Условия успешной реализации комплексного подхода к воспитанию


Для успешного применения на практике принципа комплексного подхода к воспитанию педагог должен обеспечить соблюдение целого ряда условий. Их можно подразделить на научно-методические, учебно-материальные, морально-психологические и организационно-педагогические. Прежде всего учителям необходимо хорошо усвоить методологическую и теоретическую сущность этого принципа коммунистического воспитания, а также овладеть системой методических умений, с помощью которых можно осуществить его в практической деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях, а также во время индивидуальной работы с учащимися. Надо подчеркнуть, что речь идет не только об умении проводить отдельные виды идейно-политического, нравственного, трудового воспитания, а о сочетании их в реальном воспитательном процессе. Достичь этого лишь теоретическим путем невозможно. Необходимы специальные методические упражнения, изучение опыта коллег, анализ собственного опыта, выявление типичных затруднений и преодоление их путем целеустремленного самообразования.
Осуществление учебно-материальных условий для комплексного подхода предполагает, что в школьных кабинетах будет сосредоточиваться литература, наглядные пособия и приборы, позволяющие решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, диафильмы о применении науки в практике коммунистического строительства, наглядные пособия нравственно-воспитательного характера, приборы и приспособления для проведения не только лабораторных работ, но и фронтальных опытов, позволяющих каждому ученику приобретать трудовые умения и навыки на многих уроках, посвященных изучению теоретических проблем. В кабинетах должны быть расширены материалы профориентационного характера, данные о местных производствах, учреждениях и памятниках культуры и пр. Все это позволит учителям и воспитателям разносторонне решать воспитательные задачи.
Морально-психологические условия для реализации комплексного подхода к воспитанию прежде всего касаются самого стиля общений воспитателей и воспитуемых. Благоприятный моральный климат на уроках и воспитательных мероприятиях сам по себе является средством нравственного воспитания школьников, а это способствует более быстрому превращению идейных взглядов, определенных трудовых обязанностей в собственные убеждения и устойчивые внутренние мотивы школьников. Вот почему надо специально заботиться о поддержании на уроках и воспитательных мероприятиях хорошего эмоционального тона, заботливого, участливого отношения к детям, к затруднениям их в учебе и пр. Только при этих условиях можно рассчитывать на то, что ученики будут откровенно задавать вопросы, не боясь получить замечание, окрик и пр. Доброжелательные разъяснения будут ускорять процесс превращения знаний в убеждения, что чрезвычайно важно для усвоения мировоззренческих идей, а также всего комплекса воспитательных влияний.
Организационно-педагогические условия для осуществления комплексного подхода в первую очередь предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса — учителей, воспитателей, пионерского и комсомольского актива, ученического актива, родителей и общественности по месту жительства.
В более широких масштабах это касается взаимодействия также и всех средств массовой информации, педагогической пропаганды среди родителей, наставников и др. Причем весьма важно не только согласовать планы участников воспитательного процесса и обеспечить единство их требований к воспитуемым, что весьма важно само по себе. Необходимо комплексно спланировать воспитательный процесс, определить каждому наиболее рациональные функции в комплексном решении воспитательных задач. Более того, необходимо научить каждого из них в комплексе планировать свои воспитательные влияния, умело сочетать методы просвещения школьников, стимулирования и организации их разносторонней деятельности, которая как раз и ведет к всестороннему воспитанию и развитию личности. Когда же родители или актив не владеют методикой комплексного решения воспитательных задач, то их совместная работа со школой не может стать условием комплексного подхода к воспитанию.
В практике работы советской школы в последние годы возникло много ценных организационных форм, которые непосредственно направлены на успешное осуществление комплексного подхода. В системе работы групп продленного дня учащиеся вовлекаются в самые разнообразные виды деятельности, которая развивает их идейно, нравственно, эстетически, формирует ценные трудовые умения и навыки. В некоторых рабочих поселках для нескольких школ создается единый центр внешкольной воспитательной работы, где дети могут заниматься музыкой, хореографией, спортом, изобразительной деятельностью.
