Трудовое воспитание и политехническое образование


Большую роль в обеспечении профессионально-квалификационной мобильности кадров, формировании умения быстро ориентироваться в происходящих научно-технических переменах и постоянно осуществляемых нововведениях в технологических процессах играет трудовое воспитание и политехническое образование.
Трудовое воспитание является важнейшей составной частью коммунистического воспитания, оно теснейшим образом связано с задачами умственного воспитания и подготовкой учащихся к труду.
Еще К. Маркс и Ф. Энгельс, изучая тенденции развития общественного производства и машинной индустрии, указывали на необходимость и важность получения молодыми людьми политехнического образования, которое должно знакомить молодежь с основными принципами всех процессов производства и одновременно давать навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. Именно такое образование должно преодолеть пагубную односторонность развития рабочего при разделении труда в условиях капиталистического производства и помочь ему быстрее приспосабливаться к изменению характера труда в результате технических переворотов и возникновения новых отраслей промышленности и производства.
К. Марксом и Ф. Энгельсом во многих работах выдвигалась и обосновывалась идея соединения обучения с производительным трудом, с материальным производством, что рассматривалось как важнейшее средство всестороннего развития личности и получило отражение в «Манифесте Коммунистической партии».
С первых же шагов становления советской школы В. И. Ленин в качестве важнейшей задачи выдвинул задачу осуществления в школе общего и политехнического образования. Так, в разработанной при участии В. И. Ленина Программе партии, принятой на VIII съезде РКП (б) в 1919 г., было записано, что должно быть обеспечено введение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет.
В Программе Коммунистической партии Советского Союза записано, что обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть связано с жизнью, с производительным трудом.
«Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» определен статус средней общеобразовательной школы, было подтверждено еще раз, что массовая средняя школа должна и дальше развиваться как трудовая, общеобразовательная, политехническая.
Эта же установка получила отражение и в ряде статей Конституции СССР (ст. 25, 40, 45 и др.), определяющих роль и направление работы советской школы и системы народного образования, гарантирующих право на труд и получение необходимой образовательной подготовки.
Понятие «трудовое воспитание» в целом более широкое, чем «политехническое образование», которое является одним из путей подготовки учащихся к участию в общественном производстве. Трудовое воспитание включает как важнейшую задачу выработку коммунистического отношения к труду, уважения ко всякому труду и к людям труда, формирование потребности трудиться, чтобы труд стал первейшей необходимостью человека, вступающего в жизнь.
Одной из важнейших задач трудового воспитания является подготовка учащихся к правильному выбору профессии.
Особенно остро задачи трудового воспитания были поставлены перед школой в последние годы в связи с развитием научно-технической революции, которая, как подчеркивалось на XXV съезде КПСС, придает иной, чем прежде, характер труду и предъявляет новые требования к подготовке человека к труду.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.