Способы выражения оценки Пятибалльная система отметок в советской школе


Количественным выражением оценки является отметка. До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе, равно как и в различных нормативных документах, допускается синонимическое понимание этих терминов. Так, почти всегда, когда имеется в виду отметка, речь идет о «выставлении оценок», о «системе оценок», о «нормах оценок» и т. п. Между тем «оценка» и «отметка» — понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные.
Отметка условно выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах или так называемых баллах. В разных странах применяются различные системы для количественного выражения учебной деятельности учащихся в баллах. В Италии, например, принята одиннадцатибалльная система, в Голландии — десятибалльная, в социалистических странах (ГДР, ЧССР, ПНР, ВНР и др.) — пятибалльная. В советской общеобразовательной школе применяется также пятибалльная система отметок, причем высшим баллом считается «5», а низшим «1» (в некоторых странах, например в ГДР, наоборот).
Объективность и точность выставляемых учащимся отметок при оценке результатов их учебной деятельности обеспечивается установлением соответствующих критериев (см. Устав средней общеобразовательной школы)
По отдельным предметам учебного плана средней школы разработаны конкретные и специфические критерии отметок (получившие по указанной выше причине название «примерных норм оценок»). В них указывается, каким требованиям должен отвечать устный или письменный ответ учащегося для аттестации его соответствующим баллом. Эти примерные нормы оценок основных знаний, умений и навыков теперь включены в содержание школьных учебных программ. Четкое знание их и использование в повседневной работе является обязанностью каждого учителя-предметника.
Пятибалльная система отметок, применяемая в советской школе в течение длительного времени, играет определенную положительную роль в качестве своеобразного стандарта, который позволяет при условии правильного ее применения объективно отражать результаты учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем в процессе контроля проявляются и серьезные негативные стороны, когда учителя вследствие неправильного отношения (по различным причинам) к требованиям обеспечения объективности выставляемых отметок, допускают нарушения.
Негативная сторона практики контроля заключается прежде всего в том, что в школах иногда допускается фетишизация отметок, которые становятся главным, а в ряде случаев даже единственным показателем качества учения школьников и работы учителя. Дело осложняется часто еще и тем, что отметки констатируют только уровень знаний учащихся, основанный на работе их памяти и репродуктивной деятельности, не отражают всестороннего развития, наличия и глубины мировоззренческих понятий и убеждений, самостоятельности и активности, творческих способностей, коллективистических и других положительных качеств формирующейся в процессе обучения личности, навыков умственной деятельности, практических навыков и навыков самообразования.
В практике контроля за деятельностью учащихся допускаются факты завышения и занижения отметок, выставляемых на уроках Завышение отметок является следствием проявления либерализма учителей в оценке знаний, умений и навыков, приводит к снижению уровня подготовки учащихся, занижение отметок вызывает утрату интереса школьника к учению и веры в свои силы и возможности К сожалению, в качестве определяющего критерия учебной деятельности отдельных учащихся, класса и школы часто фигури рует так называемый средний балл успеваемости, практика вы ведения которого во многих случаях носит чисто формальный характер. Средний балл успеваемости получается как среднеари фметическое значение отметок, полученных учащимся за неко торый период времени в результате текущего контроля. Сумма всех баллов за этот период делится на их количество, и получается средний балл безотносительно к тому, за что и когда был выставлен тот или иной балл в течение учетного периода без учета динамики учения школьника и его развития. Однако полученный таким образом балл используется для характеристики личности ученика, сравнения и оценки результатов учебно-воспитательной деятельности учащихся, учителей и школ.
Особенно сложной в практике применения пятибалльной системы является проблема двойки. Проблема эта заключается в том, что полученная двойка обычно психологически травмирует учащегося, вызывает у него отрицательные эмоции. Морализация и нотации, которыми учителя нередко сопровождают выставление двоек, лишь ухудшают положение, так как приводят к образованию у ученика определенного смыслового барье ра, вследствие которого действия учителя не достигают цели, а ученик приходит к сознанию своей неполноценности, несправедливого отношения к нему и т п Психологическое воздействие двойки продолжается даже тогда, когда она исправлена последующими отметками, так как она остается в классном журнале, в дневнике ученика, входит в средний балл успеваемости и т д. Проблема двойки состоит и в том, что учителя в некоторых случаях используют ее в качестве средства борьбы с нарушениями «Правил для учащихся», с недисциплинированностью и недостаточным прилежанием школьников. Двойку необоснованно выставляют за отсутствие у ученика на уроке дневника, тетради, спортивной формы, за сам факт невыполнения домашнего задания и т. п.
