Умственное воспитание


Все чаще применяется теперь термин «идейно-нравственное воспитание», отражая все углубляющееся единство идейно-политического и нравственного воспитания.
Можно сказать, таким образом, что умственное развитие — это процесс созревания умственных сил и формирования мировоззрения человека, происходящий в результате всей сово купности возможных жизненных влияний и воздействий. Умственное же воспитание связано прежде всего с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся, по формированию у них научного мировоззрения.
Овладению молодежью знаниями огромное значение придавал В. И. Ленин. В своей речи на III съезде РКСМ в 1920 г., призывая молодежь учиться, он говорил, что «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». При этом В. И. Ленин подчеркивал, что для усвоения знаний не нужна зубрежка, что для развития и совершенствования памяти нужно знание основных фактов, без которых не может быть современного образованного человека, но самое главное в процессе усвоения полученных знаний — это переработка их в сознании, формирование на их основе коммунистического мировоззрения.
Эти ленинские указания и рекомендации являются особенно актуальными сейчас, когда значительно возрос объем знаний, которыми нужно человеку овладеть на современном этапе развития науки и техники, когда чрезвычайно остро встает вопрос и о том, что именно нужно отбирать из всего объема научной информации и как следует строить работу по прочному усвоению отобранного учебного материала.
Специальные знания, высокая профессиональная подготовка общая культура человека превращаются теперь в обязательное условие успешного труда все более широких слоев трудящихся.
В настоящее время изменяются требования и к самому складу ума современного работника. Он должен обладать значительной гибкостью ума, широтой и системностью мышления, быть психологически готовым к переменам условий труда и характера трудовой деятельности, которые связаны с модернизацией производства и к пополнению и обновлению своих знаний. Это означает, что у современного молодого человека должно быть воспитано стремление к непрерывному совершенствованию и пополнению своих знаний и выработано умение их приобретать.
Все это показывает, что роль умственного воспитания в эпоху научно-технической революции значительно возрастает и само оно приобретает ряд новых черт и особенностей.
Задачи умственного воспитания включают:
вооружение учащихся запасом общеобразовательных знаний, соответствующих требованиям научно-технического и социального прогресса;
формирование основ научного, диалектико-материалистического мировоззрения;
развитие умственных сил и познавательных способностей учащихся;
развитие потребности в образовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении общего кругозора.
Успешное решение задач умственного воспитания зависит прежде всего от содержания обучения, применяемых методов и способов организации познавательной деятельности учащихся. Проводимая непрерывно работа по совершенствованию содержания школьного образования нацелена не только на обновление его содержания, приведение его в соответствие с современным уровнем развития науки, техники, культуры, но и на внесение изменений в сами принципы организации учебного материала. В числе их: выделение ведущих научных и мировоззренческих идей, усиление межпредметных связей, обеспечение большего соответствия возрастным возможностям учащихся. Реализация задач умственного воспитания связана и с применением методов, ориентированных на максимальное развитие познавательных и творческих сил учащихся. В связи с большим значением, которое придается сейчас подготовке человека к самостоятельному применению знаний, в центре внимания учителя стоят и вопросы обучения учащихся основным приемам культуры умственного труда.
При организации занятий больше времени уделяется всем видам работы, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой информации.
Учитель при этом сам должен служить примером увлеченности своим предметом, проявлять творческий подход к его преподаванию, эрудированность и осведомленность о новейших достижениях в своей области и смежных областях, знание соответствующей литературы. Решение задач умственного воспитания на современном этапе общественного развития предъявляет новые значительно возросшие требования к образованию, общей и методической культуре учителя и воспитателя, его общему развитию. От него требуется собственная активность в познании нового, наличие интереса к пополнению своих знаний.
В заключение следует подчеркнуть, что от правильного и успешного решения задач умственного воспитания во многом зависит более действенное использование в народном хозяйстве трудовых ресурсов, обеспечение профессионально-квалификационной мобильности кадров, столь необходимой для дальнейшего научно-технического прогресса.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.