В других местах разнообразные кружки и секции создаются для учащихся при профсоюзных клубах, библиотеках. Во многих школах разрешают детям после уроков работать с приборами и наглядными пособиями в кабинетах, заниматься в спортивных залах и пр. Все чаше для учащихся оборудуются творческие комнаты, где они могут заняться техническим творчеством, изготовлением наглядных пособий, овладеть навыками работы с техническими средствами — киноаппаратом, фильмоскопом, магнитофоном, позабавиться познавательными играми и т. п. Все названные условия специально ориентированы на то, чтобы всесторонне развивать детей, а следовательно, они содействуют комплексному подходу к воспитанию. В условиях осуществления комплексного подхода качественно новые оттенки приобретают планирование, организация и контроль за ходом воспитательной работы.
(...) «Примерное содержание воспитания школьников» главное внимание уделяет обеспечению целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, созданию единой комплексной системы воспитательных возможностей школы, семьи и общественности, дальнейшему повышению ведущей и организующей роли комсомольской и пионерской организаций в ученическом самоуправлении. Задача воспитателей состоит в том, чтобы осознать комплексный характер всех основных видов деятельности учеников каждого класса с учетом их возрастных особенностей. Ученикам рекомендуются такие виды деятельности, которые помогают одновременно решать задачи формирования коммунистического мировоззрения, развития общественной активности и политической сознательности, воспитания коммунистической нравственности, сознательного отношения к учению, труду и общественной собственности, позволяют донести до сознания школьников идейно-политическую направленность и нравственный смысл выполняемой работы, в определенной последовательности вооружить учащихся трудовыми умениями и навыками.
В соответствии с «Примерным содержанием воспитания школьников» в школах составляется годовой план работы, в котором идея комплексного подхода получает более конкретное выражение. Основным здесь является учет всех сторон коммунистического воспитания, задач формирования коммунистического мировоззрения и активной жизненной позиции как стержневых качеств личности.
Пользуясь «Примерным содержанием воспитания школьников», воспитатели определяют основные виды деятельности с учетом взаимодействия идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Так, при планировании идейно-политического воспитания учащихся VII—VIII классов наряду с мероприятиями по расширению их политического кругозора учитывается разнообразная общественно полезная работа, связанная с формированием активной жизнен-ной позиции — участие в проведении политинформаций, работа по обучению пионерского актива, выпуск бюллетеней, оформление стендов, руководство и непосредственное участие в различных трудовых делах, имеющих ярко выраженную общественно-политическую направленность, и т. п. Так сливаются воедино вопросы идейно-политического и нравственного развития учащихся.
При планировании трудового воспитания воспитатели в первую очередь выбирают разнообразные по содержанию виды трудовой деятельности учащихся — труд по самообслуживанию, общественно полезную работу, участие в посильных видах производительного труда, общественную и учебную работу и др. Они формируют разнообразные трудовые умения и навыки. В то же время встречи с передовиками производства, изучение социалистических обязательств шефствующего предприятия, рассказы о работе выпускников, избравших необходимые для своего района профессии, материалы газет и журналов о трудовых подвигах советских людей обеспечивают усвоение учениками идейно-политического смысла труда. Организация бесед и диспутов о сущности коммунистического отношения к труду, о нетерпимом отношении к тунеядству, обсуждение материалов проверки сохранности школьного имущества, вопросов взаимопомощи и взаимной требовательности в труде является фактором, обеспечивающим тесную взаимосвязь трудового и нравственного воспитания школьников.
(...) Однако система мероприятий не исчерпывает всего богатства воспитательных влияний на личность школьника. Поэтому комплексный подход должен быть ориентирован на разносторонний рост каждой личности, а не только на проведение системы мероприятий.
Идея комплексного подхода к воспитанию не может быть успешно решена без всестороннего изучения школьников. Н. К. Крупская писала: «...чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Тут ... важно знание интересов ребенка, его взглядов, стремлений, его жизненного опыта, необходимо знание людей, которые его окружают, условий, в которых он живет». Изучение школьников позволяет привести педагогические воспитательные влияния в соответствие с особенностями воспитуемых, обеспечив своеобразный педагогический резонанс, при котором сама личность начинает помогать педагогу реали-зовывать воспитательные задачи, а не противиться его воздействиям, что обычно встречается при плохом знании и плохом учете особенностей учеников. Разностороннее изучение школьников позволяет педагогам затем планировать более конкретный комплекс воспитательных задач. Зная наиболее слабые стороны воспитанности учеников данного класса, пионерского отряда или комсомольской группы, воспитатели смогут сделать акцент именно на этих сторонах, сохраняя при этом комплексность постановки воспитательных задач. Например, если в классе высокая успеваемость, ученики хорошо обосновывают значение труда, убедительно анализируют нравственные или безнравственные поступки и действия литературных героев, но сами проявляют пассивность в общественно полезной деятельности и труде, то воспитателям необходимо обратить внимание на воспитание действенного отношения к труду, на убеждение школьников в том, что необходимо сочетать теоретические знания с активной практической деятельностью на пользу своему коллективу, району, городу. Порой в трудовых дeлaУs школьников дают себя знать мотивы повышенного честолюбия, материальной корысти.
