 1918 г. в Перми. Позже на базе таких детских клубов стали создаваться Дома и Дворцы пионеров. Первый Дом пионеров был создан в Москве на базе клуба детей «Трудовая коммуна». Он стал первым внешкольным учреждением широкого профиля.
Дома и Дворцы пионеров постепенно стали превращаться в учреждения, ведущие все направления внешкольной воспитательной работы с учениками, становясь также инструктивно-методическими центрами для вожатых и пионерского актива, оказывая помощь учителям и классным руководителям в организации внеклассной воспитательной работы с учащимися. Дворцы и Дома пионеров развиваются сейчас как комплексные воспитательные учреждения, осуществляющие воспитательную работу по всем основным (или многим) направлениям воспитательной работы. Эта работа включает три взаимосвязанные формы: организационно-методическую, массовую и кружковую.
Все остальные внешкольные учреждения являются в основном специализированными или узкопрофильными, решая задачи в области какого-либо определенного вида или направления воспитания учащихся.
В настоящее время разработаны (и изданы в издательстве «Просвещение») программы для всех основных типов кружков, работающих в Домах и Дворцах пионеров. Эти документы обеспечивают более высокий научный уровень работы, целенаправленную связь с практикой, планомерность и упорядоченность. Содержание кружковых занятий, особенно по естественным наукам и технике, меняется в соответствии со стремлением ребят познакомиться с новейшими достижениями науки и техники. Так, за последнее время появилось много кружков по радиоэлектронике, автоматике, телемеханике, космонавтике. Новой тенденцией в работе Домов и Дворцов пионеров, которые вначале больше занимались детьми и подростками, является привлечение старшеклассников. Появились специальные Дома (Дворцы) комсомольцев-школьников, где старшеклассники занимаются в драматических студиях, кружках художественного слова, клубах любителей поэзии, музыки, живописи, для них организуются и разнообразные занятия в области технического творчества и по другим направлениям. На базе этих Домов проводится и учеба комсомольского актива. Алтайский краевой Дворец пионеров и школьников им. М. И. Калинина имеет кабинет профориентации для работы со старшеклассниками.
К числу многопрофильных учреждений могут быть отнесены и детские клубы или клубные объединения, и секции для детей, создаваемые при клубах, Домах и Дворцах культуры для взрослых. В Москве к числу таких детских клубов можно отнести детский Дом культуры им. Павлика Морозова, созданный по инициативе рабочих «Трехгорки», в котором работает более двадцати кружков и театральный коллектив, Центральный Дом детей железнодорожников, Дом культуры учащихся профессионально-технических училищ и ряд других. Много кружков и интересных занятий для детей организуется Дворцом культуры автозавода им. Лихачева, Домом культуры завода «Серп и молот». К внешкольным учреждениям узкого профиля относятся: станции юных натуралистов, юных техников, детские экскурсионно-туристические станции, детско-юношеские спортивные школы, учреждения по отдельным видам эстетического воспитания, детские железные дороги, детские профильные клубы по интересам, детские библиотеки, парки и некоторые другие.
Первым детским внешкольным учреждением, была Биологическая станция юных любителей природы, которая в 1920 г. была преобразована в Центральную биологическую станцию юных натуралистов. Станция вела большую опытническую работу, разработала и ввела ставшие затем традиционными массовые праздники день леса, день птиц. В настоящее время эта станция функционирует как Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства.
Большую роль в развитии технического мышления, формирования профессиональных интересов играют разнообразные формы занятий в области техники и технического творчества (технические кружки, станции юных техников, секции при Домах техники).
Первая станция юных техников была открыта в Москве в 1926 г. В дальнейшем эти станции стали инструктивно-методическими центрами, координирующими и направляющими работу технических кружков и клубов, создаваемых во Дворцах и Домах пионеров при этих станциях, в Домах культуры, в школах и по месту жительства школьников. В последнее время активное участие в вовлечении учащихся в техническое творчество стало принимать Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), создавая в школах и внешкольных учреждениях свои первичные организации. Движению юных техников большую помощь оказывают производственные предприятия. Например, при Магнитогорском металлургическом комбинате им. В. И. Ленина создан Дом юного техника, который объединяет технические станции и лаборатории, кружки. Кроме того, Дом имеет филиалы (станции-спутники), работающие по месту жительства школьников. Министерством просвещения СССР, Центральным советом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов систематически проводятся слеты юных рационализаторов и конструкторов. К слетам готовятся выставки работ по разделам: «Юные техники — школе», «Юные рационализаторы и конструкторы — промышленности, сельскому хозяйству, строительству и транспорту, армии, авиации и флоту». Большую координирующую и методическую роль играет Центральная станция юных техников, которая совместно с Министерством просвещения СССР готовит специальные методические материалы и пособия для руководителей и организаторов технического творчества школьников, это же делают и Центральные республиканские станции юных техников.
В числе методических материалов — сборники конструкторских задач для школьников, темники (перечни тематических заданий) рационализаторских предложений (промышленные и сельскохозяйственные), описание массовых игр, способствующих развитию технических умений и др. Приобщению к технике и развитию технических умений и навыков в соответствующих областях содействуют созданные в ряде мест детские железные дороги и детские профильные клубы. Первая детская железная дорога была открыта в 1935 г. в Тбилиси. Под Москвой такая дорога длиной 5 км действует в Кратове.
С начала 60-х гг. стали создаваться такие новые типы внешкольных учреждений, как детские клубы моряков, речников, полярников и др., детские автотрассы. Детские пароходства созданы в Москве, Горьком, Николаеве, Одессе, Батуми, Хабаровске и некоторых других городах.
Кроме того, существует немало клубов юных автомобилистов (и соответствующих кружков или секций в Домах и Дворцах пионеров). В последнее время стали открываться клубы летчиков и космонавтов.
В Москве, например, есть парашютный клуб юных космонавтов, куда принимаются юноши и девушки с 15 лет. При поддержке ДОСААФ начали создаваться военно-спортивные клубы для старшеклассников.
Начало развитию туристской работы с детьми положило создание в 1923 г. Центральной детской экскурсионно-туристской станции в Москве. Само это направление является межпрофильным, так как включает кружки пешеходного туризма, туристов-лыжников, юных велотуристов, туристов-водников, горного туризма. Создаются также кружки литературного краеведения, в основу которых кладется изучение родного края по материалам устного народного творчества, художественной и мемуарной литературы, кружки юных археологов. Для пионеров создаются отряды красных следопытов.
Детские спортивные школы начали создаваться с 1936 г. Их главное назначение — готовить юных спортсменов. В настоящее время имеются следующие типы спортивных школ для детей и старших школьников: детско-юношеские спортивные школы общего типа (ДЮСШ); ДЮСШ, имеющие специализированные отделения; специализированные ДЮСШ олимпийского резерва и школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ). В этих школах занятия ведутся по всем видам спорта.
Организации физкультурно-спортивной работы со школьниками оказывают помощь специальные детские стадионы, а также детские секторы или городки, созданные при всех стадионах для взрослых. Хорошими спортивными базами и сооружениями располагают многие Дома и Дворцы пионеров.
Широкая сеть внешкольных учреждений осуществляет эстетическое воспитание детей. Первыми из них были Дома художественного воспитаний, созданные в 1925 г., в которых открывались разнообразные кружки и студии. Отдельные кружки и студии создавались и раньше. Так, первая художественная студия для детей рабочих Путиловского завода была создана при поддержке В. И. Ленина в 1918 г. Работа Домоз художественного воспитания детей координировалась Центральным Домом художественного воспитания, который в 1946 г. был преобразован в Институт художественного воспитания детей АПН РСФСР.
Широкое развитие получили детские музыкальные школы с семилетним курсом, которые создаются не только во всех городах и районах больших городов, но и во многих сельских районах. Имеются и вечерние школы общего музыкального образования со сроком обучения 5 лет, куда принимаются и школьники, и взрослые.
Разного рода музыкальные, художественные, хореографические кружки имеются во всех Домах и Дворцах пионеров, подобные кружки и секции создаются при Домах и Дворцах культуры и клубах, где ведется работа с детьми. Большую роль в эстетическом воспитании детей играют специальные детские театры. Уже в 1918 г. в Саратове открылся первый детский театр под названием «Бесплатный для детей пролетариата и крестьян школьный театр имени вождя рабоче-крестьянской революции В. И. Ленина», а в 1920 г. был открыт в Москве первый Государственный детский театр Нарком-проса, в состав дирекции которого входил А. В. Луначарский. В 1922 г. создается детский театр в Ленинграде, вскоре открывается второй детский театр в Москве. Кроме того, многие взрослые театры включают в свой репертуар спектакли для детей.
