Работа с родителями учащихся


Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне ее.
Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.
Одним из основных его принципов в работе с родителями является опора на положительное в личных качествах родителей и семейном воспитании.
Родители, говорится в методическом письме «О работе классного руководителя»,— своеобразный, постоянно действующий и организуемый на общественных началах коллектив. Как всякий коллектив, он должен иметь свою организацию, органы управления, уполномоченных, распределение обязанностей. Классный руководитель во всей своей работе опирается на этот коллектив, прежде всего на его высший орган — родительское собрание. Родительское собрание избирает свой рабочий орган — родительский комитет.
У школы и советской семьи единая воспитательная цель — всестороннее развитие детей. У них общие подходы к воспитанию, во многом общие методы и средства педагогического воздействия, общие представления о результатах воспитания.
Семейная педагогика обладает рядом преимуществ перед воспитательной деятельностью классного руководителя: родительская любовь, интимность отношений, возможность шире применять единство морального и материального стимулирования, а также использовать в воспитательных целях совместный досуг и др. Родители имеют возможность действенно влиять на самовоспитание школьников. Классный руководитель знакомит родителей с путями более полного использования этих преимуществ семейного воспитания.
Основная функция педагога состоит в установлении единых требований школы и семьи в воспитании школьников. Единство требований не означает их тождества. Речь идет об общих подходах к режиму работы, оценке отношения школьника к учению, труду, общественной работе и досугу. Важно, чтобы эти требования не воспринимались школьником как «единый фронт» против него.
Общие задачи воспитания успешнее решаются через родительский коллектив. Поэтому классный руководитель направляет свои усилия на сплочение этого коллектива и его планомерное функционирование. Большое значение он придает подготовке и проведению родительских собраний, которые используются как для выработки обшей тактики воспитания, так и для педагогического просвещения родителей. Классные собрания могут быть-организационные, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, итоговые четвертные собрания Не следует проводить совместных собраний родителей и учащихся в форме разбора дисциплинарных дел и состояния успеваемости учащихся. Но школьники могут организовать выставкч своих работ или выступить перед родителями с художественной самодеятельностью Во всех случаях не следует допускать грубых сопоставлений успехов в учении и труде учащихся. Родители всегда болезненно воспринимают любую неудачу своего ребенка Классный руководитель заинтересован в повышении педагогической культуры родителей. С этой целью он содействует успешной работе педагогического лектория или народного университета педагогических знаний, организует встречи родителей с учителями, преподающими в его классе, юристами, пропагандирует литературу о воспитании, проводит индивидуальные и групповые консультации. Образовательный уровень современных родителей позволяет не ограничиваться общими рекомендациями по воспи танию детей, как и элементарными примерами из практики семейного воспитания, а раскрывать перед родителями закономерности педагогического процесса, знакомить их с достижениями психологии обучения и воспитания, давать глубокие санитарно-гигиенические, физиологические и другие знания, необходимые для полноценного воспитания детей в семье.
Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Их результативность зависит прежде всего от взаимного желания сотрудничать, взаимного доверия уважительности и взаимной требовательности. Стиль их отношений, как правило, определяет классный руководитель.
Приглашение (а не вызов) родителей в школу и посещение их на дому осуществляются по предварительной договоренности. Классный руководитель информирует родителей об успехах ученика, акцентируя их внимание на положительном, говорит о трудностях и неудачах школьника, стараясь выяснить причины и мотивы ослабления в учебе, совместно определяют методы педагогической помощи. Встречи с родителями педагог использует для изучения семьи.
Классный руководитель акцентирует внимание родителей на их специфических задачах и методах воспитания. Так, в идейно-политическом воспитании родители влияют на сознание детей через правильные оценки событий общественной жизни и свой образ жизни. В умственном воспитании родители должны не повторять работу учителя, а создавать необходимые условия для выполнения домашних заданий, приучать их к разумному режиму, предупреждать неудачи, поощрять трудолюбие и настойчивость в учении, формировать ценностное отношение к творческому мышлению. Через совместный труд воспитывать у детей привычку к труду, бережливость и расчетливость. Нравственность ребенка формируется прежде всего характером внутрисемейных отношений. Есть свои особенности и в правовом, половом, эстетическом и физическом воспитании. Особая задача классного руководителя — помощь родителям в экономическом воспитании детей. Исследования показали, что подростки и даже старшеклассники, как правило, не участвуют в распределении семейного бюджета. Одни родители считают деньги злом, с которым дети должны столкнуться как можно позже. Другие, наоборот, безотказно снабжают детей деньгами, «премируют» их деньгами за учебу и услуги. Третьи выдают деньги для накопления, берут у детей взаймы, а затем отдают с процентами и т. д.
Вместе с тем родителей интересуют вопросы: что думают сами дети о деньгах? Что необходимо детям знать и уметь, чтобы зарабатывать деньги? Следует ли детям предоставить свободный доступ к деньгам? Как научить их жить не ради денег, но относиться к ним бережливо? И т. д.
Ничто так не способствует сближению школы с семьей, как приглашение родителей для бесед с учащимися, для руководства кружками и секциями. При этом возрастает авторитет родителей, а также заметно повышается интерес их детей к учению и школе.

Воспитание активной жизненной позиции у школьников — ведущая задача классного руководителя

Многогранная работа классного руководителя приобретает единство и целенаправленность при определении ведущего ее звена. Таким звеном является формирование у школьников активной жизненной позиции.
Задача воспитания активной жизненной позиции у молодежи, поставленная XXV съездом партии как задача нравственного воспитания, в школьной практике стала ведущей задачей всего процесса коммунистического воспитания.
Активная жизненная позиция как интегральная характеристика человека включает в себя коммунистическую убежденность, высокое сознание общественного долга, коллективистическую направленность, способность учиться, работать и жить по-коммунистически.
Все многообразие самых лучших человеческих качеств кристаллизуется в единую систему вокруг убеждений школьника. Вот почему воспитательные усилия классного руководителя должны быть направлены прежде всего на формирование верных и устойчивых взглядов и убеждений. Большое место в его внеклассной работе занимает изучение с учащимися жизни и деятельности В. И. Ленина, революционных, боевых и трудовых традиций КПСС, советского народа. Среди разнообразных педагогических средств важная роль в этой работе с учащимися IV—VII классов принадлежит внеклассному чтению. Знакомясь с книгами В. И. Ленина и его соратников, учащиеся узнают о главных этапах деятельности величайшего мыслителя и революционера, полнее осознают его историческую роль.
Старшеклассникам посильны подобранные классным руководителем произведения В. И. Ленина, его письма. Классный руководитель считает одной из важнейших атеистическую работу среди учащихся. Вместе с пионерской и комсомольской организациями он проводит беседы и лекции, тематические атеистические вечера, чтение и обсуждение атеистической литературы, обсуждение кинофильмов, организует выпуск атеистических бюллетеней, посещение музеев. В старших классах эффективно проходят лекции-диспуты, вечера вопросов и ответов. Высшим этапом атеистической работы во внеурочное время является участие старшеклассников в атеистической пропаганде в школе и вне ее.
Идейному созреванию школьников способствуют утвердившиеся в практике воспитательной работы формы и методы патриотического и интернационального воспитания: беседы о Советской Армии и Военно-Морском Флоте, просмотр героических фильмов и телепередач, читательские конференции по военно-патриотической тематике, встречи с воинами Советской Армии, военно-патриотические игры и др.
Активная жизненная позиция это непримиримое отношение растущего человека к врагам социализма, борьба с чуждой нам идеологией. Усилия классного руководителя направлены на то. чтобы научить подростков и старшеклассников разоблачать происки империалистов, в частности разбираться в информации, а также украшениях, нашивках, наклейках и т. п.
В структуру активной жизненной позиции входят лучшие нравственные качества советского человека. Их формирование — особая задача классного руководителя.
Нравственность начинается с чувства. Поэтому первая забота классного руководителя — сдружить учащихся в коллективе, развить у них доверие и симпатии друг к другу, научить школьников сочувствовать и сопереживать товарищам по классу. Педагог, обладая высокой эмоционально-нравственной культурой, задает стиль гуманных отношений в классе. Каждая встреча с учениками начинается и проходит в благожелательной обстановке, которая не исключает разумной и тактичной требовательности друг к другу. Он показывает также пример уважительного отношения к советским законам.
В плане классного руководителя предусматривается система мер по формированию нравственно-правового сознания: этические и правовые беседы, встречи с лучшими людьми, работниками юстиции, диспуты, просмотры и обсуждения кинофильмов, оформление стендов и уголков, посвященных Правилам поведения учащихся. Для старшеклассников организуется факультатив «Уроки нравственности».
Идейно-нравственные убеждения проверяются и закаляются в делах на общую пользу. Поэтому идейно-политическое и нравственно-правовое просвещение школьников дополняется включением их в разнообразную общественно-политическую деятельность. Подростки шефствуют над октябрятами, пропагандируют общественно-политическую литературу, работают юнкорами, участвуют в политических акциях молодежи и т. д. Старшеклассники ведут лекционную работу, выполняют функции вожатых пионерских отрядов, политинформаторов, состоят членами клубов воинствующих атеистов и оборонно-массовых кружков. В этой работе помощь классного руководителя должна быть особенно тщательной и действенной.
