Пути внедрения результатов исследования


Самое важное в завершенном педагогическом исследовании — это внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявленных закономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику (через педагогическую печать, в устных выступлениях и т. д.); создание новых учебных и методических пособий, базирующихся на полученных данных экспериментального исследования (например, при перестройке обучения в начальной школе); разработка методических инструкций и рекомендаций и т. д. При этом, если подтверждается эффективность и действенность каких-либо педагогических находок учителей-практиков и они получают научное осмысление, интерпретацию и обоснование, организуется пропаганда их опыта, показывается возможность переноса его в иные условия (например, так была организована пропаганда опыта липецких учителей, усовершенствовавших методику организации урока).
Залогом успешного внедрения и распространения результатов педагогических исследований и изученного и научно обоснованного передового опыта является творческое содружество учителей и работников педагогической науки, интерес учителей к чтению научно-педагогической и методической литературы, стремление лично, непосредственно участвовать в опытной и экспериментальной работе, особенно на том этапе, когда организуется массовая проверка новых учебно-методических материалов, в которых заложены новые идеи и отражены результаты научно-педагогических исследований.
Знание основных методов ведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающему учителю, который должен знать и уметь применять эти методы как для изучения опыта других учителей, так и для организации проверки на научной основе своих собственных педагогических находок и открытий, применяемых в иных условиях.
В наиболее общем виде система действий по изучению той или иной педагогической проблемы может быть сведена к следующему: выявление проблемы, определение истоков ее возникновения, уяснение ее сущности и проявления в практике работы школы; оценка степени ее разработанности в педагогической науке, изучение теоретических концепций и положений, связанных с областью исследования; формулировка конкретной проблемы исследования, задач, которые ставит перед собой исследователь, гипотезы исследования; разработка своих предложений по решению данной проблемы; опытно-экспериментальная проверка их действенности и результативности; анализ данных, свидетельствующих о степени действенности и результативности предлагаемых нововведений; рекомендации по более широкой их проверке на практике в случае получения положительных результатов; рекомендации по их внедрению в практику в случае получения в условиях достаточно широкой экспериментальной проверки данных, подтверждающих целесообразность применения предлагаемых нововведений; выводы о значении результатов конкретного исследования для разработки соответствующей области педагогической науки.
В тесном содружестве представителей педагогической науки и педагогов-практиков лежит залог успешного развития советской педагогики и практики коммунистического воспитания. Участие учителей в общем научном методическом поиске представляет характерную особенность современного этапа развития педагогической науки.