Н. К. Крупская, занимаясь организацией внешкольной работы с детьми, уделяла особое внимание воздействию на детей кино. Начало специального целенаправленного использования кино для работы со школьниками связано с созданием в 1927 г. в Москве передвижного кинотеатра при Московском отделе народного образования, который обслуживал школы по заявкам учителей. Особенно интенсивно школьные кинотеатры стали развиваться в конце 50-х гг. Помимо того что детские киносеансы предусмотрены во всех кинотеатрах для взрослых, имеются специализированные детские кинотеатры. В ряде школ созданы филиалы стационарных кинотеатров, которые работают на принципах детского самоуправления под контролем педагогов. Кино в этих условиях становится действенным и управляемым педагогическим средством, поскольку школа сама с привлечением школьников составляет репертуар фильмов. Часто устраиваются профильные показы фильмов, например объявляется цикл «Будущий воин» или «Кем быть», устраиваются кинолектории. В последнее время школа все чаще использует кино для проведения факультативных занятий.
Большой вклад в воспитание учащихся и молодежи вносят радио и телевидение. Есть целый ряд передач и серий радиопередач, которые предназначаются специально для расширения кругозора детей и юношества (например, детский музыкальный клуб, «Путешествие в мир знаний», «Если посмотреть вокруг» и т. п.). Много передач для детей устраивает и телевидение. Любимыми всеми, и детьми и взрослыми, стали такие передачи, как «Клуб кинопутешествий», «В мире животных» и многие другие. И это, не считая того, что имеется специальная программа учебно-образовательных передач. Большую воспитательную работу со школьниками проводят библиотеки. Первые детские библиотеки появились в 1925 г. Много библиотек для детей создано и при Домах и Дворцах культуры и клубах, открываемых профсоюзами. Есть детские отделы при многих библиотеках для взрослых.
Разнообразную работу со школьниками проводят детские парки, создавая условия для занятия разными видами спорта, приобщения к литературе и искусству. Многие из них имеют спортивные базы, библиотеки, помещения для показа кино и театральных постановок, игротеки с набором разнообразных игр и аттракционов. Детские парки впервые появились в Москве в 1936 г. Кроме того, детские зоны выделяются и в парках культуры для взрослых. Большой вклад в воспитание детей вносят зоопарки и передвижные выставки, организуемые Госцирком.
Интересную работу со школьниками проводят 50 планетариев, где создаются астрономические кружки, читается много лекций. Кино и театр, художественные и музыкальные школы, студии и парки культуры, проводящие большую работу с детьми, находятся в ведении Министерства культуры СССР.
К числу внешкольных учреждений относятся пионерские лагеря и лагеря труда и отдыха для старшеклассников.
Относительно новым явлением стали специализированные профильные лагеря, которые организуются внешкольными учреждениями для своих кружковцев в целях продолжения и закрепления работы, проводимой в течение учебного года. Находясь в профильном лагере, кружковцы — юные географы, историки, биологи, археологи — выполняют ряд специальных заданий и работ, углубляя и обобщая свои знания в избранной области. Немало таких профильных лагерей имеет спортивную или туристическую направленность. Первые из них чаще всего создаются детско-юношескими спортивными школами, где ведутся занятия по определенной программе, дети сдают нормы ГТО. В лагерях юных туристов закрепляются на практике знания топографии, по ориентированию на местности, глазомерной съемке, отрабатываются практические умения, необходимые в походах и экспедициях.

Некоторые новые тенденции в развитии внеучебной работы

Внешкольные учреждения ставят перед задачу привлечения к работе всех детей, независимо от их успеваемости, особенно трудных подростков, требующих к себе повышенного педагогического внимания.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию, выдвинутого XXV съездом КПСС, способствовало взаимодействию и взаимосвязи внешкольных учреждений и школы в решении воспитательных задач, и в первую очередь, в области идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
Одной из форм традиционного взаимодействия школ и внешкольных учреждений является совместное проведение смотров, конкурсов и соревнований по отдельным направлениям воспитательной работы. В последние годы получила развитие кружковая и клубная деятельность, организуемая на базе школы силами работников внешкольных учреждений. Большое участие принимают внешкольные учреждения в организации клубов субботнего или выходного дня. Внешкольные учреждения стали глубже вникать в учебно-воспитательный процесс школы. Важно также отметить, что воспитатели усилили внимание к отстающим учащимся. Их исправление часто начинается во внешкольном учреждении, а достигнутые там успехи поднимают их авторитет в школе, стимулируют интерес к занятиям.
Связь школы с внешкольными учреждениями утвердилась после введения в школах должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Найденные за последнее время формы работы развиваются и получают отражение в планах совместной работы школ и внешкольных учреждений. Расширяются связи школ и внешкольных учреждений с творческими союзами, обществами (научно-техническим, охраны природы, охраны памятников архитектуры и др.), ведомствами и организациями. Дома, Дворцы пионеров вступают в контакт с этими учреждениями, приглашают оттуда руководителей кружков, получают заказы для работы в кружках, темы для исследований. Интересной особенностью организации технического творчества учащихся за последнее время стало установление непосредственных связей между школами и предприятиями, в результате чего школьники занимаются в кружках, ориентированных на реальные нужды и потребности производства и сельского хозяйства. Такие формы взаимодействия используются в Ярославле, Челябинске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Ставрополе и в других местах.
В последнее время начинает распространяться новая форма приобщения учащихся к науке и ее методам — создание в школах научных обществ учащихся. Особенностью их является то, что к руководству ими привлекаются, кроме школьных учителей, студенты, преподаватели и ученые вузов и научно-исследовательских институтов. Занятия проводятся на базе вузов и НИИ, школьники нередко получают задания, непосредственно связанные с исследовательской работой, проводимой этими коллективами.
АН УССР создала в Крымской области малую академию наук, привлекая школьников к научно-исследовательской работе, которую ведут ученые академии. Многие университеты, например Москвы, Ленинграда, Новосибирска, проводят большую работу с учащимися старших классов, читая для них лекции, организуя специальные школы, проводя конкурсы и олимпиады. Усилилась связь педагогических вузов со школой по линии научной работы Например, очень интересную работу со школьниками ведет Свердловский педагогический институт, привлекая их к техни ческому творчеству, научной работе Многие педагогические вузы ведут профориентационную работу, пропагандируя учительскую профессию, создавая школы будущего учителя. Интересную и большую работу в этой области ведет Саратовский педагогический институт и ряд других.
Большую помощь школе и внешкольным учреждениям оказывают творческие союзы. Много концертов и лекториев для школьников организует филармония. В Москве при консерватории работает университет музыкальной культуры для старшеклассников. Для школьников выпускают специальные абонементы на концерты. Такая же работа проводится и областными филармониями.
Центральный Дом работников искусств в Москве организовал работу ряда клубов для школьников — любителей литературы, музыки, театра, кино. Вечера и встречи со школьниками предусматриваются в его ежемесячных планах. Работу со школьниками проводят Дом кино, Дом архитектора, Дом композитора, Дом художника. Интересны клубы типа «Руку, товарищ подросток», организованные в г Вологде силами ряда организаций при Доме пионеров. В клубе работают автомотосекция, кружки служебного собаководства, стрелкового дела и много других, предлагающих дела и занятия, способные увлечь подростков. Такие клубы есть в Волгограде, Челябинске и ряде других городов.
Клубы при поддержке ряда общественных организаций и внешкольных учреждений создаются и по месту жительства ребят.
В последние годы наметилась еще одна линия в объедине нии всех имеющихся в районе (микрорайоне) культурно-просветительных учреждений для организации внешкольного воспитания учащихся. Устанавливается связь с кинотеатрами, спортивными комплексами, детскими музыкальными школами, парками, библиотеками в целях более эффективного использования их воспитательных возможностей для организации целенаправленной работы со школьниками района. Для обеспечения координации и лучшей организации такой воспитательной работы создается единый план, разрабатываемый совместно с педагогическим коллективом школы и руководителями внешкольных учреждений. Такое объединение и совместное планирование воспитательной работы школы, внешкольных учреждений и всех других культурно-просветительных учреждений может рассматриваться как одно из проявлений комплексного подхода к воспитанию.
Все это показывает, что в нашей стране действует целая система разносторонних воспитательных воздействий на подрастающее поколение, что оказывает серьезную поддержку воспитанию учащихся, осуществляемому школой, школьными комсомольской и пионерской организациями и специальными внешкольными воспитательными учреждениями.
Продолжает совершенствоваться и упорядочиваться сложившаяся к настоящему времени типология внешкольных учреждений. Есть тенденция превращения районного Дома (Дворца) пионеров в центр общей координации и разработки методики работы для всех объединяемых им учреждений, занятых внеурочной воспитательной работой со школьниками.
Объединение усилий школы и внешкольных учреждений создает благоприятные условия для осуществления непрерывного целенаправленного воспитательного процесса.
(...) Важным звеном в работе организатора внеклассной и внешкольной работы является проведение семинаров для классных руководителей. Темы занятий определяются как общими воспитательными задачами, которые призвана решать школа, так и учетом конкретной обстановки в школе. В настоящее время ряд занятий проводится в целях разработки путей претворения в жизнь задач, выдвинутых перед школой XXVI съездом КПСС. Темы занятий могут быть такими: «Проведение ленинского зачета в комсомольской группе», «Система политического просвещения старшеклассников в свете постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», «Роль классного руководителя в организации воспитательной работы в микрорайоне» и др. Могут быть и такие темы, которые являются особенно актуальными именно для данной школы, в данный период, например: «Эстетическое воспитание школьников и работа с родителями», «Воспитание культуры поведения», «Подготовка старшеклассников к семейной жизни» и т п. Учителя готовят к семинарам доклады, организуют обсуждение вынесенных на занятие вопросов.