Эффективность воспитания коммунистической убежденности во многом зависит от овладения школьниками опытом общественно-политической работы, основу которой составляют навыки политинформаторов и пропагандистов. Опытные классные руководители кропотливо и целеустремленно учат школьников методам и формам агитационно-пропагандистского труда.
Нравственно-правовое просвещение закрепляется в моральном выборе, в деятельности и поведении. Создавая практические ситуации, классный руководитель учит школьников самостоятельно принимать правильные поведенческие решения, поступать в соответствии со своими убеждениями. Действенным средством для воспитания единства слова и дела являются пионерские и комсомольские поручения.
Активная жизненная позиция школьника проявляется в его сознательном и заинтересованном учении. «Учиться на совесть!» — должно стать правилом для всех учащихся.
Воспитать такое отношение к учению — дело всех учителей и родителей, но у классного руководителя в решении этой задачи имеются свои возможности.
Наблюдая за работой учащихся на уроках, классный руководитель помогает учителям учитывать индивидуальные особенности учащихся, вместе с тем он регулирует учебную нагрузку школьников, чтобы она не превышала установленных Уставом школы норм. Классный наставник изучает учебные трудности и совместно с родителями, учителями и активом класса устраняет их. Одни учащиеся нуждаются в дополнительных занятиях, другие в усиленном контроле, третьи в повышенном внимании и даже лечении, четвертых надо научить приемам умственной работы. Важно организовать в классе взаимопомощь между учащимися. Она осуществляется на добровольных началах в форме товарищеского сотрудничества.
Легче и с большим интересом учатся те школьники, которые лучше владеют учебными умениями и навыками, культурой учебного труда. В уголке «Учись учиться» вывешиваются советы о развитии мышления, памяти, об общих приемах решения задач и др.
Классный наставник в единстве с учителями формирует у школьников познавательный интерес. Он способствует включению учащихся в работу предметных кружков, организует беседы на научные темы и встречи с учеными, актив класса под его руководством пропагандирует научно-популярную литературу и т. д.
Ответственность — высший моральный мотив учения. Он формируется прежде всего под влиянием общественного мнения в коллективе класса. С этой целью проводятся классные часы и беседы: «Хорошо учиться — твой первейший патриотический долг», «Учиться надо трепетно и победно», «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою» и др. В старших классах организуются лекции и диспуты о роли знаний в коммунистическом строительстве. Комсомольская организация проводит дни науки, техники и производства. Учащиеся выступают с докладами по интересующим их проблемам.
В пособии «Примерное содержание воспитания школьников» классный руководитель найдет рекомендации о формах и методах этой работы с учетом возраста.
Активная жизненная позиция формируется и проявляется в творческом, сознательном и добросовестном труде учащихся. Он является основой безошибочного выбора будущей профессии. «Сделать труд радостным,— писала Н. К. Крупская,— может лишь правильно поставленный выбор профессии. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку выбрать профессию». У классного руководителя в этой работе свои функции. Он изучает интересы и склонности учащихся, их профессиональную направленность. От класса к классу он знакомит учащихся с профессиями, интересующими школьников, и прежде всего с массовыми рабочими специальностями. С этой целью он проводит беседы, организует встречи с представителями разных профессий, экскурсии и т. д.
В старших классах он способствует включению учащихся в производительный труд, в котором они пробуют свои силы. Педагог формирует у школьников правильный подход к выбору профессии, согласно которому необходимо руководствоваться: а) потребностью народного хозяйства в специалистах, б) своими интересами и склонностями, в) собственными способностями и возможностями.
Однако основой профориентации является общая трудовая подготовка школьников. Если они умеют и привыкли трудиться, то легче и определеннее выбирают сферу будущей трудовой деятельности. Важно, чтобы учащиеся прониклись уважением к людям труда, могли бы психологически и практически включиться в труд. Классный руководитель создает условия для каждодневного коллективного творческого, общественно полезного труда. Это прежде всего работа по самообслуживанию, которая требует добросовестности и ответственности. В любое время года найдется работа на территории школы, в колхозе, совхозе, подшефном детском саду. Этот труд должен быть не авральным, а заранее спланированным и рассчитанным на смекалку и находчивость учащихся.
Классный руководитель пристально наблюдает за физическим трудом учащихся по дому. (...) Важным составным компонентом активной жизненной позиции школьника является его отношение к искусству, которое стало ареной идеологической борьбы. Уже с младшего подросткового возраста на беседах об искусстве классный руководитель учит различать подлинную музыку, живопись, архитектуру и т. д. от различного рода отклонений и извращений.
Высшим уровнем эстетической культуры учащихся является эстетика их поведения. Поэтому классный руководитель в своей работе соединяет эстетическое и нравственное в единый процесс.
В укреплении здоровья учащихся классный руководитель принимает самое деятельное участие. В этой работе он сотрудничает с учителями общих предметов и физического воспитания, пионерским вожатым, школьным врачом и родителями. Получая информацию о здоровье учащихся, воспитатель планомерно выявляет состояние здоровья своих воспитанников и в нужном объеме сообщает ее другим педагогам.
Учет состояния здоровья школьников в педагогическом процессе необходим для создания максимально благоприятных условий для их учения и труда, а главное — для принятия мер по укреплению здоровья учащихся.
Воспитательная работа классного руководителя направлена прежде всего на усвоение учащимися ленинской мысли о том, что здоровье каждого человека — это общественное достояние. И далее: здоровье не просто природный дар, умение беречь его — великое искусство, которому надо учиться.
Со своей стороны классный наставник с помощью родителей следит за режимом труда и отдыха воспитанников, предупреждая перегрузки. Вместе со школьным врачом он не допускает, чтобы учащиеся выходили на спортивные соревнования без достаточной тренировки.
Система санитарно-гигиенических бесед включает в себя ознакомление школьников с организацией умственного труда, с правилами гигиены, требованиями к питанию, движению, дыханию, занятиями физкультурой и спортом.
Беречь и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих — в этом проявляется одна из сторон активной жизненной позиции школьника. Классный руководитель следит за тем, чтобы каждый его воспитанник ежедневно занимался физзарядкой, а также каким-либо видом спорта. С помощью своего актива он организует подвижные игры на воздухе, ходит с учениками в походы.
Особый предмет для бесед с учащимися — вред курения и алкоголя. Здесь должна быть своя система сохранения здоровья юных. Главное в этой работе — вызвать у учащихся отвращение к вредным привычкам. Нельзя недооценивать при этом значения разъяснения вреда курения и алкоголя. Чтобы преодолеть недоверие к взрослым, полезно пригласить на классный час человека, бросившего курить. Необходима беседа врача с применением таблиц и диапозитивов.
Начиная с IV класса классный наставник организует систему бесед: «Действие алкоголя на организм человека», «Почему алкоголь особенно вреден для детей и подростков?», «О предрассудках по поводу полезности алкогольных напитков», «Алкоголь и способности человека», «Алкоголь и продолжительность жизни человека», «Алкоголь и потомство», «Ущерб, наносимый обществу алкоголем». Полезны встречи учащихся с врачами, юристами, экономистами и другими специалистами.

Планирование и учет работы классного руководителя

Успех многогранной воспитательной работы с классом во многом зависит от качества ее планирования. Работа классного наставника — это деятельность, устремленная в будущее. План его работы предусматривает лишь основные вехи развития учащихся, а его сущность состоит в научно обоснованном проектировании становления и развития коллектива и каждого школьника. Прогнозирование воспитательной деятельности требует от классного руководителя четкого представления о целях и задачах советской школы, знания закономерностей психического развития личности, овладения методами и формами воспитания человека.
Предвидеть — значит ясно и конкретно представлять себе результат воспитательной деятельности, хорошо знать критерии эффективности воспитания. Поэтому, приступая к планированию работы с классом, классный руководитель продумывает, не только свою тактику, но и глубоко осмысливает стратегию воспитания. Он вновь и вновь обращается к задачам, поставленным Коммунистической партией и Советским правительством перед школой, а также к теории педагогического процесса.
Руководящими материалами для планирования воспитательной работы являются: Программа КПСС, решения партийных и комсомольских съездов, пленумов, постановления ЦК КПСС по вопросам идеологической работы и совершенствования образования в стране.
Необходимо знать инструктивно-методические материалы: методическое письмо Министерства просвещения СССР «О работе классного руководителя»; «Примерное содержание воспитания школьников»; программу «Ориентир».
При составлении плана следует учесть основные требования к нему: правильность и конкретность воспитательных задач; меру детализированности и краткости плана; оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности учащихся; сочетание перспективности и злободневности в намеченных видах работы; единство педагогического руководства и активности учащихся, связь внутриклассной работы с работой вне школы; учет возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, уровня воспитанности детей и условий их жизни; согласованность плана с другими планами школы, а также планами работы пионерской и комсомольской организаций.