В этом случае саму трудовую деятельность придется подкрепить более глубокими моральными общественно значимыми убеждениями и мотивами. Отсюда следует, что целостное изучение школьников и их коллективов позволяет выбирать главное звено в деятельности воспитателей по комплексному решению воспитательных задач. Выделение главного звена в свою очередь избавляет воспитателей от чрезмерной перегрузки при письменном планировании задач воспитательных мероприятий, так как в планах отражаются лишь особо важные задачи. Более того, по мере накопления опыта комплексного планирования и осуществления воспитательных задач необходимость в письменной фиксации этих задач будет уменьшаться и педагоги смогут ограничиваться лишь их специальным продумыванием.
Особенностью комплексного подхода к воспитанию в условиях учебных заведений и воспитания является обеспечение не только единства всех сторон воспитания, но и реализация важнейшего условия целостного формирования личности — единства ее обучения и воспитания. Например, идейно-политическое воспитание нельзя сводить только к политическому информированию, обучению, образованию. На это обращал внимание В. И. Ленин: «...не может быть никакого политического воспитания вне политической борьбы и политических действий».
Необходимо сливать воедино политическое образование школьников на уроках с их активной политической внеурочной деятельностью. У них надо формировать активную непримиримость к буржуазной идеологии и морали, к паразитическому образу жизни эксплуататоров, свойственному буржуазному обществу. Это требует активной борьбы с пережитками прошлого, с религиозными влияниями, мещанством, эгоизмом и другими негативными качествами. То же самое можно сказать и о таких сторонах обучения и воспитания, которые связаны с нравственным, трудовым, эстетическим и физическим становлением личности. Здесь также надо соединять учебный и воспитательный процессы в единый и целостный педагогический процесс, обеспечивающий воспитание личности в широком смысле.
Одним из конкретных проявлений такого единства является осуществление принципа соединения обучения с производительным трудом, которое обеспечивается, например, в советской школе в последние годы путем увеличения числа часов в учебном плане на трудовое обучение, расширением производственной практики, созданием ученических бригад и учебно-производственных комбинатов, выполнением производственных заказов в школьных мастерских и цехах, проведением летних трудовых четвертей и пр. Здесь также объединяются в единый поток обучение и воспитание школьников.
Отсюда следует, что нельзя ограничиться воспитанием детей на уроках, важно широко и всесторонне развивать внеучебную воспитательную работу в самых различных формах.
Важнейшим элементом воспитательного процесса в условиях советской школы является хорошо организованное самовоспитание учащихся. При слиянии воспитания и самовоспитания процесс развития личности идет более интенсивно, с меньшими затратами времени и усилий воспитателей и воспи-туемых. Особенно высокая эффективность достигается в том случае, когда самовоспитанию придается комплексный характер. Обеспечивается это тем, что ученики сами ставят перед собой задачи идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Это не исключает, конечно, а предполагает, что в определенный период особое внимание будет уделено той или иной стороне воспитания, которая по мнению товарищей или в результате самоанализа оценивается как наиболее слабая. Но в стратегическом плане самовоспитание ориентируется именно на всестороннее развитие личности. Анализ практики воспитательной работы показывает, что ученики испытывают особенно большие затруднения в комплексной постановке задач самовоспитания, а не в решении одной из них, например в воспитании воли, настойчивости и пр.
Задача педагогов состоит в том, чтобы в индивидуальных беседах помогать ученикам намечать постепенно все более широкие комплексы задач самовоспитания, создавать условия для обмена опытом учеников по организации самовоспитания, учить их самоанализу и самооценке успехов и неудач в формировании своих личностных качеств. В последнее время все большее внимание уделяется психологической подготовке учеников старших классов к самовоспитанию.