К настоящему времени уже накоплен значительный опыт работы организатора по всем основным направлениям его деятельности. Изучение его показывает, что эффективность и результативность его работы зависят от ряда условий, к числу которых можно отнести:
знание и изучение организатором учебного процесса в целях осуществления более тесной связи между воспитывающим обучением и воспитанием, проводимым во внеурочное время;
правильное распределение обязанностей со старшим пионерским вожатым;
тесная связь с комитетом ВЛКСМ школы;
опора на родительский актив и общественность по месту жительства учащихся;
установление тесной связи с шефствующей организацией, трудовыми коллективами и использование возможностей для организации воспитания учащихся:
установление контакта со всеми внешкольными учреждениями и организациями района, которые могут оказать помощь школе в организации воспитательной работы с учащимися;
четкое планирование своей работы;
высокий уровень педагогической работы в качестве учителя (организатор назначается из числа лучших учителей школы).
Немалую роль играют и его личные качества как организатора, культура и разносторонность интересов, увлеченность проблемами воспитания школьников.

Школа — ведущее звено в системе коммунистического воспитания

(...) В планы деятельности каждого школьного коллектива вошли неотъемлемым элементом вопросы воспитательной работы в семье и по месту жительства детей. В стране возникли патриотические начинания по организации педагогического всеобуча родителей и активистов предприятий, было развернуто наставничество, шефство производственных бригад над классами.
Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется теперь в основном в следующих организационных формах:
1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности на предприятиях и по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.
2. Организация силами учителей систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным педагогическим приемам работы с детьми.
3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.
Особое внимание уделяется сейчас улучшению воспитания детей в семье.
Школа использует самые разнообразные организационные формы работы с родителями: формирует родительский комитет школы, а также классные родительские комитеты, проводит общешкольные (если позволяет помещение), а чаще всего общеклассные родительские собрания; организует лектории для родителей по вопросам педагогики и психологии семейного воспитания, выпускает информационный бюллетень для родителей, в котором даются консультации по вопросам воспитания детей. Во многих школах организуется поклассный педагогический всеобуч родителей, который строится по программе, рекомендованной советом педагогических факультетов при Министерстве просвещения СССР и Всесоюзном обществе «Знание».
(...) Комиссия по повышению педагогической культуры родителей планирует лекции для родителей, на которых пропагандируются рекомендации педагогической науки по вопросам обучения и воспитания детей; содействует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта воспитания школьников в семье; организует выступления отдельных родителей с рассказами е своем опыте на классных родительских собраниях, проводит конференции по обмену опытом воспитательной работы в семье.
Комиссия по культурно-массовой работе участвует в проведении экскурсий, культпоходов, вечеров, утренников, различных видов общественно полезного труда, художественной и технической самодеятельности.
Комиссия по спортивно-оздоровительной работе участвует в организации спортивных секций, соревнований, туристской работы, летних лагерей труда и отдыха, всей системы оздоровительной и медицинской работы в школе, включая санитарные и медицинские осмотры. Организует контроль за горячим питанием, соблюдением воздушного, теплового и светового режима в классах. Содействует пропаганде рационального режима для школьников, знакомит с ним родителей, выборочно проверяет условия для учебы и отдыха детей.
В составе родительских комитетов все чаще создаются советы отцов, которые принимают меры к более активному участию отцов в воспитании детей, а также в развертывании внеклассной работы с учащимися.
Школьный родительский комитет организует учебу актива классных родительских комитетов, обмен опытом их работы. Всю свою деятельность с родителями классный руководитель организует через классный родительский комитет, а также через учителей, работающих в данном классе. Функции родительского комитета класса в основном те же, что и общешкольного, но здесь особое внимание уделяется индивидуальному подходу к родителям и учащимся, изучению школьников, осуществлению мер по устранению причин неуспеваемости и недостатков в поведении, развитию творческой активности учеников, контактам комитета со всеми учителями, работающими в этом классе.
Классный руководитель совместно с бюро родительского комитета планирует и осуществляет классный педагогический всеобуч родителей, знакомя их с формами и методами коммунистического воспитания детей в семье, с передовым опытом этой работы.
В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы: задачи, формы и методы семейного воспитания, психофизиологические особенности учеников данного возраста, отдельные направления воспитания (идейно-политическое, формирование коммунистического мировоззрения, нравственное, атеистическое, трудовое, правовое, эстетическое, физическое и пр.), роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитании школьников, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в организации самовоспитания школьников.
Классный руководитель периодически два раза в год на осенних и зимних или весенних каникулах проводит совещания учителей класса совместно с родителями, активом, школьным врачом, а в I классе и представителями детсадов, где воспитывалось большинство учеников класса. На этих педагогических консилиумах обсуждаются проекты весьма кратких характеристик учеников класса, выявляются причины отставания в учебе или недостатков поведения отдельных учеников, а затем намечаются коллективные меры по их устранению силами учителей, родителей, ученического актива и др. При большой наполняемости класса организуется выборочное обсуждение характеристик. Такие педагогические консилиумы содействуют более глубокому изучению детей, сравнению мнений о них учителей, родителей и постепенному обеспечению единства их действий.
В сфере возможных причин неуспеваемости могут быть такие, как ухудшение здоровья, повышенная утомляемость ребенка, что потребует оперативных мер по своевременному лечению, по улучшению питания, закаливанию, укреплению работоспособности (прием витаминов, сахара в течение учебного дня и т. п.). Другой причиной может быть ухудшение отношений в семье, конфликты, ссоры, употребление родителями спиртного и пр. Ясно, что родителям надо самим устранять эти негативные явления, а иногда необходимо воздействовать на них авторитетом общественности.
Еще одной весьма распространенной причиной неуспеваемости учащихся является недостаточная сформированность навыков учебного труда, неумение правильно избирать порядок выполнения заданий, медлительность при чтении и письме, отсутствие регулярного самоконтроля за качеством выполнения учебных заданий, неумение работать систематически, выполнять домашние задания в день их получения и т. п. Задача состоит в том, чтобы коллективно определить меры помощи ученику и совместно с родителями настойчиво реализовать их.
Одной из причин недостатков успеваемости и поведения является влияние сверстников, которым присуще недобросовестное отношение к учению. В этом случае классный руководитель и родители должны попытаться изменить отношения со сверстниками, организовать новые, более благоприятные контакты порекомендовав ученику занятия в новой спортивной секции, в новом кружке. Это более эффективный способ улучшения общений, чем простой запрет дружить с тем или иным школьником.
Одной из основных форм работы классных руководителей с родителями является периодическое проведение родительских собраний не реже одного раза в учебную четверть.
На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости за четверть, о фактах нарушения дисциплины и отставания в учебе, что еще очень часто случается на практике, а превратить эти собрания во вдумчивые беседы с родителями о типичных особенностях данного класса, о конкретных путях дальнейшего улучшения обучения и воспитания школьников.
Многие классные руководители проводят родительские собрания, на которых обсуждают итоги изучения школьников учителями. Родителей знакомят с коллективным мнением учителей об особенностях умственной деятельности школьников, о слабых сторонах навыков учебного труда, об отношении учащихся к различным предметам, об их трудолюбии, прилежании и пр. Такой разговор бывает конкретным и убедительным. Родители получают квалифицированные советы о том, как надо устранять выявленные недостатки.
На родительских собраниях надо организовать выступления учителей отдельных предметов. Они знакомят с требованиями по данному предмету, с критериями оценки знаний и умений, с типичными для всего класса ошибками и недостатками в организации выполнения домашних заданий и мерами по их устранению. Беседы же об отдельных учениках лучше проводить с родителями индивидуально, так как разговор об этом при всех других родителях не всегда дает желаемый эффект, а осложняет отношения классного руководителя с родителями. На собраниях надо активизировать родителей, помочь им включиться в беседу по проблемам жизни класса, состояния учебы и поведения, стиля работы учительского коллектива. С этой целью можно проводить анкетные опросы родителей, чтобы лучше знать проблемы, сомнения, предложения родителей по улучшению работы.
Интересной темой родительского собрания может стать проблема единства требований учителей и родителей. Для этого на собрании классный руководитель знакомит родителей с некоторыми наиболее общими требованиями, которых придерживаются учителя данного класса к учебе и поведению детей, с требованиями примерного содержания воспитания в соответствующем классе.
На родительских собраниях надо уделить больше внимания обсуждению проблем общественной работы, нравственного воспитания детей. Классный руководитель может вынести на коллективное обсуждение план воспитательной работы на очередную четверть, чтобы привлечь родителей к его реализации. На родительском собрании можно организовать творческие отчеты учеников об общественной и внеклассной работе по предметам с выставкой детского творчества, поделок по труду, наглядных пособий, лучших тетрадей, с концертами художественной самодеятельности, подготовленными на занятиях в музыкальных школах, с чтением собственных стихов. После таких отчетов намечаются меры совместной работы учителей, родителей и ученического актива по развитию общественной активности и детского творчества.