Воспитательную работу лучше планировать на учебную четверть.
План составляется до начала учебных занятий после летних и зимних каникул, но представляется руководству школы на утверждение к концу первой учебной недели. В течение этой недели классный руководитель обсуждает план с пионерским или комсомольским активом класса, а также советуется с коллегами по параллельным классам, учителями, руководителями школы, активом родителей.
План работы составляется в одном экземпляре и находится у классного руководителя.
На практике утвердилась такая структура плана: характеристика класса, задачи воспитания, система воспитательной деятельности.
Титульный лист плана включает в себя название школы, фамилию, имя, отчество классного руководителя, класс, четверть и учебный год.
В начале плана дается характеристика класса, в которой отражается состояние воспитанности коллектива класса и отдельных учащихся. Отмечается степень сплоченности коллектива, действенность общественного мнения о нем, соотношение актива и остального состава класса, т. е. степень развития активности всех учащихся, качество знаний учащихся, характер взаимопомощи внутри коллектива, отклонения от норм поведения со стороны отдельных учащихся и их причины. Указываются также доминирующие интересы учащихся и другие особенности класса. Характеристика служит основой для конкретизации задач воспитания на четверть.
Затем классный руководитель формулирует основные задачи воспитательной работы с классом. Общие задачи по возрастным группам учащихся даны в программе «Примерное содержание воспитания школьников», которой руководствуется педагог. Поэтому задачи не должны быть ни чрезмерно общими, ни предельно узкими, но должны учитывать целостность формирования личности и специфику конкретных условий воспитания (возраст, воспитанность учащихся, социальное окружение и т. п.).
Задачи воспитания можно детализировать таким образом, чтобы они соответствовали разделам плана. Ставить задачи к отдельным видам воспитательной работы нецелесообразно, так как это может повести к формализму, ведь любая работа в классе направлена на всестороннее развитие учащихся. Систематичность в воспитательной деятельности — одно из основных требований к плану работы классного руководителя. Она прежде всего требует установления преемственности в воспитательной работе между классами. Учет возрастных особенностей школьников в воспитании — важнейший принцип планирования работы с классом. Хорошим ориентиром при этом служит пособие «Примерное содержание воспитания школьников». Учет этих особенностей идет по следующим направлениям:
содержание воспитательной работы — расширение общего кругозора, развитие политических, атеистических, нравственно-правовых, эстетических и других понятий;
методы воспитания — переход от разъяснений классного руководителя к самостоятельному анализу явлений общественной жизни, углубление связи теории с практикой;
формы воспитательной работы — переход от индивидуальных и групповых бесед к диспутам и теоретическим конференциям; от простой исполнительской работы к самостоятельной общественной деятельности. Осуществляя преемственность, классный руководитель предупреждает вредное «топтание на месте», постепенно усложняет задачи и формы воспитательной работы (чем не допускает ослабления интереса учащихся к общественной жизни школы и класса), учитывая успехи в развитии учащихся. При переходе учащихся из класса в класс педагог обеспечивает постоянное обновление видов воспитательной работы, давая учащимся большой простор для самостоятельности и инициативы, расширяя самоуправление учащихся.
Нет нужды в жесткой унификации формы плана работы классного руководителя. Важно лишь, чтобы план содержал систему воспитательной деятельности педагога, предусматривающую не только то, что он будет делать, но и то, как будет осуществлять воспитательную работу.
(...) Рекомендуется включать в план такие разделы: общественно-политическое воспитание, формирование сознательного отношения к учению, нравственное и правовое воспитание, трудовое воспитание и профориентация, эстетическое воспитание, укрепление здоровья учащихся, работа с родителями. Возможны и другие разделы и другая их последовательность. Ориентиром при этом может служить программа «Примерное содержание воспитания школьников», которая варьирует состав и последовательность разделов в зависимости от возраста учащихся. Полезно включить в план раздел «Социально-психологическое изучение учащихся». В этом разделе предусматривается наблюдение за учащимися в школе, вне ее, ознакомление с условиями жизни и воспитания в семье и др.
Жизнь выдвигает перед классными руководителями большие и малые задачи, которые в той или иной форме должны отражаться в их планах по всем годам работы. Такими вопросами, в частности, являются: охрана природы, правила дорожного движения, дети и закон, мальчики и девочки, правила для учащихся, самовоспитание, алкоголь и здоровье, курение и здоровье, культура речи и многие другие.
Одним из сложных вопросов в работе классного руководителя является педагогическое руководство деятельностью пионерской и комсомольской организациями. Эта помощь должна фиксироваться в его плане работы в форме педагогического руководства деятельностью пионеров и комсомольцев. Например: «Предложить комсомольцам выступить инициаторами проведения конкурса...», «Подсказать учащимся темы комсомольских собраний на 1-е полугодие по вопросам: «Знания и твое завтра», «Только ли в способностях дело?» Или: «Помочь пионерам организовать клуб «Глобус» и предложить следующую программу...», «Помочь пионерам в подготовке сбора отряда» и т. д.
Известно, что воспитательная работа оценивается не по количеству видов деятельности, а по ее качеству, т. е. по тому, как она способствовала всестороннему развитию личности и сплочению коллектива. Поэтому одинаково недопустимы как перегрузка класса различными мероприятиями, так и недогрузка ими. В первом случае неизбежно напластование одного вида работы на другой и нервозность школьников, во втором — вялость в жизни коллектива.
В плане должны оптимально сочетаться словесные и практические методы работы. Отдавая предпочтение организации деятельности учащихся, нельзя недооценивать роль разъяснения и идейно-нравственного просвещения.
Следует поощрять кооперирование и взаимопомощь классных руководителей. Хорошо подготовленная педагогом беседа может быть проведена в нескольких классах. Знания и опыт педагога, ценный для воспитания учащихся, не должен ограничиваться рамками одного класса. Приводя в действие этот педагогический резерв, коллектив учителей вместе с тем будет экономить свои силы.
План не догма, а основная программа действий. В нем предусматриваются главные дела, кроме которых ежедневно идет организационно-педагогическая работа, определяемая наличной ситуацией.
Значительные коррективы плана должны быть согласованы с организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Для анализа эффективности проводимой воспитательной работы классному руководителю полезно вести педагогический дневник, который не входит, однако, в обязательную отчетную документацию.
На основе плана воспитательной работы на четверть классный руководитель может составлять план на неделю, который конкретизирует воспитательные мероприятия. Его можно совмещать с дневником классного руководителя.
Выявлять результативность работы классного руководителя - значит получать обратную информацию о его работе. Это необходимо, во-первых, для оценки качества воспитательного процесса, а во-вторых, для коррекции этого процесса.
Главный показатель эффективности воспитания — это уровень воспитанности учащихся. Воспитанность школьника всегда относительна, так как личность находится в постоянном развитии и становлении. Тем не менее можно говорить о воспитанности учащегося в каждый данный момент его изучения.
Чтобы судить о воспитанности школьника, важно увидеть его ведущие, или, как говорят, интегральные, свойства, в которых концентрируются основные достижения личности. Таким свойством является активная жизненная позиция, сердцевиной которой выступают убеждения и направленность личности, ее потребность в нравственном поведении, единство слова и дела.
Воспитанного человека характеризует гуманная, коллективистическая направленность. Она побуждает его всегда отдавать предпочтение интересам общества, коллектива, других людей, поступать в соответствии со своими подлинно идейно-нравственными убеждениями.
О результатах воспитания классный руководитель судит прежде всего по повседневному поведению учеников. Поведение должно соответствовать принципам и нормам коммунистической морали и советского права, должно быть мотивировано потребностью в добре и справедливости, глубокими личными убеждениями пионера и комсомольца.
Вместе с тем классный руководитель оценивает умственное развитие, трудовую, эстетическую воспитанность школьников. По каждой из этих сторон личности имеется своя методика изучения. Основными критериями выступают:
умственное развитие — быстрота «схватывания» и усвоения учебного материала, успешность решения новых задач, способность моделировать процессы и явления, умение самостоятельно учиться, умение логично и доказательно излагать изученный материал, готовность связать теорию с практикой;
трудовая воспитанность — понимание роли и значения труда для общественной и личной жизни, привычка трудиться на общую пользу, трудолюбие, умение работать коллективно, способность творчески решать практические задачи, правильный выбор будущей профессии;
эстетическая воспитанность — восприимчивость к прекрасному в жизни и искусстве, знание основ эстетики, художественный вкус, овладение каким-либо видом художественного творчества.
Важным показателем воспитанности является стремление и умение школьника работать над собой.

Воспитательная работа комсомольской организации

(...) Учителя-коммунисты здесь имеют возможность непосредственно воздействовать на молодежную организацию, показать образцы партийного подхода к решению назревших вопросов жизнедеятельности как комсомольской организации, так и школьного коллектива в целом.