Учителя рекомендуют им соответствующую литературу, дают консультации, учат приемам самоприказа, аутогенной тренировки и др. Но при этом надо не забывать о том, что самовоспитание нельзя сводить лишь к развитию психологических аспектов личности. Психология призвана помогать комплексному решению воспитательных задач. Многое может сделать пионерская и комсомольская организации. В практике их работы применяются коллективные обсуждения характеристик учеников. На таких обсуждениях высказываются советы по самовоспитанию определенных качеств личности. (...) При анализе воспитательного процесса и его результатов выясняется: как были сформулированы воспитательные задачи того или иного мероприятия (урока, вечера, конкурса и пр.), носили ли они комплексный характер, были ли конкретизированы воспитательные задачи с учетом специфических особенностей данного коллектива; каково содержание различных видов деятельности учеников в ходе данного мероприятия; соответствовало ли содержание воспитательного мероприятия таким принципам коммунистического воспитания, как высокая идейность, партийность, связь с жизнью, практикой коммунистического строительства, доступность для учеников, яркость, эмоциональность, убедительность; сочетались ли методы воспитания школьников с методами организации их активной деятельности в ходе подготовки и проведения самого мероприятия, дополнялись ли названные методы стимулированием активности учеников.
Точно так же при анализе воспитательного мероприятия главное внимание следует сосредоточить на выяснении, какой след в сознании и поведении школьников оставило оно, какие вызвало отклики, чувства, мысли, поступки и в трудовом, и идейно-политическом, и нравственном аспектах.
При изучении школьников классным руководителям, комсомольскому и пионерскому активу надо наблюдать во взаимосвязи их общественную и трудовую активность, а также нравственную воспитанность. Исключительно важное значение при этом приобретает оценка единства слова и дела, реального осуществления в повседневном поведении тех идейно-нравственных принципов, которые школьник излагает во время ответов на уроках, в своих сочинениях и выступлениях на комсомольских собраниях, пионерских сборах или классных собеседованиях. При комплексном подходе нельзя удовлетворяться успехами школьника в одной области, допустим в учебе.
Мы отмечали уже, что комплексный подход к воспитанию является одним из принципов воспитания в условиях социалистического общества. Наряду с ним воспитатели должны руководствоваться принципами коммунистической целенаправленности и партийности воспитания, связи воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства, единства сознания и поведения, воспитания в труде, воспитания личности в коллективе, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, уважения к личности ребенка с разумной требовательностью к нему, опоры на положительное в человеке, учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, преемственности в воспитании, единства педагогических требований школы, семьи и общественности.
Поэтому принцип комплексного подхода хотя и актуальнейший, но не единственный принцип воспитания, и успешное применение его должно осуществляться в тесной взаимосвязи со всеми другими принципами воспитания.
При рассмотрении более широкой проблемы построения целостной системы коммунистического воспитания необходимо соотнести системный и комплексный подходы к воспитанию. Системный подход к воспитанию обеспечивает целостное построение всей системы воспитательной работы, которая предполагает активную деятельность и взаимодействие всех субъектов воспитания, четкое планирование их взаимодействия, умелое распределение функций, взаимосвязь всех основных компонентов воспитательного процесса (задач, содержания, методов, форм, средств воспитания и анализа его результатов), создание благоприятных условий для воспитания. Он предполагает преемственность в воспитании на всех его этапах, обеспечение одновременного комплексного решения всех задач воспитания. То есть системный подход предполагает наличие комплексного подхода к воспитанию как важнейшего элемента построения целостной системы коммунистического воспитания молодежи и всех трудящихся.
(...) Особое внимание следует уделить отработке умения составлять характеристики отдельных учеников и класса в целом и учитывать их при комплексном планировании воспитательной работы с данной группой учеников. Полезно выполнять специальные упражнения по формированию умения выбирать оптимальное содержание, формы и методы воспитания. Надо учиться координировать свои усилия с комсомольской и пионерской организациями, родителями и общественностью, комплексно анализировать результаты воспитательного процесса.
Успешное осуществление комплексного подхода к воспитанию предполагает усвоение особенностей содержания, форм и методов отдельных сторон воспитания, которые сливаются воедино при комплексной организации воспитательной работы. Поэтому в последующих главах мы остановимся на отдельных направлениях воспитательного процесса, подчеркивая постоянно их место в комплексном решении воспитательных задач школы.