В VIII—X классах на родительских собраниях специально обсуждаются вопросы профориентации, и не только в теоретическом плане. Можно дать характеристику предприятий и технических училищ района, рекомендовать подходящие профессии отдельным учащимся данного класса, чтобы сами родители более осознанно подходили к рекомендациям своим детям того или иного профиля профподготовки или дальнейшей учебы.
Предметом обсуждения на родительских собраниях должен стать опыт воспитательной работы родителей данного класса, причем очень важно не свести этот опыт к докладу родителя одного из отличников учебы. Необходимо найти у каждого из родителей те или иные ценные стороны, чтобы, с одной стороны, поощрить их, а с другой — активизировать использование опыта по широкому кругу проблем воспитания.
Родительские собрания, таким образом, будут активно влиять на жизнь класса, объединяя усилия родителей с действиями классного руководителя и учителей. В этом состоит их специфическая особенность по сравнению с родительскими лекториями, где больше внимания уделяется общим вопросам теории и практики воспитания.
Одной из форм работы классного руководителя с родителями является приглашение родителей в школу для беседы. Во время бесед важно соблюдать максимальный педагогический такт, доверительность, индивидуальный подход. Нельзя проводить их в присутствии других родителей и учеников. Это сковывает родителей и лишает их откровенности. Нелишне будет напомнить о недопустимости разглашения в школе доверительной информации родителей, последующей иронии по отношению к ученикам, о которых получена эта информация. Здесь поведение педагога должно соответствовать известному требованию кодекса врачам свято сохраняющего врачебную тайну и принимающего энергичные меры для оказания помощи. Только при соблюдении этого требования можно рассчитывать на дальнейшее общение классного руководителя с родителями и, как естественное следствие, успешное осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании школьников.
Классный руководитель периодически посещает родителей на дому, выясняет не только бытовые условия, но и сам характер организации совместного воспитания, дает индивидуальные советы родителям по воспитанию ученика. Исключительно важно соблюдать и при посещении определенные правила: проявлять высокий такт в беседе с родителями, не переходить на стиль жалоб на ученика и претензий к родителям, а стремиться совместно разобраться в причинах отставания в учебе или недостатках поведения школьника, обязательно дать педагогические рекомендации и советы по улучшению учебы и поведения, по совершенствованию воспитания, рассказать о мерах, которые предпримут учителя в индивидуальной работе с учеником. В таком случае родители будут стремиться к последующим контактам с классным руководителем, активизируют свою помощь ему в работе с классом.
Классный руководитель привлекает родителей к доступным им формам внеклассной воспитательной работы с детьми: одних — к руководству кружками художественной самодеятельности, к проведению культпоходов в кино и театры, других — к руководству спортивными секциями, классными соревнованиями, туристскими походами выходного дня, третьих — кружками по технике и опытничеству, четвертых — литературными кружками и др.
В кружке ученик находится в ином положении, чем на дополнительных занятиях: здесь он равноправный член коллектива, а не отстающий; здесь он получает возможность удовлетворить свои интересы на том уровне, который доступен ему в данный момент. Именно эта позиция желания, интереса ставит его в положение активно действующего, а участие в работе (изготовление приборов, подготовка опытов и пр.) вызывает новый интерес, который при умелом направлении, поощрении, поддержке становится затем стимулом в учении. Вовлечение в полезные формы деятельности не только отвлекает учеников от нежелательных занятий, но и возлагает на них определенные обязанности. Импонирует им и оказываемое доверие, и возможность верховодить в хорошем смысле слова, и удовлетворение непосредственных интересов к спорту, технике или военному делу.
Вот почему так важно использовать различные кружки как форму внеклассной работы, организуемую учителями совместно с родителями-специалистами.
С помощью родителей можно организовать общеклассные производственные экскурсии, встречи с передовиками труда, познакомить школьников с рационализаторской деятельностью на тех предприятиях, где работают родители.
Классный руководитель привлекает родителей к индивидуальной работе с трудновоспитуемыми школьниками. Работа с родителями таких школьников является особенно сложной функцией классного руководителя.
Тут важно и убедительное разъяснение, и расширение их общего и культурного кругозора во время занятий в кружках. Родителям в общении с трудными подростками надо завоевать их доверие, заставить их поверить в искренность и доброту своих намерений, избегать насмешек, укоров. Важно помнить, что в работе с ними не всегда все идет ровно и гладко, возможны срывы в их поведении, а это требует особого терпения, упорства и настойчивости.
Единство воздействия на деятельность, общение, сознание школьников, на их интеллектуальную, волевую и эмоциональную сферы, систематичность и настойчивость усилий — главные условия успеха в работе с трудными детьми.
Но известно, что бывают не только трудные дети, но и так называемые трудные семьи, которые сами отрицательно влияют на учение и поведение школьников. В одних семьях родители просто не уделяют детям необходимого внимания, в других — низок культурный уровень родителей, и они нередко не находят должного подхода к детям. Отсутствие единых требований к ребенку со стороны членов семьи, грубость, бестактность, угрозы ведут к тому, что ребенок скрывает двойки, начинает отрицательно относиться к учению вообще, постоянно находится в эмоциональном напряжении, страхе. В других семьях отрицательно влияет на детей чрезмерная опека, потакание во всем — ив результате у школьников возникает иждивенческий подход к жизни, к учебе.
Наконец, есть и такие особо трудные семьи, где царят семейные конфликты, ссоры, выяснение отношений при детях, брань, безделье родителей, безразличие к работе, аморальный стиль жизни, пьянство, хулиганство. Все это больно ранит душу ребенка, отвлекает его от учения. Школьник становится ожесточенным, нервным, замкнутым, забрасывает учение. Избежать всего этого можно лишь в том случае, если классные руководители помогут этим родителям осознать высокую ответственность перед обществом за будущее своих детей. Педагоги совместно с представителями общественности должны в умелой, исключительно тактичной и убедительной форме разъяснить таким родителям необходимость изменения моральной атмосферы в семье, подсказать, как это можно и нужно делать. Здесь, как показывает опыт, на первый план выдвигаются меры психологического внушения, обращение к разуму, к родительским чувствам, порой — беседы врача, лечебные меры и пр. На начальном этапе такие меры нередко дают эффект. В запущенных случаях нужны более сильные воздействия, основанные на повышении ответственности родителей перед коллективом, где они работают, перед общественностью по месту жительства. Правда, и здесь необходимо прежде всего раскрыть причины создавшегося в семье положения, выяснить, что может предпринять общественность для улучшения бытовых условий, если в них корень зла, для трудоустройства членов семьи, нейтрализации отрицательных влияний на нее. Если же основная причина в самих членах семьи, то необходимо и общественное обсуждение неправильного поведения (например, пьянства), а также принятие к лицам, забывшим о своих родительских функциях, более строгих административных мер. Естественно, что подход к каждой из этих семей должен быть различным, и мастерство классных руководителей, актива родительского комитета заключается именно в умении найти такой единственно верный подход. В решении этой сложной задачи особенно необходимы совместные действия классных руководителей с общественностью по месту жительства и на производстве, где работают родители. Систематическую работу с родителями призван вести не холько классный руководитель, но и учитель, преподающий соответствующий учебный предмет. Как показывает опыт передовых школ, с этой целью могут использоваться разнообразные формы работы.
Прежде всего, контакты учителя с родителями необходимы для того, чтобы получить ценную информацию об особенностях здоровья, характера и других личностных качеств школьников, особо нуждающихся в индивидуальном подходе. Родителям должна быть предоставлена возможность рассказать учителю об этом, а сам педагог призван в своей повседневной практике учитывать особенности учеников, а также их семейного окружения. При отсутствии таких контактов с родителями учителя нередко затрудняют свою работу с учащимися, не могут найти к ним верного подхода, вступают в неоправданные конфликты, допускают другие ошибки в стиле общения, которых легко можно избежать, зная психологические особенности конкретных учеников. Облегчить работу учителей по изучению детей может их участие в педагогических консилиумах, организуемых классным руководителем с участием родительского актива. В этом случае учитель получает опосредованную информацию о многих учениках и их родителях и определяет для себя тот круг родителей, который нуждается еще и в индивидуальных собеседованиях, так как охватить всех в условиях значительной наполняемости классов в отдельных школах и работе учителя в нескольких классах одновременно невозможно. Педагогические консилиумы суживают и круг вопросов, которые надо выяснить затем в индивидуальных беседах с отдельными родителями, посетив их на дому, пригласив в школу специально или после окончания классных родительских собраний. В свою очередь и родители многих учащихся нуждаются в получении информации от учителей отдельных учебных предметов относительно успехов и недостатков в усвоении детьми учебной информации, в овладении общеучебными умениями и навыками. В ходе таких бесед сами учителя могут узнать о затруднениях, которые испытывают ученики при выполнении домашних заданий, соответственно уменьшить их объем или характер содержания, улучшить разъяснение порядка их оформления, предложить отдельным ученикам дидактические карточки-консультации, помогающие более организованно выполнять домашние задания, и пр.