Кроме того, широко используются и такие формы партийного руководства, как совместные заседания партбюро и комитета комсомола, совещания партийно-комсомольского актива, выступление учителей-коммунистов на педагогических советах, различных совещаниях, научно-практических конференциях, семинарах классных руководителей по вопросам улучшения воспитательной деятельности школьных комсомольских организаций. Партийные организации оказывают повседневную помощь в работе комитета комсомола, разрабатывают систему партийных заданий комсомольской организации, содействуют установлению взаимодействия между семьей и школьным комсомолом, помогают в составлении планов работы, воспитании и расстановке актива, подготовке и проведении массовых мероприятий.
В системе партийного руководства школьным комсомолом используются такие методы, как убеждения, товарищеская критика, стимулирование инициативы и развитие самодеятельности молодежной организации.
(...) Учение — основной вид деятельности школьников. Сочетание учения с общественно полезным трудом, производительным трудом, с идейно-политическим и нравственным воспитанием определяет направленность комсомольской работы в общеобразовательной школе.
Особенность деятельности школьной комсомольской организации в том, что она является органической частью учебно-воспитательного процесса школы. Ответственность перед государством за качество общеобразовательной подготовки школьников и всестороннее развитие их личности несет педагогический коллектив.
Комсомольцы-школьники — самый юный отряд ВЛКСМ. Это требует постоянного учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Особенностью комсомольской организации школы является обновление ее состава каждый год. Это требует большой воспитательной работы по обеспечению преемственности и сохранению традиций комсомольского коллектива, оперативного включения в комсомольскую деятельность новых членов ВЛКСМ и пионеров старших возрастов. Принцип самодеятельности пронизывает всю работу комсомола.
Условия для реализации этого принципа в учебно-воспитательном процессе создаются педагогическим коллективом. При творческом сотрудничестве с учителями мнение комсомольцев по различным вопросам их ученической жизни учитывается, с ним считаются.
Школьная комсомольская организация играет ведущую роль в организации и функционировании ученического самоуправления.
(...) Программа воспитательной деятельности комсомола была изложена впервые в речи В. И. Ленина «Задачи союзов молодежи» на III съезде РКСМ в 1920 г. Воспитательная работа комсомольской организации школы строится на принципах коммунистического воспитания, нормах и требованиях Устава ВЛКСМ. Содержание воспитательной работы комсомола включает основные направления деятельности комсомольских организаций по идейно-политическому воспитанию, формированию общественной активности учащихся, воспитанию ответственного отношения к учению, повышению качества знаний, развитию творческих способностей, познавательной активности, подготовке достойной смены рабочему классу. Содержание воспитательной работы находит отражение в конкретных формах организации разнообразной деятельности учащихся. Н. К- Крупская писала в работе «РКСМ и бойскаутизм» о том, что подростка могут увлечь лишь идеалы взрослого человека, которым он мог бы отдаться со всем свойственным его возрасту энтузиазмом. Таким идеалом для комсомольцев является коммунизм, только лозунгу этому надо придать конкретную форму, ясную и простую, понятную для каждого подростка, как бы мало развитым или малознающим он ни был. Психологически важно, считала Н. К. Крупская, чтобы за провозглашением идеала следовали вполне определенные конкретные правила поведения, вытекающие из признания данного идеала.
Комсомольская организация создает предпосылки для развертывания самых различных видов деятельности, где каждый может найти приложение своим силам и способностям. К числу основных видов деятельности относятся учение, внеучебный труд, общественно-политическая деятельность.
Важнейшее средство развития общественно-политической активности школьников, привлечения учащихся к управлению делами коллектива — комсомольские и пионерские поручения. Совершенствование практики общественных поручений предусматривает возросший уровень общественной активности и познавательных возможностей школьников, возрастные особенности пионеров и комсомольцев, глубину содержания, общественную и личную значимость поручения; соответствие содержания поручений разностороннему характеру деятельности общественно-политических организаций, расширение сферы деятельности и социальных контактов пионеров и комсомольцев; обоснованность распределения поручений, обучение выборного актива и организаторов конкретных дел, текущий контроль за процессом выполнения поручений, стимулирование выполнения поручения (использование поощрения или наказания); усложнение содержания и характера поручения; непременное подведение итогов, анализ конечных результатов выполнения поручений; общественную оценку выполнения поручения каждым школьником.
При организации работы с поручениями следует использовать «Общественные поручения комсомольцев VIII, IX, X (XI) классов», а также примерный перечень пионерских поручений в отряде и дружине, разработанные ЦК ВЛКСМ и Академией педагогических наук СССР.
Ленинский зачет «Решения XXVI съезда КПСС — в жизнь!» является наиболее обобщенной формой работы комсомольских организаций, включающей разнообразное содержание идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Содержание зачета вытекает из ленинских указаний о работе союзов молодежи учиться коммунизму, связывая каждый шаг своего учения, воспитания, образования с практическим участием в жизни, труде, коммунистическом строительстве. Всесоюзный Ленинский зачет имеет следующие организационные этапы: разработка и утверждение личных комсомольских планов; создание необходимых условий и контроль за выполнением принятых обязательств; подготовка, проведение общественно-политической аттестации комсомольцев.
Содержание личного комплексного плана включает: изучение произведений В. И. Ленина, документов партии и правительства, комсомола; работу по повышению качества знаний; участие в общественно-политической работе, выполнении общественных поручений; включение в общественно полезный, производительный труд; нравственное самоусовершенствование и самовоспитание; повышение культурного уровня; участие в научно-техническом творчестве; совершенствование физической подготовки; участие в военно-патриотической работе, участие в шефской работе с пионерами.
Структура личного комплексного плана может быть различной в зависимости от местных условий, особенностей и традиций школы и комсомольской организации.
При составлении личных планов необходимо обратить внимание на реальность и вместе с тем напряженность комплексных планов, отражающих задачи идейно-нравственного становления комсомольцев-школьников; максимальную конкретность; в соответствующих разделах плана назвать работы классиков марксизма-ленинизма, документы партии и комсомола для последующего самостоятельного изучения; указать, по каким предметам комсомолец будет добиваться более качественных знаний, определить конкретные трудовые дела, в которых комсомольцы обязуются принять участие, четко обозначить недостатки характера, которые надо исправить.
В планах следует отразить участие комсомольцев в работе ученического комитета, других органов самоуправления. Важная организационная и педагогическая задача — создать необходимые условия для выполнения принятых обязательств. Положительные воспитательные результаты Ленинского зачета определяются общей организацией работы в школе, традициями самоуправления, системой комсомольского контроля и самоконтроля школьников. Каждый комсомолец отчитывается о ходе выполнения взятых обязательств в течение учебного года один-два раза на аттестационной комиссии, комсомольском бюро или собрании.
Общественно-политическая аттестация проводится комсомольскими организациями ежегодно в январе — феврале. Создаются аттестационные комиссии из комсомольцев, членов партийного бюро школы, учителей, представителей шефствующих организаций, ветеранов партии и комсомола, войны и труда.
Аттестация проводится на комсомольском собрании класса и предполагает широкую гласность. В «Комсомольском уголке» класса, школы освещается ход Ленинского зачета, его конечные результаты, показывается опыт старшеклассников, добившихся значительных успехов в выполнении личных комплексных планов. Участие старших школьников в Ленинском зачете, достигнутые ими результаты необходимо отражать в характеристиках, активных участников поощрять, а наиболее отличившихся представлять к наградам ЦК ВЛКСМ.
Подготовка и проведение Ленинского зачета в школе предполагает ответственное и творческое отношение со стороны всего педагогического коллектива: в этом случае Ленинский зачет на деле станет активной формой всестороннего развития личности старшего школьника.
XIX съезд ВЛКСМ призвал комсомольские и пионерские организации быть активными помощниками партийных организаций и педагогических коллективов общеобразовательных школ в формировании у каждого школьника стремления овладеть глубокими и прочными знаниями основ наук, постоянно их пополнять, творчески использовать в жизни и труде. Борьба комсомольцев за высокое качество знаний, за действенность коммунистического мировоззрения учащихся требует воспитания положительного отношения к учебе, воспитания нового взгляда на знания как на фундамент всестороннего развития личности.
Коллективное сотрудничество комсомольцев-школьников в процессе овладения знаниями — важнейший путь формирования сознательного отношения к учению. Лозунг «Ни одного отстающего рядом» стал нравственной нормой комсомольских организаций страны.
Во многих комсомольских организациях стало традицией поощрение учащихся, добившихся высоких результатов в учении, значками ЦК ВЛКСМ «За отличную учебу», Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, крайкомов, обкомов комсомола, занесение на доску Почета, в Книгу комсомольской чести.
(...) Подготовка участника современного производства предполагает глубокие знания основ наук, овладение трудовыми умениями и навыками, воспитание в духе коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
Задача комсомольской организации — помочь каждому комсомольцу увидеть общественно-политический смысл в каждом деле, которое ему поручено, и так организовать трудовую деятельность, чтобы учить молодых людей новым способам взаимодействия в условиях больших рабочих коллективов, развивать чувство рабочей гордости и чести, помогать в овладении новыми умениями, основанными на самоконтроле, самодисциплине. Развивая самосознание молодых людей и ставя их в условия требовательности и ответственности, комсомольская организация реально помогает каждому молодому рабочему освоить нравственные требования современных рабочих коллективов.