Основные понятия и классификация

Под методом воспитания в советской школе понимают способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Эта деятельность направлена на решение задач коммунистического воспитания.

В сложном и динамичном воспитательном процессе учителю приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач. Задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Отражая двуединый характер воспитания, методы служат одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы, которые называются приемами воспитания. По отношению к методу приемы воспитания носят частный, подчиненный характер. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других — как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т. д.) Коммунистическое воспитание характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью.

Классификация методов воспитания

Формирование методологических основ советской педагогики сопровождается разработкой теории методов коммунистического воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания.

Классификация помогает выявить в методах воспитания общее и частное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становятся более понятными и очевидными назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Так углубляется научная мысль учителя, создаются предпосылки для педагогического творчества. Явления воспитания очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия. Этим объясняется тот факт, что в существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Одна из классификаций выделяет в качестве методов воспитания убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). От этой классификации несколько отличается группировка методов воспитания, предложенная Т. А. Ильиной и И. Т. Огородникозым. Она включает в себя методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, методы стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием.

Более последовательной и современной представляется классификация методов воспитания, содержащаяся в учебном пособии «Педагогика школы» под редакцией Г И. Щукиной (М., Просвещение, 1977). Мы придерживаемся именно этой классификации. Ее построение опирается на ряд исходных теоретических положений.

Формирующаяся личность школьника представляет собой сложное динамическое образование, которое характеризуется внутренним единством и целостностью. Многообразные качества личности тесно связаны и являются лишь различными ее сторонами. Любое качество будет менять свое содержание и строение в зависимости от того, в какой структуре личности оно дано, с какими другими качествами и особенностями субъекта оно связано и в какой системе связей оно выступает в данном конкретном акте поведения человека.

Воспитание изменяет личность постольку, поскольку оно ведет к возникновению мыслей, чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе воспитания учащихся необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующее эмоциональное состояние, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. Вполне очевидно, что развитие и совершенствование каждой из этих сфер личности требуют соответствующих способов педагогического воздействия.

В свете сказанного методы воспитания можно условно объединить в три основные группы.

Первая группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них коммунистических взглядов и убеждений. Необходимость методов названной группы вытекает из принципа единства сознания и деятельности. Человек становится личностью не только и не столько благодаря внешней, предметной, практической деятельности Надо всегда иметь в виду деятельность внут реннюю, психическую, деятельность сознания. Выше подчеркивалось, что процесс формирования личности ребенка опирается прежде всего и главным образом на опыт, приобретаемый в по вседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Однако воспитание не может замыкаться и полностью определяться личным опытом воспитуемого. Не менее, а, может быть, более важно, как воспринимается, оценивается, осмысливается человеком данный опыт. К тому же складывающийся в процессе практической деятельности эмпирический опыт никогда не сможет охватить всего исключительного богатства общественных отношений и духовных ценностей, накопленных многими поколениями людей. Например, чтобы освоить хотя бы в основных чертах нравственный потенциал общества посредством личного опыта, индивиду пришлось бы прожить не одну жизнь, но так и не овладеть им полностью.

Именно поэтому воспитание иногда определяют как воспроизводство социального опыта в индивиде. Перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования предполагает обращение к сознанию, которое заключает в себе обобщенное и систематизированное представление о законах, принципах и нормах жизни труда, науки, морали, эстетики. Приобщение к социальным ценностям делает возможным формирование у воспитанников понятий, суждений, оценок — всего того, что лежит в основе взглядов и убеждений личности. К методам формирования сознания личности относятся беседы, лекции, диспуты, пример.

Вторая группа методов воспитания предусматривает организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения. В советской педагогике общепризнан тезис, что формирование личности человека осуществляется лишь при наличии необходимых условий жизни и деятельности. Деятельность эта не только выражает внутренний мир личности, она сама есть решающий фактор самодвижения и развития личности. В состав этой группы методов воспитания входят педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций.

Третья группа объединяет методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников.

Поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая призвана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдерживать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности. Данную группу методов составляют соревнование, поощрение и наказание.

В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.