В работе с родителями в последние годы учителя многих школ стали уделять больше внимания совместному анализу причин отставания отдельных школьников в учении и разработке совместных мер по устранению этих причин и улучшению успеваемости. Анализ причин отставания является как бы заключительным этапом во всей работе по изучению школьников, которую проводит учитель совместно с родителями.
Учитель и родители могут взаимно высказать предположения о возможных причинах отставания, обсудить их, отбросив некоторые неприемлемые, и договориться о наиболее вероятных причинах, над устранением которых необходимо поработать особенно энергично в ближайший период.
Как показывает анализ причин неуспеваемости школьников, мнения учителей и родителей довольно существенно расходятся. Учителя склонны чаще всего видеть эти причины в недостатках способностей в соответствующей области и слабом влиянии семьи, родители же — в недостаточном внимании, организованности, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение этих причин заставляет тех и других внести коррективы в свои предположения под влиянием аргументов собеседника, сделать их более объективными. При отсутствии такого обмена мнениями учитель и родители будут оставаться на разных точках зрения, что будет неизбежно ослаблять их усилия в работе с учеником и вести к неоправданным конфликтам.
Как показывают специальные исследования, снижение успеваемости происходит по разным причинам. Двойка — это несчастье ребенка, и поэтому к нему надо отнестись сочувственно, тактично выяснить причины неуспеха и затем разъяснить их школьнику. Если виновата его несобранность, неорганизованность в учебе, нерадивость, то можно напомнить ему об ответственности перед коллективом, классом. Если он не понял материала, не смог преодолеть трудности, то ему надо помочь. «Опять двойка!»—это ситуация уже сложнее. Но ив этом случае должен возникнуть вопрос: «Почему двойка? Что надо сделать, чтобы это явление не повторялось?» При неоднократных случаях получения двойки нужен совместный совет педагога и родителей.
И здесь нельзя ждать очередного родительского собрания, а нужно срочно провести такую беседу.
У учеников иногда возникает отрицательное отношение к тому или иному предмету при общем положительном отношении к учению вообще. Только родители, с которыми у детей более откровенные и доверительные отношения, могут выявить действительные мотивы снижения интереса к учению — необъективность оценок учителя, возникшие пробелы в знаниях по предмету, плохое усвоение одного из важных разделов, от которого зависит успешность овладения другими разделами, повышенное внимание к какому-то одному из предметов и поверхностное отношение к выполнению заданий по другим предметам, чрезмерная увлеченность внеклассными или внешкольными занятиями, которая не позволяет уделить должного внимания учебе, и т. п. Беседа учителя с родителями позволит выявить причины снижения интереса к предмету. Высочайший долг учителя состоит в том, чтобы по сигналу родителей провести объективный самоанализ своих отношений со школьниками и сделать эти отношения более благоприятными, несмотря на неуспехи ученика по этому предмету.
Но совместная работа учителя с родителями не может ограничиться лишь проблемами устранения и предупреждения неуспеваемости. Широкое поле их совместной деятельности — развитие индивидуальных склонностей и способностей. О них учитель также может получить ценные сведения от родителей. Но главные данные о способностях ему дает, конечно, сам процесс обучения, особый интерес детей к данному предмету, повышенные успехи в овладении знаниями и умениями и пр. В случае обнаружения всего этого долг учителя состоит в том, чтобы установить контакты с родителями и самим учеником, чтобы посоветовать заняться внеклассной работой по предмету, вовлечь в факультатив, посоветовать, в каком внешкольном учреждении начать посещение секций, кружков и пр. Родителям можно порекомендовать усилить внимание к развитию этих склонностей, специально накапливать литературу в этой области, по мере возможности поддерживать увлечения школьника, а не сдерживать его участия во внеклассной работе, что порой делается во имя концентрации внимания только на учебе в школе.
Учитель может привлечь самих родителей для работы с учениками, проявляющими определенные интересы, в кружках, секциях, группах, создаваемых при школьных кабинетах. Имеется интересный опыт привлечения подготовленных родителей для индивидуального шефства, наставничества над детьми, проявляющими особые склонности, а не только имеющих недостатки в учебе и поведении. Родителей полезно привлекать в качестве экскурсоводов на предприятиях, соответствующих профилю учеб ных предметов, для оказания помощи школе в профориентационной работе не только массового, но и индивидуального характера Особенно велика в этом роль учителей, организующих производственное обучение школьников. Родителей — специалистов в соответствующей области полезно привлекать к руководству работой бригад учеников по ремонту оборудования школьных кабинетов, по изготовлению наглядных пособий и приборов, дидактических раздаточных материалов.
Еще одной распространенной формой работы учителей с родителями являются выступления с докладами и беседами в лекториях системы педагогического всеобуча. Каждый из учителей имеет определенные общепедагогические интересы и склонности, с учетом которых он может подготовить квалифицированные выступления перед родителями. Полезны также и доклады о специфике организации домашних занятий по данному предмету, об организации внеклассного чтения по этому профилю.
Таким образом, учитель каждого учебного предмета может использовать разнообразные формы совместной работы с родителями, которые будут благотворно сказываться на повышении эффективности обучения и воспитания школьников.
Для того чтобы учителя более конкретно и осознанно осуществляли на практике описанные выше формы совместной работы с родителями, им надо знать некоторые самые общие педагогические требования к воспитанию детей в семье, на которых мы специально остановимся в следующем параграфе.

Воспитание детей в семье

(...) Выдающаяся роль семьи в воспитании подрастающих поколений определяется незаменимостью ее воздействий на развитие детей, их интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, глубоким учетом особенностей каждого ребенка, которого родители знают значительно лучше других воспитателей. Вот почему школа и общественность не могут не опираться на семью в своей работе по воспитанию подрастающего поколения.
Проблемы семейного воспитания весьма широко и разносторонне освещены в педагогической литературе, например в «Книге для родителей» А. С. Макаренко, в работе Н. К. Крупской «Вопросы семейного воспитания и быта», в ряде работ В. А. Сухомлинского и др.
С учетом требований комплексного подхода к воспитанию особое внимание в семье надо уделить решению задач идейно-политического, умственного, нравственного и трудового воспитания, эстетического и физического развития детей. Студентам педагогических институтов надо хорошо знать эти задачи, а также формы и методы их решения.
(...) Во время воспитательной работы со школьниками IV—VI классов все названные направления деятельности продолжаются, углубляются, обогащаются. Здесь возрастает самостоятельность и ответственность детей за выполнение общественных и других обязанностей.
В воспитательной работе родителей с учащимися VII—VIII классов в центре внимания находится подготовка их к вступлению в комсомол. Надо поддерживать общественную активность детей, их участие в комсомольской жизни, оказывать им помощь в выполнении общественных поручений.
Всемерного поощрения родителей старшеклассников заслуживает участие детей в общественно-политических акциях, организуемых комсомольской и пионерской организациями (акций в защиту мира, в поддержку революционной и национально-освободительной борьбы народов и др.), участие в фестивалях политической песни, в Ленинских зачетах, которые предусматривают изучение жизни и деятельности, работ В. И. Ленина, материалов КПСС, трудов руководителей партии и правительства.
Семья воспитывает у детей единство патриотических и интернациональных чувств. Воспитание детей в духе дружбы народов, в духе глубокого уважения к родной культуре и к русскому языку как средству межнационального общения и братства между народами, воспитание понимания важности интернационального долга нашей страны, оказывающей поддержку странам социализма и другим странам с социалистической ориентацией,— все это важнейшие задачи семьи, в решении которых она может получить помощь от учителей истории, литературы и других предметов.
В семье должно закладываться высокое уважение к службе в Советской Армии как священному долгу советского человека Рассказы отца о своей военной службе, о верном исполнении своего долга, просмотры семейных военных реликвий будут закреплять в сознании юношей необходимость добросовестно исполнять свой долг перед Родиной. Многие советы по военно-патриотическому воспитанию в семье родители могут получить у военного руководителя школы.
В процессе семейного воспитания формируется целый ряд таких нравственных качеств личности, которые другими участниками воспитания детей не могут быть развиты столь успешно. К ним относятся чувства гуманизма, доброго сочувствия, внимательности, сострадания, сопереживания, культуры общения, нежности, отзывчивости, обязательности, благодарности. И наоборот, именно в сфере семейных отношений в зависимости от их стиля и традиций произрастают чувства эгоизма, черствости, неуважения к старшим, невнимания к нуждам окружающих, безответственности подростков, безжалостности, хамства, грубиянства.