В систему трудового воспитания комсомольцев-школьников прочно вошли всесоюзные комсомольские акции, которые проводятся по решению ЦК ВЛКСМ: субботники и воскресники, трудовые десанты, работа по организации самообслуживания под девизом «Школа — наш дом, мы — хозяева в нем», Всесоюзное соревнование комсомольских и пионерских организаций по сбору бумажного сырья, вторичных полимерных материалов под девизом «Миллион — Родине!», Всесоюзная операция «Живи, книга!» (в связи с переходом на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ). Традиционными стали трудовые подарки, которые дарят родной школе ее выпускники: оборудование учебных кабинетов, пионерских и комсомольских комнат, учебных мастерских, музеев, сооружение спортивных и географических площадок.
Широкий размах приобрело патриотическое движение «Комсомол — сельской школе». Все больше комсомольцев-школьников включаются в производительный труд в период летних каникул, получивших название пятой трудовой четверти. Ее девиз — «Мой труд вливается в труд моей республики».
В школьных комсомольских организациях действует несколько видов трудовых объединений: ученические производственные бригады, школьные лесничества, лагеря труда и отдыха, трудовые отряды старшеклассников. Кроме того, создаются бригады по ремонту и оборудованию школ, сбору лекарственных трав, растений, грибов, ягод, отряды голубых и зеленых патрулей и т д.
Деятельность коллективов трудовых объединений определяется нормативными документами Министерства просвещения СССР и ЦК ВЛКСМ.
Комсомольская организация школы принимает самое активное участие в работе по профессиональной ориентации школьников. Специфическими формами этой работы являются: встречи с ударниками коммунистического труда, производственные экскурсии, дни открытых дверей, лектории по науке и технике, летописи предприятия, конкурсы по профессиям, слеты выпускников средних школ.
Комсомольские поручения играют важную роль в формировании устойчивого интереса к профессии. Наиболее эффективны в этом отношении поручения, позволяющие учащимся заниматься определенной познавательной или трудовой деятельностью. Школьники узнают об особенностях того или иного вида труда, получают информацию о профессиях, а также о тех требованиях, которые они предъявляют к людям. При выполнении профессионально-ориентированных поручений происходит соединение профессиональных намерений и интересов с реальными возможностями школьника.
При организации трудовой деятельности комсомольцев-школьников необходимо соблюдать следующие требования:
труд должен быть организован на коллективных началах;
он должен быть лично осознан и принят каждым как необходимость;
труд должен быть организован в соответствии с законодательством о труде подростков, правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями;
комсомольцы должны подавать пример сознательного, ответственного отношения к трудовым обязанностям, обеспечивать высокое качество производимой продукции.
Труд и учение могут оказаться нейтральными процессами, если они не сопровождаются идеологической воспитательной работой. Именно идеологическая направленность деятельности школьников оказывает определяющее влияние на формирование их комсомольской позиции. Социально активная позиция определяет систему отношений молодых людей в условиях многообразной коллективной деятельности, имеющей общественную направленность. Комсомольская позиция проявляется в отношении к обществу, коллективу, себе, своей роли и месту в обществе. Позицию характеризуют также эмоциональные переживания, связанные прежде всего с чувством удовлетворения (неудовлетворения) от успеха (неуспеха) в общественно полезных делах в интересах коллектива. Социально активная позиция школьников начинает формироваться в деятельности пионерской организации.

Воспитательная работа пионерской организации

(...) Цели и задачи пионерской организации как массовой самодеятельной коммунистической организации детей и подростков к моменту ее возникновения были определены Коммунистической партией, в дальнейшем развиты в ряде партийных документов, конкретизированы в Уставе ВЛКСМ, Положении о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, Памятке о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина «Будь готов!», в марше юных ленинцев.
Положение о Всесоюзной пионерской организации определяет цель детской коммунистической организации как подготовку смены и резерва комсомола в процессе разносторонней деятельности дружин и отрядов.
Цель пионерской организации конкретизируется в задачах, которые определены в решениях съездов комсомола, Уставе ВЛКСМ, Положении о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Пионерская организация воспитывает детей и подростков преданными Коммунистической партии, верными революционным, боевым и трудовым традициям советского народа, воспитывает любовь к своей социалистической Родине и непримиримость к врагам советского народа, воспитывает сознательное и ответственное отношение к учению, интерес к науке, технике, культуре, искусству и способствует формированию всесторонне развитой личности учащегося; активно приобщает учащихся к посильному участию в труде и борьбе советского народа за построение коммунистического общества, воспитывает юных ленинцев в духе братской дружбы народов СССР и интернационализма, укрепляет дружбу с детскими коммунистическими и демократическими организациями зарубежных стран; формирует у пионеров общественную активность, социально ценные качества личности; закаляет пионеров нравственно и физически, воспитывает у них готовность защищать свою Родину.
Перечисленные задачи диалектически взаимосвязаны, и их успешная реализация позволяет пионерской организации активно влиять на идейно-нравственное становление и всестороннее развитие детей и подростков.
Возникновение пионерского движения и история его первых двух десятилетий непосредственно связаны с именем Н. К. Крупской. При участии Н. К. Крупской были разработаны основы пионерского движения, его политическая и социальная сущность, воспитательные возможности, формы и методы работы пионерских коллективов. Н. К. Крупская придавала большое значение стремлению детей участвовать в жизни и деятельности взрослых. Она видела внутреннюю связь между политической сознательностью и культурой рабочих и общественно-политической активностью детей. В этом Н. К. Крупская усматривала могучий фактор коммунистического воспитания и самовоспитания детей.
(...) В памятке «Будь готов!» впервые сделана попытка, исходя из цели и задач Всесоюзной пионерской организации, Торжественного обещания и Законов пионеров Советского Союза, определить общественные обязанности и права пионера. Законы, обязанности и права советских пионеров соответствуют цели и задачам пионерской организации, связаны с моральным кодексом советского человека, Уставом ВЛКСМ, ставят пионеров в положение непосредственного помощника КПСС и ВЛКСМ в борьбе за построение коммунистического общества, предполагают активное участие каждого пионера в делах звена, отряда, дружины, Всесоюзной пионерской организации и тем самым способствуют формированию активной позиции пионера.
(...) На разных возрастных этапах пионерская позиция различна. Например: пионерская позиция школьника III—IV классов выражается в ощущении нового жизненного положения, в чувстве гордости за свою принадлежность к детской коммунистической организации как коллективу, имеющему свои цели, призванному быть помощником комсомольцев и коммунистов, в увлеченности совместной деятельностью звена, отряда и освоения опыта пионерской работы; пионерская позиция школьника VII—VIII классов выражается в осознании своего положения старшего пионера, опытного в делах пионерской организации школы, в повышенной ответственности за сохранение и развитие лучших традиций в пионерской дружине и пионерском отряде, в умении быть организатором работы группы октябрят, отряда, дружины, в умении подготовить октябрят к вступлению в пионеры, в желании трудиться в различных трудовых объединениях школьников, в готовности стать членом Ленинского комсомола.
Пионерская позиция развивается и закрепляется, являясь личной перспективой пионера в его социальном становлении. Педагог, усматривающий в формировании устойчивой пионерской позиции свою важнейшую воспитательную задачу, своевременно преодолевает внешние и внутренние противоречия в развитии личности, успешно организует формирование идейно-нравственного сознания, опыт социалистических отношений, идейно-нравственных качеств личности современного школьника.
Возрастной подход в воспитательной деятельности пионерской организации предполагает целостное знание личности члена пионерского коллектива, учет особенностей личности в целом на конкретном возрастном этапе, а не отдельных ее сторон, свойств и качеств; не только усложнение знаний, умений и навыков, которыми овладевают пионеры, но и усложнение деятельности и общения, всей повседневной жизни пионеров.
(...) Участие подростков в реализации экономических планов, намеченных майским и ноябрьским (1982) Пленумами ЦК КПСС, становится школой воспитания: осознание важности своего трудового вклада в борьбу народа за выполнение заданий партии; формирование хозяйственного отношения к народному общественному добру, бережного, экономного отношения к трудовым ресурсам, более полного и рационального использования того, чем располагает страна, школа, комсомольская и пионерская организации; воспитание социалистической дисциплины труда, организованности, ответственности за порученное дело.
Включение детей и подростков в общественно полезный, производительный труд имеет многообразные формы, и все они нацелены на решение кардинальных задач народного хозяйства страны.