Большую опасность представляет наблюдаемая иногда инерция отметок, т. е. выставление их по установившейся традиции, согласно которой ответ отличника нельзя оценить плохим баллом ни в каком случае, а слабоуспевающий ученик не может получить «вдруг» отличную или хорошую отметку, если даже за свой ответ он ее объективно заслуживает.
Нарушения педагогических требований к выставлению отметок приводят в некоторых случаях к тому, что школьники стремятся к получению пятерок и четверок не ради приобретения знаний, овладения умениями и навыками, формирования качеств личности, а с целью сохранения и упрочения своего престижа в школе, в семье. Другие учащиеся, которые по различным причинам не могут добиться желаемых отметок, теряют веру в свои возможности и никак не реагируют даже на отрицательные отметки.
Сложность применения пятибалльной системы обусловлена также и тем, что установленные нормы оценок являются средними и ориентировочными. Все богатство оттенков ответов учащихся невозможно вложить в жесткие рамки пяти баллов. Многие учителя, особенно начинающие, нелегко справляются с выставлением отметок в соответствии с установленными нормами, прибегая к расширению пятибалльной системы за счет введения дополнительных обозначений к отметкам в баллах (плюсов и минусов, точек и букв и т. п.). Считая в принципе возможными известные коррективы к выставляемому официальному баллу за выявленные при проверке результаты его деятельности, отметим, что всякие обозначения недопустимы в классных журналах. Учитель может их фиксировать только в своих личных записях.
Передовые учителя и работники органов народного образования, дидакты и психологи, методисты разрабатывают и реализуют меры по устранению формализма в оценке учебного труда учащихся. Так, на уроках оценивается в баллах не каждый ответ учащегося; с целью более обстоятельного выявления общего уровня подготовки ученика практикуется выставление отметки за все виды учебной деятельности его на данном уроке (так называемый поурочный балл) или за ответы ученика на нескольких уроках с учетом участия его в обсуждении ответов своих товарищей, практикуется комментирование и мотивирование выставляемых отметок, указание путей улучшения учения школьников.
При выведении итоговых отметок большее значение придается отметкам, полученным за ответ по сложному материалу, на итоговых и контрольно-обобщающих уроках, за выполнение творческих заданий, за классные письменные работы, причем незнание одного раздела программы не компенсируется даже хорошим знанием другого. В начальных классах общеобразовательных школ некоторых регионов нашей страны, а с 1981/82 учебного года в школах Народной Республики Болгария проводится обучение без отметок с лаконичными или развернутыми оценочными суждениями учителя и коллектива учащихся. Проводится успешный эксперимент обучения без двоек в начальных классах многих массовых школ и некоторых школах рабочей молодежи. Стремясь к устранению отрицательного психологического влияния двойки на ученика, некоторые учителя предоставляют ученику, получившему двойку, право на любом уроке исправить ее подготовленным ответом по материалу, за который была получена двойка.
Министерством просвещения РСФСР разработаны рекомендации «О дополнительных мерах по преодолению формализма в оценке результатов труда учителей и учащихся» (1981), в которых, в частности, учителям предлагается «руководствоваться примерными нормами оценки знаний и умений учашихся, включенными в учебные программы ... не допускать выведения четвертных (полугодовых) и годовых оценок как среднеарифметического из оценок текущей успеваемости без объективной проверки и учета фактического уровня итоговых знаний учащихся».
Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности учащихся за определенный период. Основой этого учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками, в классных журналах и других формах школьной документации, а также оценочные суждения учителей. Учет учебной работы учащихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам четверти, полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы учащихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы учителей и учащихся за определенный период.

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.