Вот почему родители и другие взрослые члены семьи должны использовать в целях нравственного воспитания каждый случай, каждую из семейных традиций, быть образцом в отношениях к своим собственным родителям, приучать детей поздравлять дедушку, бабушку, взрослых с днем рождения, регулярно терпеливо ухаживать за ними, высказывать сочувствие в нужный момент, делиться своими переживаниями, впечатлениями о событиях дня, родители должны прививать искренность суждений, отношений к окружающим, правдивость и в то же время предупредительность, благородное умалчивание, если речь идет о болезни родственника, о которой ему врачи не считают возможным говорить, и пр. Спокойный анализ каждого случая, в котором дети могли и должны были бы проявить эти качества, делает их воспитание особенно действенным. Причем здесь важно не столько порицание ошибок, сколько умелое поощрение удачных действий, добрый совет, а не приказ, как лучше поступить в подобном случае.
При наличии большого числа детей в семье обеспечиваются более благоприятные условия для их нравственного, личностного формирования, менее возможны случаи развития таких негативных качеств, как эгоизм, индивидуализм, отчужденность, необщительность и др. Родители должны хорошо знать действующие в советской школе правила поведения школьников и всемерно содействовать тому, чтобы их ребенок приучился выполнять все требования этих правил.
Конкретные советы по реализации этих задач родители могут получить в ходе бесед с классным руководителем, в родительских университетах.
В особой помощи со стороны учителей нуждаются родители при выборе наиболее рациональных методов нравственного воспитания. В семейном воспитании можно использовать беседы и рассказы (методы просвещения), методы организации деятельности детей, методы стимулирования положительного поведения детей (поощрение, порицание и др.), методы общения и др.
Доступные нравственные беседы исподволь формируют у детей представление о хорошем и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком, гуманном и бесчеловечном, честном и бесчестном, правдивом и лживом. Начинаются эти беседы в ходе рассказывания сказок и переходят постепенно в целенаправленные ненавязчивые, но систематические беседы о важнейших идейных, нравственных качествах, об эстетическом и физическом совершенствовании и др.
Но одними беседами проблемы нравственного воспитания в семье не решить. Необходима специальная организация опыта соответствующей деятельности и поведения. Только тот ребенок, который совершает добрые дела, в будущем станет добрым, отзывчивым, внимательным. Если же он не приучен к тому, чтобы, например, написать письмо бабушке, принять участие в семейном телефонном разговоре с нею, то у него даже и не возникает потребности поступить подобным образом в других аналогичных ситуациях. Он постепенно утверждается в своих эгоистических чувствах, ждет внимания к себе от всех окружающих, а становясь взрослым, сам лишается счастья в личной жизни, так как не может проявлять взаимного внимания к окружающим членам семьи и поэтому не видит от них ласки, заботы и пр. В неменьшей мере испытывают неудачи такие эгоисты и в производственных коллективах, особенно в условиях бригадных, групповых форм деятельности. Вот почему надо активно применять в ходе семейного воспитания организацию деятельности и упражнений в отработке ценных привычек нравственного поведения.
Эффективность методов просвещения, организации деятельности и поведения значительно возрастает в том случае, когда одновременно применяются методы поощрения, порицания и др. При их использовании очень важно помнить классические положе ния А. С. Макаренко: как можно больше требовательности к ребенку, как можно больше уважения к нему. Вот почему надо разумно сочетать требования и поощрения, порицания и похвалы.
Велика роль в нравственном воспитании детей методов правильной организации детских общений. При удачно построенных общениях ребенок не только расширяет свой кругозор, не только перенимает некоторые умения и навыки, а невольно копирует приемы и способы поведения, типичные обороты речи, манеру двигаться, осанку и пр. Все это в условиях семьи связано с влиянием личного примера родителей и других членов семьи. Отсюда становится ясной та величайшая ответственность родителей за собственное воспитание, тот строжайший самоконтроль, который должен быть присущ им в повседневной жизни, чтобы методом примера они могли формировать у своих детей чувства ответственного отношения к своему делу, гражданственности, доброты и отзывчивости к окружающим, гуманизма, честности и правдивости, чувства дружбы, товарищества и доброй человеческой любви. Все это отражается затем в делах, поведении, в словах, речи и в манере общения воспитанников.
Естественно, что ни одна из названных групп методов не может дать полного успеха. Необходимо умелое сочетание и выбор тех из них, которые в данной ситуации окажутся наиболее подходящими. Родители должны всемерно опираться на помощь в этом классных руководителей и учителей.
Семья является незаменимым источником обогащения эстетических вкусов, умений и навыков детей. Многие успехи в воспитании придут к родителям значительно проще и быстрее, если они обеспечат в семье интерес к чтению художественной литературы, а не просто накапливание книг, если в семье будет звучать музыка, песни, исполняемые всеми членами в часы досуга, колыбельные песни маленьким детям, будет совместный просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, если в доме будут цветы, эстетическое и скромное оформление квартиры. Повышенного внимания родителей старшеклассников требует формирование здоровых эстетических вкусов по отношению к одежде, музыке, книгам и пр. Эстетика всей жизни будет помогать развитию внутренних эстетических представлений, чувств и идеалов детей. Квалифицированными консультантами родителей по этим вопросам могут стать учителя музыки, пения, рисования, которые познакомят родителей с наиболее эффективными формами и методами эстетического гюспитания в семье.
Одной из стержневых линий воспитания в семье является трудовое воспитание детей Трудовое воспитание предполагает постоянное привлечение детей к самообслуживанию, оказанию помощи родителям при закупке продуктов, приготовлении пиши, стирке белья, уходе за цветами, сдачи одежды в химчистку, в уборке и ремонте жилых помещений, дачных участков, в проведении ремонта бытовой техники и оборудования и пр.
Трудовому воспитанию во многом содействует пример честного и добросовестного отношения к труду самих родителей и других старших членвв семьи. В последние годы не случайно широко пропагандируется опыт трудовых династии, когда членц семьи продолжают традиции своих отцов, матерей, работая на, одном предприятии, выбирают ту же профессию.
В сельских районах хорошей традицией стало создание семейных уборочных агрегатов, семейных полеводческих звеньев. Это сплачивает членов семьи, объединенных общими делами. Жизнь рождает все новые и новые формы трудового воспитания детей в семье.
Вместе с тем в некоторых семьях проявляются и существенные недостатки в трудовом воспитании детей. Их не привлекают к посильному самообслуживанию, к выполнению постоянных трудовых обязанностей. Такие родители не поддерживают усилия школы по привлечению детей к труду в ученической бригаде, в колхозах, совхозах, по благоустройству городов и пр. Более того, порой для такой позиции находятся и моральные оправдания — пусть они узнают радость детства. В таких случаях сами родители пестуют лодырей, иждивенцев, которые затем предъявляют все более и более высокие требования к родителям. Вот почему надо преодолевать эти глубокие заблуждения, формируя у детей твердые убеждения в том, что нет более высокой радости детства, отрочества и юности, чем радость труда, творческих поисков в любом деле.
Трудовое воспитание учащихся старших классов приобретает подчеркнутую профессиональную направленность, ориентированную на подготовку их к труду на производстве и продолжению образования.
Проблемы трудового воспитания занимают теперь особо важное место в тематике родительских собраний класса, бесед и лекций для родителей. Классные руководители пропагандируют среди родителей литературу по этой проблематике, по вопросам профориентации старшеклассников. Важно, чтобы сами родители более активно использовали эти возможности для улучшения трудового воспитания детей.
(...) В средних и старших классах надо всемерно привлекать детей к занятиям в спортивных секциях и школах, к соревнованиям, воскресному туризму и другим более активным видам физического воспитания.
Многое может и должна сделать семья в гигиеническом и половом воспитании старшеклассников. Родители не могут занимать нейтральной, стеснительной позиции по этим вопросам. Большого педагогического мастерства требует поддержание доверительных отношений со старшими детьми, просвещение их в вопросах дружбы, любви, будущей семейной жизни. Существенную роль родителям в этом окажет введение в старших классах предмета «Этика и психология семейной жизни». Им полезно ознакомиться с программой и рекомендуемым в ней перечнем литературы. Здесь на помощь им также могут прийти учителя, особенно биологии, анатомии и физиологии.
Основываясь на передовом опыте семейного воспитания, можно назвать ряд основных функций родителей в повышении эффективности учения школьников. Эти функции классный руководитель разъясняет им на родительских классных собраниях. Прежде всего родители создают необходимую материальную базу для учения школьников: учебные пособия и принадлежности, постоянное рабочее место (стол, стул, соответствующие росту ученика). Помещение для занятий должно хорошо проветриваться и освещаться, свет должен падать на стол слева. Далее родители заботятся об укреплении работоспособности школьников и особенно о выполнении ими режима дня, контролируют регулярные посещения школьниками учебных занятий.
Следующей и наиболее трудной функцией родителей является умелое руководство домашней учебной работой школьников, оказание помощи и осуществление регулярного контроля за их учебной деятельностью. Если ученик затрачизает на выполнение домашних заданий больше времени, чем это предусмотрено для данного класса, родители советуются с учителями, чтобы предусмотреть индивидуальный подход к нему, дифференциацию объема заданий и оказание необходимой помощи. Специальные эксперименты показывают, что наиболее рационально рекомендовать школьникам учить заданный на дом материал в день его получения, а затем кратко повторять выученное перед предстоящим занятием по данному предмету.