В дни работы VIII Всесоюзного слета пионеров Советского Союза (1981) с конкретными наказами и заданиями к пионерам обратились министерства черной металлургии, сельского хозяйства, здравоохранения, рыбного хозяйства, просвещения, лесного хозяйства, Госснаб и Центросоюз СССР. Участники слета обсудили эти задания. VIII Всесоюзный слет пионеров дал старт пятилетке трудовых пионерских дел. Девиз пионерской пятилетки «Каждому пионерскому отряду — ударное дело, каждому пионеру — трудовое задание!». Всесоюзная пятилетка трудовых пионерских дел отвечает коренным общенародным интересам.
В рамках Всесоюзной пятилетки трудовых пионерских дел пионеры примут участие в осуществлении Продовольственной программы, разработанной XXVI съездом, майским и ноябрьским (1982) Пленумами ЦК КПСС. Операция «Пионерская ферма» предполагает активное участие пионеров в разведении и выращивании кроликов, птиц, ягнят, телят, поросят в колхозах, совхозах и домашнем хозяйстве. В сельских школах будут создаваться кроликофермы. Операция «Зернышко» предусматривает помощь взрослым в подготовке семян к севу, создание в период жатвы на дорогах пионерских постов и дозоров, работу в составе пионерских звеньев ученических производственных бригад и в семейных уборочных экипажах. Пионеры, объявив пионерский заслон потерям, намерены помочь полеводам собрать и сберечь урожай, дать стране тысячи тонн пионерского зерна, овощей, фруктов. Педагоги связывают эту работу с экономическим воспитанием подростков.
Пионеры объявили о походе бережливых. Участники похода за экономию и бережное отношение к школьному имуществу, мебели, книгам, учебникам, всему тому, что сделано руками народа, в каждой школе организуют работу «Пионерских фонариков», операцию «Живи, книга!», помогают в изготовлении наглядных пособий, оборудовании кабинетов, ремонте школьных зданий, благоустройстве дворов и детских площадок в микрорайонах. В пятилетке трудовых пионерских дел ежегодно проводится Всесоюзный пионерский воскресник — 2 октября, Всесоюзная операция по сбору металлолома «Пионерская автоколонна» — в канун дня рождения пионерской организации имени В. И. Ленина.

Самоуправление в школе

(...) Анализ сложившейся практики позволяет назвать характерные черты в системе ученического самоуправления советской школы: последовательное проведение в жизнь принципа демократического централизма; осуществление руководящей роли комсомольской организации по отношению ко всем органам ученического коллектива; создание системы взаимосвязанных органов школьного самоуправления; развитие самоуправления во всех видах жизнедеятельности коллектива; предоставление учащимся реальных обязанностей и прав; диалектическая подвижность и изменение форм самоуправления.
В школе старшеклассники создают самые различные штабы, клубы, секции, кружки. Все они работают под непосредственным руководством соответствующих секторов комитета комсомола или учкома. Например, под руководством сектора идейно-политической работы в школе могут действовать кружки по подготовке учащихся к вступлению в комсомол, клуб интернациональной дружбы, лекторская группа, кружок политинформаторов, объединение корреспондентов школьной газеты. При учкоме создаются советы трудовых объединений, советы школьных музеев и клубов. Так постепенно вокруг комитета комсомола и учкома создается и развивается широкий актив. В школе создаются и временные объединения школьников из разных классов.
Самоуправление как принцип создания и функционирования жизнедеятельности детского и юношеского коллективов является основой воспитательной работы пионерской и комсомольской организаций. Этот принцип записан в Уставе ВЛКСМ, Положении о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина, Памятке о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина «Будь готов!». Таким образом, организаторская и воспитательная работа комсомольской и пионерской организаций является важнейшим фактором развития ученического самоуправления в современной школе.
Специфическая роль комсомола школы в руководстве ученическим самоуправлением заключается в политическом влиянии на школьников. Административные методы руководства в общеобразовательной школе сочетаются с методами, присущими комсомолу как общественно-политической самодеятельной организации. Тем самым обогащается политическая направленность всей жизнедеятельности школьного коллектива.
Комитет комсомола способствует правильной организации работы учкома, пионерской дружины и других органов общешкольного коллектива, осуществляет повседневное руководство ими, лучшим комсомольцам поручает руководить пионерской дружиной, учкомом и другими общешкольными органами, регулярно заслушивает их отчеты на своих заседаниях. Чрезвычайно важна роль комитета комсомола при планировании общешкольных мероприятий.
Высшим органом комсомольской организации является комсомольское собрание. Оно намечает конкретные пути реализации решений партийных, государственных и комсомольских органов, обсуждает различные вопросы комсомольской работы, избирает руководящие комсомольские органы, заслушивает их отчеты, вскрывает недостатки, намечает меры по их устранению. Комсомольское собрание играет ведущую роль в решении целого комплекса воспитательных задач, в развитии школьного самоуправления.
Высшими органами дружины, отряда и звена являются пионерские сборы.
Пионерский сбор решает и осуществляет важнейшие пионерские дела, избирает коллективные органы самоуправления для повседневной жизнедеятельности, обеспечивает каждому пионеру равное право участвовать в решении всех вопросов коллективной жизни и совместной деятельности.
Пионерская организация — первая практическая школа общественной жизни. Поэтому подготовку к вступлению в ряды комсомола следует начинать в пионерской организации. Старшие пионеры — члены самодеятельной общественной организации, руководители пионерского коллектива. ЦК ВЛКСМ рекомендует обращать особое внимание на работу с пионерами старшего возраста, формировать в них стремление получить звание «старший пионер». Важно показать старшим пионерам, что комсомольцы видят в них своих товарищей, что им поручена нужная и сложная работа в пионерской организации, успехи и неудачи которой очень близко воспринимаются всеми старшеклассниками школы. Старшие пионеры должны чувствовать искреннюю заинтересованность в их хорошей подготовке к вступлению в комсомол, к жизни в комсомоле.
(...) В самом общем виде организация работы учкома выглядит следующим образом. На уровне школы: коллективный законодательный орган — общее собрание или ученическая конференция проводится не реже одного раза в течение учебного года. Собрание избирает ученический комитет. В его состав входит председатель, его заместитель, секретарь и члены комиссий — учебной, трудовой, хозяйственной, дисциплины и порядка, санитарной и др. На уровне класса: коллективный орган ученического самоуправления — классное собрание проводится не реже одного раза в месяц. На собрании избирается староста класса. Практика показывает, что главное содержание деятельности учкомов составляет организация учебной, трудовой, хозяйственной, спортивно-туристической, научно-технической и художественной деятельности коллективов.
Учебная комиссия учкома выполняет следующие функции: организует учет посещаемости занятий, борется с прогулами и опозданиями на уроки, контролирует выполнение учащимися режима дня; помогает учителям в оборудовании учебных кабинетов, в создании и организации работы учебного актива (ассистентов, консультантов, лаборантов из числа учащихся), в организации взаимопомощи в учении, внеклассного чтения, подготовке и проведении олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам; участвует в создании фонда учебников и др.
Хозяйственная деятельность учкома направлена на экономное и бережное отношение к материальной базе школы и проходит в форме самообслуживания. Учком организует дежурство по школе, обеспечивает порядок, уборку классов, кабинетов и других помещений школы, благоустройство школьной территории; обеспечивает участие школьников в ремонте мебели, оборудования, учебников и пособий, летом организует ремонт школы; ведет учет сохранности классных комнат, кабинетов, оборудования и мебели.
Особая забота учкома — трудовая и профориентационная деятельность школьников. Это направление в работе учкома тесно взаимосвязано с учебным процессом, хозяйственной и другой деятельностью коллектива. Учком участвует в оборудовании школьных мастерских, в организации технического творчества, трудовой практики учащихся, помогает создавать учебно-методические кабинеты по профессиональной ориентации и принимает участие в их работе, создает трудовые объединения школьников и организует их работу.
В последние годы трудовые объединения школьников получили широкое распространение, что привело к развитию самоуправления школьников в общественно полезном, производительном труде.
Положения о трудовых объединениях школьников, утвержденные Министерством просвещения СССР совместно с ЦК ВЛКСМ, определяют порядок создания органов самоуправления, их функции и взаимодействие, права и обязанности лиц, уполномоченных коллективами.
Участие школьников в управлении производством, финансово-хозяйственной деятельности решает чрезвычайно актуальные экономические, социальные и воспитательные проблемы, формирует у них важные качества работника сферы производства: экономное отношение к материальным ресурсам, хозяйскую расчетливость, бережливость и др.
(...) Функции педагогов в системе самоуправления многоплановы и динамичны на различных этапах становления и развития коллектива и предполагают педагогическое мастерство, высокую культуру, верную политическую ориентацию. Назовем лишь некоторые основные функции, выполняемые педагогами в системе самоуправления: постоянное повышение идейно-политического уровня всех направлений деятельности коллектива, комсомольских и ученических собраний, пионерских сборов; знание и глубокое уважение норм комсомольской и пионерской жизни, прав и обязанностей комсомольцев, пионеров и школьников, всемерное развитие их инициативы и самодеятельности; использование психолого-педагогической информации, полученной в ходе совместной деятельности с ученическими органами, общения с отдельными учащимися для формирования правильного общественного мнения, выработки обоснованных перспектив развития ученического самоуправления; выбор рациональных, соответствующих конкретному этапу развития коллектива форм самоуправления и внесение в них целесообразных корректив по мере накопления опыта, обогащения традиций, изменения задач; обучение учащихся организаторским знаниям, умениям и навыкам; разработка различной внутришкольной документации по самоуправлению (положений, инструкций, памяток).
