Специфика форм обучения и воспитания


В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т. д., то в воспитательном процессе — воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния и пр.
В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей.
Процесс обучения, как правило, протекает в строго оформленной учебной группе — классе, по определенному учебному плану, по строго очерченным программам. Процесс воспитания в условиях общеобразовательной школы не столь строго регламентирован. Он имеет лишь рекомендательное примерное содержание. Протекает этот процесс в ходе общественной, политической, куль турно-массовой, спортивной, художественной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива и их членов, умело направляемыми педагогами в такое русло, которое определяется примерным содержанием воспитания школьников соответствующего возраста. На сравнительно длительном отрезке времени все члены ученического коллектива должны пройти через разнообразные виды деятельности и воспитательные ситуации, которые обеспечат возможно более всестороннее воспитание и развитие личности.
В ходе воспитания чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя не учитывать при организации этого процесса; более того, ими надо активно и в меру возможностей данного коллектива управлять.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.