Ученик должен готовить уроки в одно и то же время, на одном и том же рабочем месте. Что касается порядка выполнения заданий по отдельным предметам, то специалисты рекомендуют начинать работу с интересного для ученика предмета, затем приступать к выполнению наиболее трудного задания, а далее — заданий по остальным предметам. Однако, если ученик быстро входит в работу, но сравнительно быстро утомляется, то ему лучше начинать выполнение заданий с трудного предмета.
Родители развивают настойчивость учащихся в преодолении затруднений в учебе. Следует помнить, что переход на новое содержание образования привел к тому, что родители не могут контролировать качество выполнения многих заданий, а их учебные рекомендации нередко противоречат требованиям школы. Подобные явления надо предупредить путем регулярных контактов родителей и учителей.
Поскольку в IV классе начинают работать несколько учителей, то здесь особенно важно установить правильные взаимоотношения родителей со всеми преподавателями, своевременно информировать их об особенностях ребенка, испытываемых им затруднениях.
Своевременная информация со стороны родителей поможет учителю улучшить индивидуальный подход к ученику на уроках найти формы необходимой ему помощи. Вот почему родителям нельзя утаивать затруднения детей, создавая картину ложного благополучия.
Ценной формой помощи школьнику в учении со стороны семьи является систематическое расширение его общеобразовательного и культурного кругозора благодаря руководству домашним чтением. Надо суметь заинтересовать школьника чтением. Помочь этому могут вначале совместные чтения, затем контроль за чтением книг по списку рекомендуемой литературы для соответствующего класса, семейные обсуждения прочитанных книг беседы о новостях науки и техники, искусства и литературы, посещение краеведческих музеев и т. п.
Таковы основные направления, формы и методы воспитания детей в семье. Знание их поможет студентам — будущим учителям и классным руководителям правильно расставить акценты в содержании и формах своей совместной работы с родителями учащихся соответствующего возраста.

Организационные объединения для осуществления связи школы, семьи и общественности в микрорайоне

Организацией связей школы, семьи и общественности занимаются специально создаваемые советы содействия семье и школе на предприятиях, советы микрорайона (сельской зоны). Их функции необходимо хорошо знать педагогам. В советы содействия семье и школе на предприятиях входят представители партийной, комсомольской и профсоюзной организаций и администрации. Эти советы заботятся о повышении педагогической культуры членов своего коллектива, пропагандируют передовой опыт семейного и общественного воспитания, выносят вопросы, связанные с коммунистическим воспитанием детей, на партийные, профсоюзные и общие собрания рабочих и служащих, приглашают на беседы известных ученых-педагогов.
Важнейшей особенностью этих советов является поддержание тесных связей со школами, в которых учится основная часть детей рабочих и служащих. Они помогают подшефным школам в осуществлении всеобщего обязательного среднего образования, в улучшении учебно-материальной базы и условий для обучения и воспитания детей. Организуют шефство цехов, бригад, предприятий над коллективом школьников, направляют молодых рабочих вожатыми в пионерские отряды, руководителями кружков, секций и команд, оказывают помощь школе в организации производственного обучения школьников, в трудовом устройстве и приобретении ими специальности. Помогают широко развернуть спортивно-массовую работу с учащимися, представляют для этих целей спортивные залы, стадионы и другие сооружения, имеющиеся на предприятии, или помогают создать их в школе и по месту жительства. Организуют базы отдыха, лагеря труда и отдыха для детей рабочих и служащих.
Педагогический коллектив школы знакомит членов советов с содержанием и методами проведения воспитательной работы с детьми.
(...) Работа совета направляется партийной организацией головного в микрорайоне предприятия. Педагогическое руководство осуществляет школа совместно с педагогом-организатором жэка. Они помогают наметить план воспитательной работы в микрорайоне. В этом плане предусматривается проведение всесторонней работы по коммунистическому воспитанию детей, по педагогическому просвещению родителей, по разъяснению их воспитательных прав и обязанностей, закрепленных Конституцией СССР.
Совет создает материальную базу для воспитательной работы (спортивные сооружения, комнаты для кружковых занятий и пр.) Привлекает взрослых к проведению бесед, интересных встреч с детьми, рассказов о профессиях, о боевых и трудовых подвигах советских людей. Организует кружки, секции, объединения по интересам. Осуществляет руководство трудовой и общественно-политической деятельностью школьников в микрорайоне (выполнение трудовых заданий, участие в благоустройстве, озеленении и оборудовании спортплощадок, работа в разновозрастных детских объединениях, отрядах красных следопытов, юных друзей милиции, тимуровских бригадах, поисковых и лекторских группах).
Совет проводит массовые мероприятия, праздники улиц, концерты самодеятельности, спартакиады, смотры ансамблей, выставки филателистов. Особое внимание совет уделяет работе с трудными семьями, педагогически запущенными школьниками, организует наставничество, шефство над ними, поддерживает контакты с районной комиссией по делам несовершеннолетних, пропагандирует правовые знания среди родителей и учащихся.
Совет изучает состояние атеистической воспитанности жителей микрорайона и в необходимых случаях принимает меры к организации индивидуальной работы с родителями и детьми по их атеистическому воспитанию.
Совет проводит работу по внедрению в быт советских гражданских обрядов. Совет общественности создается также и в крупных домах, на улицах и в поселках. В их состав входят народные депутаты, представители участковой партгруппы, агитаторы, педагоги, актив родителей и других жителей, представители домкома и товарищеского суда жэка, шефы, наставники.
Педагогическое руководство деятельностью этого совета осуществляют учителя, классные руководители во главе с организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы с педагогами-организаторами жэка.
Содержание его работы соответствует основным направлениям деятельности совета микрорайона (сельской зоны).
В комнатах для кружковой работы при жэках организуются выставки книг, читательские конференции, встречи с учителями и ветеранами.
Укреплению работоспособности школьников способствует организация спортплощадок, летних пионерских площадок при жэках и городских пионерских лагерей.
Общественность жэков осуществляет и специальные мероприятия, направленные на стимулирование учения школьников. Формы этой работы также многообразны: оформление доски Почета отличников учебы на предприятиях, награждение их грамотами по окончании учебного года, статьи в стенгазетах и т. п.
Что касается работы с нерадивыми и недисциплинированными школьниками, то формы и методы воздействия на них сугубо индивидуальны. Опытные воспитатели жэков практикуют специальные беседы со школьниками, их друзьями, принимают меры по изменению микросреды, по нейтрализации отрицательного влияния семейного окружения. В практике работы советы общественности порой сливаются с советами микрорайона. Решение об этом принимается, исходя из местных условий.
Новой формой работы с детьми в учебное и каникулярное время стали создаваемые комсомольскими организациями вузов, техникумов, предприятий, колхозов и совхозов макаренковские, или педагогические, отряды. Группа комсомольцев берет шефство над классами, звеньями, отрядами, комсомольскими группами, организует кружки, секции, проводит соревнования, смотры, конкурсы, выставки, массовые игры, организует воспитательную работу в пионерских лагерях при школе и вне ее, на детских площадках, в трудовых объединениях школьников, в лагерях труда и отдыха.
Педагоги помогают руководителям педагогических отрядов повышать свое воспитательное мастерство, рекомендуют наиболее рациональные подходы к отдельным классам и ученикам, особенности которых они знают лучше, чем члены комсомольского отряда, пришедшие в новый коллектив.
Итак, в единстве действий школы, семьи и общественности заключен глубокий смысл. В нем находит свое выражение принцип непрерывного и всестороннего воспитательного влияния социалистического общества на подрастающее поколение. Осуществить этот принцип на практике — благородная задача советских учителей, родителей и широкой советской общественности.

Воспитательная работа в школах с продленным днем и в группах продленного дня

В соответствии со статьей 23 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» в целях дальнейшего расширения общественного воспитания, создания более благоприятных условий для всестороннего развития учащихся и оказания помощи семье в их воспитании организуются общеобразовательные школы с продленным днем или группы продленного дня в общеобразовательных школах. Эти школы и группы создаются для учащихся I—VIII классов. Их организация не ведет к увеличению сменности занятий в школах данного города или села.
Каждой школе определяется район ее обслуживания. Наполняемость групп продленного дня составляет 30—40 человек. Группы комплектуются, как правило, из учащихся одного класса, а также двух или нескольких классов. В первую очередь в группы принимаются дети, родители которых работают. Зачисление в группу является совершенно добровольным актом на основании заявления родителей.
Воспитательную работу в школах и в группах продленного дня осуществляют штатные воспитатели, а также учителя, преподаватели, руководители кружков, специалисты предприятий, учреждений, организаций за счет ставок воспитателей на условиях почасовой оплаты.
В организации деятельности групп продленного дня важную роль должны играть комсомольская и пионерская организации, а также органы ученического самоуправления.
Большую помощь в деятельности воспитателям групп продленного дня призваны оказывать учителя отдельных предметов, родительский комитет, общественность, местные учреждения культуры, спортивные организации, сотрудники внешкольных учреждений. Активными помощниками воспитателей призваны! быть педагогические отряды студентов, работников предприятий и др.