В развитии самоуправления принимает активное участие весь педагогический коллектив, общественные организации школы. Каждый педагог решает ту или иную задачу в деле совершенствования самоуправления, в работе с активистами.
Ведущая роль в деле совершенствования ученического самоуправления отводится директору школы. Руководство органами школьного самоуправления, по точному замечанию А. С. Макаренко, составляет главную заботу директора современной школы. Он согласно Уставу средней общеобразовательной школы и Положению об ученическом комитете в общеобразовательной школе направляет работу ученического самоуправления, оказывает помощь и содействие комсомольской, пионерской организациям и ученическому комитету, назначает педагогов, оказывающих помощь комиссиям учкома, рассматривает и одобряет его документацию (планы работы, инструкции, памятки и др.).
Активная роль в создании и развитии самоуправления, в организации деятельности учкома принадлежит комитету комсомола, совету пионерской дружины. Комсомол школы осуществляет общее руководство всеми органами самоуправления и обеспечивает идейно-политическое руководство всем коллективом учащихся.
На уровне школы: комитет комсомола, взаимодействуя с руководством школы, со всем педагогическим коллективом, проводит работу по созданию учкома, помогает определить его конкретные задачи на учебный год, наиболее оптимальную структуру учкома, вносит предложения о нормах представительства, сроках проведения общего собрания (конференции), количественном составе учкома, рекомендует комсомольцев и пионеров в его состав, тщательно подбирает кандидатуру председателя учкома, который, как правило, является членом комитета комсомола и наделяется большими полномочиями.
Целый ряд вопросов (таких, как оказание помощи учителю в проведении учебных занятий, внеклассной работы по учебным предметам организация дежурства развитие самообсл\жива-ния, воспитание бережного отношения к школе, школьному имуществу, учебникам, воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения и т. д.) комитет комсомола решает через учком. Секторы комитета комсомола в своей повседневной работе поддерживают тесную связь с соответствующими комиссиями учкома, направляют их деятельность. Работа учкома в IV—VIII классах обсуждается комитетом комсомола совместно с советом пионерской дружины.
На уровне класса: бюро классной комсомольской организации, комсорг, совет отряда совместно с классным руководителем обсуждают и рекомендуют кандидатуру старосты; принимают активное участие в подготовке и проведении собрания, на котором выбирается староста, рекомендуются кандидатуры в учком направляют работу старосты, заслушивают информации, помогают успешно осуществлять свои обязанности, участвуют в подготовке и проведении классных собраний, определении их повесток дня, в оценке поведения отдельных учащихся, характеристик для учащихся — членов ВЛКСМ.
Работа в ученическом комитете, его комиссиях, в качестве старост классов рассматривается комсомольской организацией как ответственное комсомольское поручение.

Задачи и принципы внеклассной и внешкольной воспитательной работы

Термином «внеклассная работа» чаще всего обозначается воспитательная работа, проводимая классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы после уроков; термином «внешкольная работа» — воспитательная работа, осуществляемая специальными внешкольными учреждениями.
В настоящее время, когда усилилось взаимодействие школ и внешкольных учреждений, расширилось понятие «внешкольные учреждения», осуществляется единое планирование и эффективная координация всех воспитательных сил, оказывающих помощь школе в воспитании учащихся, эти понятия часто сливаются и объединяются в одно понятие «внешкольная работа». Термины «внеурочная» и «внеучебная» воспитательная работа можно рассматривать как наиболее широкие и синонимичные, охватывающие все формы воспитательной работы, проводимые вне учебного времени. В последующем изложении отмеченные выше различия понятий «внеучебная», «внеклассная» и «вне школьная» работа будут сохраняться.
С первых же шагов создания сети внешкольных учреждений и начала ведения внешкольной воспитательной работы с детьми появилась необходимость разработать научные основы и общие принципы этой работы, определить содержание, формы и методы работы по отдельным направлениям. Уже в 1923 г. в этих целях создается научно-педагогический институт методов внешкольной работы, а при Наркомпросе РСФСР — Совет художественного воспитания (1924). С 1929 г. в Наркомпросе создается совет по внешкольной работе, возглавляемый Н. К. Крупской. В те годы для работников внешкольных учреждений издавался журнал «Внешкольник», переименованный затем в журнал «Организуйте детвору».
Разработка научно-педагогических основ внешкольной работы с детьми принадлежит Н. К. Крупской, которая написала ряд основополагающих работ, дающих научное обоснование организации и деятельности внешкольных учреждений: «Больше внимания внешкольной работе с детьми», «О детских библиотеках», «О детском кино» и др.
В своей работе она получала большую поддержку от первого наркома просвещения А. В. Луначарского. В своей статье «Что такое образование?» А. В. Луначарский указывал на главные задачи внешкольного приобщения детей к культуре и намечал основные пути реализации этой задачи. Он писал: «Внешкольное образование — есть дело создания и испоаьзования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не простым времяпрепровождением, не простым процессом. Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества и т. д.».
В своих работах Н. К. Крупская рекомендовала вести внешкольную работу по ряду главных направлений, к числу которых ею были отнесены:
политико-воспитательная и общественно полезная работа, занятия по труду и технике, внеклассное чтение, художественное творчество, экскурсионная, натуралистическая, физкультурно-спортивная работа и игры.
Н. К. Крупская писала также, что в основе работы внешкольных учреждений должны лежать те же принципы, которые положены в основу организации юных пионеров, выдвигая на первый план общественную направленность всех организуемых с детьми дел, учет их возрастных особенностей, самодеятельность.
В последующие годы по мере укрепления и развития школы, роста сети внешкольных учереждений разного типа вся внеучебная воспитательная работа приобрела большой размах, она обогатилась новыми идеями, организационными формами, средствами и методами воспитания учащихся. Выше стал и ее научно-методический уровень, что явилось результатом изучения, обобщения и распространения передового опыта, получения научных данных об условиях эффективности и действенности внеучебной воспитательной работы с учащимися разных возрастных групп.
Принято считать, что основным назначением внешкольной воспитательной работы является пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знания и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, оказание им помощи в выборе профессии, культурная организация их досуга.
Внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса. К настоящему времени выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои особенности.
Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы школьникам был предоставлен выбор кружков или секций, которые бы достаточно полно отражали все стороны коммунистического воспитания. Это важно подчеркнуть, так как иногда школа, добившись успеха в каком-то интересном деле, например создав школьный музей, разработав интересные традиции, старается вокруг этого так построить всю воспитательную работу, чтобы это главное дело определяло лицо школы. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету (сбор пожеланий) о том, чем бы ребята хотели заняться после уроков.
Далее, очень важно, чтобы любой вид занятий, в который включается учащийся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу, людям.
Очень важна и опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации каких-либо дел в школе, где учителя все еще много стараются сделать за ребят.
Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело или мероприятие воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе, даже если оно и было подсказано старшими.
Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов, источников их получения и т. д.
Внеклассная и внешкольная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.
Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий с использованием различных организационных форм решалась бы не только одна профильная задача. Необходимо выделить идейно-нравственный аспект, усилить трудовую направленность в процессе подготовки, нравственно-воспитательный эффект. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач.
В последние годы выдвинут принцип охвата всех учащихся теми или иными видами внеклассной и внешкольной работы, и во многих школах он успешно осуществляется.
При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Очень важным условием действенности всех видов внеучебной воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Основные формы организации внеклассной работы

(...) В школах широко распространена кружковая работа, организуемая учителем по своему предмету В предметные кружки, например по истории, литературе, математике, вовлекают учащихся нескольких параллельных (или смежных) классов. Драматическим, танцевальным, кружками выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей руководят, как правило, специально приглашенные школой преподаватели или родители учащихся.
Кружки иногда называют секциями, студиями, обществами (например, общество «Юный химик», клуб историков). В некоторых школах есть свои телестудии (например, в школе № 31 г. Минска).
Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ введен сейчас единый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
В школах часто проводятся лекции (лектории) как по общеполитическим вопросам и международному положению, так и по отдельным вопросам науки, техники, литературы и искусства. Лекции и лектории распространены довольно широко. В ряде школ им придают определенную направленность. Например, лекторий, включающий лекции по естественнонаучной тематике, получает название «Воскресные научные чтения», где с лекциями по определенным темам в особо интересующих их областях выступают сами учащиеся.
Тематические вечера и утренники имеют прежде всего познавательную направленность и посвящаются какой-либо одной специальной теме (например, вечер, посвященный дружбе с Кубой, утренник «Сказки Пушкина»). Чаще всего их проводят для нескольких параллельных классов.
Распространены диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще всего на темы морали, которые привлекают к себе большое внимание, а также праздничные вечера и вечера отдыха.
Во многих школах (например, в школе № 67 Москвы) двери школы во время вечеров или других массовых праздников открыты и для молодежи района.
Очень распространены в школах встречи с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками. Однако могут бытьч.и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча старшеклассников с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути.
Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали и другие формы состязаний.
Предметные олимпиады — очень важное средство развития интереса к знаниям. Особое значение в воспитательном отношении имеет сама разработка вопросов и заданий к олимпиадам, что является часто результатом творческой деятельности членов соответствующих кружков. В ряде школ есть специальные «Кружки интересной встречи» (по математике, физике, химии и т п.), которые в течение года работают над заданиями к олимпиаде.
Состязания, смотры и олимпиады часто проводят для всех школ района. Заканчиваются они городскими и республиканскими состязаниями и смотрами.
Часто в связи с этими конкурсами или независимо от них в школах устраиваются выставки. Это могут быть выставки творчества юных умельцев: «Умелые руки», «Подарки мамам», тематические стенды-выставки («О завоевании космоса», «Жизнь детей за рубежом»), выставки-отчеты об экскурсиях и походах («Что мы видели на заводе», «По местам боев») и т. д.
Школы проводят много экскурсий: в музей, в природу, на производство, в колхоз, совхоз и т. д. Экскурсии имеют большое воспитательное и образовательное значение. Многие из них проводятся учителями-предметниками и связываются с изучением очередных тем и разделов курса.
Все большее развитие получает в школах туристическая и краеведческая работа: туристические походы различного целевого назначения и длительности, экспедиции по плану работы кружков или по заданиям дружины и комитета комсомола (по розыску героев Отечественной войны, сбору народного фольклора, археологические, геологические). Обычно они завершаются выпуском специальных стенгазет, бюллетеней, альбомов, организацией выставок собранного материала и т. д.
В настоящее время в жизни школ большую роль стали играть музеи. В их числе музеи, связанные с изучением жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников, музеи боевой и трудовой славы, музеи, посвященные боевому пути, пройденному воинским подразделением (частью, армией). Многие музеи такого типа носят мемориальный и краеведческий характер (например, школьный музей К. Э. Циолковского в г. Калуге). Организуются и литературные музеи (например, музей-клуб В. В. Маяковского при школе № 79 Москвы).
Работа музеев разнообразна. Она включает постоянное пополнение экспозиций, организацию отдельных тематических выставок, приуроченных к каким-либо памятным датам, проведение силами учащихся экскурсий по музею, переписку с различными лицами и организациями, связанную со сбором материалов для музеев. Воспитательное значение музеев связано и со сбором материалов для него, и с обеспечением его функционирования как важного центра общественной жизни всей школы.
В ряде республик все музеи берутся на учет, проводится их паспортизация. Так, на Украине зарегистрировано около 5 тыс. таких музеев, из которых почетное право называться лучшими получили 349 музеев.
В школе всегда выпускается много стенных газет: отрядные, классные, общедружинные, общешкольные, комсомольской организации, органы отдельных кружков и обществ. Газеты освещают текущую жизнь класса, отряда, школы, интересные находки кружка. Работа по выпуску газет сплачивает большую группу активистов — членов редколлегии, корреспондентов, мастеров сатиры и юмора, художников — оформителей и карикатуристов, учащихся, пробующих свое перо в написании очерков, фельетонов, стихов. Школьные стенгазеты — очень действенное средство разностороннего развития учащихся.
Популярностью пользуются в школах разного рода устные журналы типа «Хочу все знать» с научно-политическими разделами или юмористические. В отдельных школах сложилась традиция выпуска рукописных (отпечатанных на пишущей машинке) журналов, которые чаще всего имеют литературную направленность (типа «Мы пробуем перо», «Наш литературный альманах»).
Большую помощь учителям и учащимся во всех видах внеклассной работы оказывает школьная библиотека, которая устраивает тематические выставки книг, помогает в подборе необходимой литературы. С помощью своего актива библиотеки выпускают общие обзорные или тематические бюллетени, информируют о новых поступлениях, учат ребят пользоваться различными каталогами и справочной литературой, устраивают обсуждение книг, диспуты. Нередко при библиотеке организуется клуб любителей книги, члены которого оказывают помощь библиотеке во всех ее делах и пропагандируют книги среди учащихся.
Интересные диспуты проводит клуб «Факел» одной из рязанских школ. Условием успешности его проведения является выбор действительно интересующей или волнующей ребят темы или проблемы и подготовленность старших (учителей, классного руководителя) к тому, чтобы тактично помочь учащимся в его подготовке и проведении.
Одной из новых форм работы, направленной на повышение ответственного отношения к учебе, являются так называемые общественные смотры знаний, проводимые по отдельным предметам один раз в четверть. В подготовке к этим смотрам большую роль играют консультанты, назначаемые из числа сильных учеников, которые помогают другим учащимся, отвечают за подготовку к смотру кабинетов, наглядных пособий, участвуют совместно с учителями в подготовке вопросников по изученной теме или разделу, по которой назначен общественный смотр.
В некоторых школах для пропаганды определенных областей знания и привлечения к ним внимания учащихся проводятся предметные недели. В ходе недели учащиеся выпускают бюллетени, устраивают выставки книг, читают лекции, организуют встречи с учеными, работающими в данной области.
Специальными формами общественно полезного труда, организуемого во внеурочное время, являются: ремонт школьного учебного оборудования, оформление кабинетов, школьной библиотеки; сбор металлолома, макулатуры; работа на пришкольном участке, озеленение школы, двора, территории микрорайона в зоне комсомольского действия и др.
Большое внимание уделяется сейчас внеклассной физкультурно-спортивной работе: коллективным выходам всем классом на каток, походам на лыжах, играм на свежем воздухе в волейбол, футбол, баскетбол и спортивным секциям, работающим при школах.
К массовым школьным мероприятиям, кроме вечеров и праздников, походов и экскурсий, относятся также массовые митинги солидарности, трудовые десанты с целью сбора средств в Фонд мира. По инициативе Московского Дворца пионеров в феврале начал отмечаться день юного героя-антифашиста. Чаще всего массовые мероприятия проводятся для нескольких классов, близких по возрасту. Такое объединение помогает лучше организовать подготовку к большим школьным праздникам и другим мероприятиям, лучше учесть возрастные особенности и интересы учащихся.
Все эти массовые формы получают отражение в плане воспитательной работы школы, который составляется при участии комсомольской и пионерской организаций школы. В масштабе района, города, республики в последнее время регулярно стали проводиться слеты ученических бригад, школьных трудовых объединений, конкурсы юных механизаторов, лесоводов, друзей природы, техников, конструкторов; кинофестивали любительских фильмов; физкультурно-спортивные состязания «Старты надежд» и др.
Важным принципом проведения всех массовых мероприятий является организация предшествующей подготовительной работы в классах, кружках, секциях с участием каждого ученика.
Относительно новой формой организации внеклассной работы стали во многих школах клубы субботнего или выходного дня. В эти дни в школах работают кружки, проводятся конкурсы, спортивные соревнования, демонстрируются кинофильмы, организуются на спортплощадках или в физкультурном зале игры и соревнования, проводятся экскурсии, посещения кино, театров, музеев. Естественно, проведение внеклассной воспитательной работы в школах полного или продленного дня имеет свою специфику. Несмотря на наличие нескольких вариантов режима учения, труда и отдыха в школах этого типа, общим для всех этих школ является создание лучших условий для организации разнообразной и интересной работы со школьниками в те часы, которые отведены на клубную или кружковую работу, занятия по интересам. У этих школ более тесные и прочные связи и с внешкольными учреждениями.
В небольших сельских школах, там, где нет поблизости внешкольных учреждений, максимально используются возможности кабинетов, актовый и спортивный залы. Здесь широко привлекают родителей, оказывающих помощь школе своими техническими средствами (киноаппаратурой, радиоприемниками и магнитофонами). Учащихся этих школ привлекают к заочным формам участия в различных играх, конкурсах, олимпиадах, организуемых внешкольными учреждениями.
В заключение следует отметить, что, хотя здесь были названы и кратко охарактеризованы различные организационные формы внеклассной работы, на практике чаще всего они применяются в сочетании: экскурсия завершается выставкой; на тематических вечерах выступают кружки художественной самодеятельности, проводятся игры; во время коллективного похода на лыжах проводятся соревнования; туристический поход сочетается с выполнением специальных заданий комитета комсомола и превращается в экспедицию; большинство кружков, клубов и обществ выпускает свои стенгазеты, бюллетени, альбомы, устраивает выставки.
Кроме рассмотренных выше общих форм, используемых для решения широкого круга воспитательных задач, есть и формы, более тесно связанные с отдельными направлениями коммунистического воспитания. Каждая из рассмотренных выше организационных форм имеет, естественно, свою специфику и требует знания методики ее проведения.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.