Воспитательная работа в группах продленного дня должна органически вписываться в целостный учебно-воспитательный процесс школы, согласовываться со всеми другими формами коммунистического воспитания школьников.
Руководство школы обязано проявлять постоянную заботу о создании необходимой базы для воспитательной работы в группах продленного дня, оборудовать помещения для занятий и игр, предоставлять возможность пользоваться школьными кабинетами во время самоподготовки учащихся средней группы классов, приобретать оборудование для спортивной и творческой внеклассной деятельности школьников и пр.
Общее руководство работой групп продленного дня осуществляет директор школы. Он несет ответственность за создание необходимых условий, обеспечивает охрану жизни и здоровья детей, их питания и отдыха, укомплектовывает штат воспитателей. Его заместитель по учебно-воспитательной работе организует методическую работу с воспитателями и руководителями кружков, контроль за проведением подготовки домашних заданий учащимися, проверяет ведение журнала группы продленного дня.
Организатор внеклассной и внешкольной работы совместно со старшим пионерским вожатым и классными руководителями организует внеклассную и внешкольную работу с воспитанниками групп продленного дня, планирует ее и осуществляет контроль за выполнением планов, оказывает методическую помощь воспитателям и руководителям кружков, ученическому активу. Привлекает учреждения культуры, детские воспитательные учреждения и общественность к воспитательной работе с детьми.
Основную повседневную работу с учащимися группы продленного дня ведет воспитатель.
Занятия в кружках, секциях, клубах и других коллективах проводятся в соответствии с типовыми программами для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также по программам, разработанным отдельными преподавателями и утвержденным директором школы.
Занятия проводятся в кабинетах и других помещениях школы, а также на базе внешкольных учреждений, клубов и стадионов, Дворцов и Домов культуры, клубов, учебных заведений, жэков. Режим дня работы группы утверждается директором школы с учетом местных условий.
Для учащихся школ с продленным днем и групп продленного дня организуется двухразовое горячее питание по установленным нормам на средства родителей. Частично для этих целей используется и фонд всеобуча, средства шефствующих предприятий, колхозов и пр. В работе групп продленного дня надо учитывать возрастные особенности учащихся. Формы и методы воспитательной работы в начальных и средних классах школы должны отличаться. Например, при работе с младшими подростками надо обязательно учитывать их стремление к взрослости, к самостоятельности, к общению со сверстниками. Очень важно учитывать также и разнообразие интересов подростков, их относительно быструю смену (увлечение сбором марок, другими видами коллекционирования, техническим творчеством, юннатской работой, художественной самодеятельностью, различными видами спорта). В этом возрасте необходимо особенно широкое разнообразие внеклассных форм работы, в максимальной мере учитывающее индивидуальные интересы и склонности школьников, а также относительно быстрая смена видов деятельности, чтобы каждый ученик прошел через ее разнообразные виды, выбрав ту сферу занятий, которая наиболее соответствует его способностям. В средней группе классов поэтому должны быть клубные, секционные, кружковые формы воспитательной работы в группах продленного дня.
В работе с группой продленного дня воспитателю важно учесть типичные ошибки и затруднения, которые встречаются в некоторых школах.
Вместе с тем организация выполнения домашних заданий учащимися не должна быть простым продолжением уроков по данному предмету, и тем более с повторным объяснением материала.
Во время выполнения домашних заданий ученикам должна быть предоставлена возможность работать в соответствующем им темпе. Воспитатель призван направлять их учебную работу, оказывая помощь, не допуская прямых подсказок и пр. Его важнейшей функцией является выявление типичных затруднений учащихся и своевременное информирование учителя, с которым необходимо поддерживать постоянный контакт.
Довольно распространенным недостатком в работе групп продленного дня является стандартный режим дня, независимо от местных условий и недооценка развития двигательной активности учащихся, увлечение лишь книжными формами внеурочной воспитательной работы. В режиме работы группы продленного дня в полной мере должны использоваться прогулки, игры, развлечения детей, участие в посильных формах общественно-полезного труда и самообслуживания.
Особенно это касается обязательного дневного сна младших школьников(I—II кл.) и ежедневного спортивного часа всех возрастных групп в условиях продленного дня. Для этого должны быть оборудованы спальни, игровые комнаты, спортивные площадки и уголки.
В целях улучшения трудового воспитания в школах с продленным днем необходимо оборудовать для учащихся начальных классов кабинеты-мастерские по труду и оснастить их необходимыми материалами и пособиями для занятий во второй половине дня.
Особого внимания заслуживает вопрос работы с октябрятами в условиях продленного дня, организации индивидуального и коллективного шефства пионеров и комсомольцев над младшими ребятами.
В практике деятельности воспитателей групп продленного дня часто превалируют общегрупповые формы работы. Важно искать пути дифференцированной, индивидуальной работы с учащимися.
Воспитатель группы продленного дня ведет журнал, в котором фиксирует состав группы, краткие данные об учащихся, результаты педагогических наблюдений, план работы группы, сведения о проведенных воспитательных мероприятиях. Например, в рабочей тетради воспитатель группы продленного дня III класса школы № 333 Москвы отмечает учеников, которые нуждаются в особой помощи по русскому языку и математике, как на уроках, так и во время выполнения домашних заданий в группе продленного дня. Учительница отмечает наиболее существенные пробелы в знаниях, над устранением которых надо активно поработать.
Конечно, не может быть какого-то единого стандарта рабочей тетради воспитателя группы продленного дня. Степень подробности записи результатов педагогических наблюдений будет зависеть от длительности общения воспитателя с учащимися, от глубины знания их индивидуальных особенностей, от желания учителя.

Общие основы управления и руководства народным образованием

Успешное выполнение поставленных перед школой задач в значительной степени зависит от уровня управления и руководства ее деятельностью. Под управлением в социальном смысле слова понимают организованное, планомерное и систематическое воздействие на определенный объект. Это воздействие обеспечивает упорядочение и сохранение его качественных особенностей, дальнейшее совершенствование и развитие.
В современных условиях всемерно возрастает роль управления народным образованием и организаторской работой в области просвещения, призванных способствовать комплексному решению всех проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса.
По отношению к управлению руководство является более широким понятием, сущность которого заключается в определении основных линий и главных задач управления всеми звеньями системы учреждений народного образования.
(...) Самое главное, писал Владимир Ильич, это вопрос о связи просвещения с нашей политикой. Утверждая необходимость связи воспитания молодого поколения с целями и задачами борьбы рабочего класса и трудящихся, он предупреждал, что принцип связи школы с политикой следует осуществлять вдумчиво и ответственно, чтобы не вносить неумело эту политику в умы еще молодого подрастающего поколения.
Демократический централизм, обеспечивающий сочетание централизованного руководства сверху с широким привлечением к управлению народным образованием рабочих и крестьян, работников школ и использованием их творческих сил. В статье «О работе Наркомпроса» В. И. Ленин подчеркивал, что «руководитель-коммунист тем и только тем должен доказать свое право на руководство, что он находит себе многих... помощников из педагогов-практиков...». Практика подтвердила, что успех руководства народным образованием определяется тем, насколько оно опирается на опыт, инициативу и творческую активность масс. Сочетание коллегиальности с единоначалием, коллегиальных решений с единоличной ответственностью. В очень краткой и образной форме В. И. Ленин выразил сущность этого сочетания: «обсуждение сообща, а ответственность — единолична».
На основе ленинского принципа сочетания коллегиальности руководства с единоначалием организуется работа коллегий в министерствах просвещения и областных отделов народного образования, педагогических советов школ и других органов, коллективно обсуждающих важнейшие проблемы обучения и воспитания, которые затем реализуются единоличными руководителями школ и органов народного образования.
Научность, деловитость и практичность. В. И. Ленин уделял большое внимание использованию научных достижений и научной организации труда в сфере народного образования, был инициатором создания при Наркомпросе Государственного ученого Совета (ГУСа) для разработки научных основ коммунистического воспитания и образования силами крупных ученых-педагогов.
Характеризуя работу Наркомпроса, В. И. Ленин отмечал, что основным его недостатком является недостаток деловитости и практичности, недостаточные учет, систематизация, проверка и использование практического опыта, преобладание общих рассуждений и абстрактных лозунгов. Успех управления он видел в практической организационной работе и важнейшем ее звене — подборе, подготовке и расстановке кадров, воспитании у каждого работника чувства ответственности за порученное дело.
Планирование, учет и контроль. Управление, организуемое на научной основе, требует разработки не только оперативного, но и перспективных планов, широко и увлекательно ставящих проблемы. «...Нужно уметь соединять и то и другое,— писал В. И. Ленин,— нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех». Не менее важное значение, по его мнению, имеет в работе по руководству и управлению народным образованием правильная постановка учета, отчетности и контроля, а также проверки исполнения. Изложенные выше ленинские принципы положены в основу теории и практики управления и руководства народным образованием в СССР.
Дальнейшее свое развитие они получили в решениях и материалах партийных съездов, постановлениях партии и правительства по проблемам совершенствования работы общеобразовательной школы и системы народного образования в нашей стране.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.