Современная буржуазная педагогика

Показывая основные этапы развития педагогической мысли, мы упоминали в первую очередь идеи, мысли и предложения прогрессивных педагогов прошлого. Известно, что в обществе, разделенном на антагонистические классы, правящие классы в своей практике организации системы народного образования опирались и опираются на наиболее реакционные и консервативные педагогические взгляды и концепции, черпая в них аргументы и обоснования для осуществления своей антидемократической политики.
Методологическими педагогическими концепциями, на которые в той или иной мере опирается буржуазия в осуществлении своей просветительной политики на современном этапе, можно назвать прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.
Прагматизм — философско-педагогическая теория, обосновывающая необходимость низкого уровня образования для детей трудящихся, вооружения их лишь сугубо утилитарными прикладными знаниями, умениями и навыками. Знаменосцем этой теории являлся известный американский педагог-прагматист Джон Дьюи, чьи работы оказали влияние на развитие педагогической мысли во всем капиталистическом мире в конце XIX и начале XX века. К середине 50-х гг. престиж педагогики прагматизма Дж. Дьюи значительно упал, так как стало очевидным, что прикладная направленность обучения в соответствии с идеями педагогики Дьюи привела к очень низкому уровню общеобразовательных знаний у значительной части школьников. В условиях же научно-технической революции стала ощущаться потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями, которых нужно было учить по более жестким и информационно насыщенным программам. Однако, несмотря на критику, прагматизм все еще остается ведущим педагогическим направлением в американской педагогике и в ряде других стран капиталистического мира.
Неопозитивизм — философско-педагогическое направление, получившее значительное распространение в связи с попытками философски осмыслить комплекс явлений, порождаемых научно-технической революцией. Это направление в буржуазной педагогике часто называют сциентизмом (от англ. слова science — наука). В обучении акцент делается на экспериментальную методику, овладение исследовательскими умениями и навыками, на рациональную подготовку к жизни, адаптацию к существующим производственным отношениям. Наука противопоставляется идеологии, которая считается излишней. Неопозитивизм — один из важнейших источников теории деидеологизации, требующей обучать учащихся чистым научным знаниям, «без груза идеологии».
Экзистенциализм — влиятельное философское идеологическое направление, распространенное среди представителей творческих профессий, представляет собой философию крайнего индивидуализма. Оно противопоставляется науке, поскольку наука претендует на всеобщность, а у каждой личности свое видение мира, и субъект, по утверждению этих теоретиков, сам творит свой мир таким, каким он его хочет видеть. Акцент делается на противопоставлении индивидуальной человеческой личности — массе, которая давит на личность, а отсюда — отказ от каких-либо коллективных действий, прямой путь к разъединению людей. Экзистенциализм в буржуазной педагогике выступает в роли философской основы теорий индивидуализации обучения, предоставления каждому идти своим путем в обучении в меру «отпущенных ему природой» способностей. В последнее время эти концепции разрабатываются особенно усиленно и являются основой для построения многих новых проектов и футорологических моделей школы и типов обучения. Главная суть приложения этих идей в педагогике — умаление роли целенаправленного педагогического руководства воспитанием и развитием ребенка, противопоставление личности коллективу, а отсюда — протест против форм коллективного воспитания, отрицание общественного долга.
Важным направлением современной буржуазной философии является неотомизм — официальная философия католицизма, развивающаяся как модификация и приложение религиозных положений средневекового теолога Фомы Аквинского к современным условиям. Одним из главных тезисов неотомизма является противопоставление науки и религии, поскольку науке отводится область изучения земных естественных явлений, а религии — область духовного, божественных идей, которые не подчиняются законам природы и идут от бога, поэтому наука и религия дополняют друг друга.
Главное педагогическое приложение этих идей заключается в проповеди христианской нравственности, религиозных догм о смирении, терпении, непротивлении богу, который всех испытывает по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Педагогика неотомизма стоит за воспитание «общечеловеческих» добродетелей: доброты, гуманности, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п., которые должны якобы объединить бедных и богатых.
Сила влияния неотомизма в том, что он является идейной основой обучения и воспитания во всех школах, основанных католической церквью, а также государственных, где в той или иной форме введено преподавание религиозных курсов. Сеть этих школ очень обширна в Италии, Испании, Португалии, Ирландии. Много католических конфессиональных школ во Франции, ФРГ и в других капиталистических странах.
Современная буржуазная педагогика, несмотря на всю пестроту ее направлений, представляет собой в целом теоретическую основу стратегии капитализма в области воспитания и образования как по своим социально-политическим функциям, так и по общей социально-политической классовой ориентации. Она несет большую идеологическую нагрузку, выполняя социальный заказ буржуазии в области подготовки молодежи к вхождению в жизнь в мире капитализма. Наиболее реакционные буржуазные педагоги активно выступают против советской педагогики, стараются опорочить достижения советской системы народного образования.
Здесь были названы основные, наиболее известные направления буржуазной педагогической мысли, которые оказывают определенное влияние на школьную политику правящих классов. Однако главная движущая сила школьной политики — это большая политика, отражающая интересы монополистического капитала, диктующего свои требования в области обучения и воспитания детей и молодежи из различных социальных слоев капиталистического общества, определяющего общую идеологическую направленность всего воспитания и предписывающего усиление тех или иных аспектов в идеологической обработке учащихся.
В настоящее время в условиях обострения идеологической борьбы, нагнетания международной напряженности и гонки вооружений правящими классами ведущих капиталистических стран взят курс на резкое сокращение ассигнований на нужды просвещения, на поддержку самых реакционных теорий, проповедующих ненужность «избыточного» образования детям трудящихся. Дальнейшее усиление получает курс на укрепление элитарного образования (образования для избранных). По существу, лозунг «равенство шансов», который выдвигают демократические силы в борьбе за право на образование для всех детей, заменен принципом «каждому свой шанс», который маскируется заботой о развитии каждого в меру предопределенных ему от рождения (т. е. его социальным положением) способностей.
Одновременно усиливается идеологическая обработка молодежи, разжигаются антисоветские настроения, искажаются и фальсифицируются все достижения советской школы и педагогики в области воспитания нового человека, замалчиваются завоевания реального социализма. И если в период разрядки международной напряженности на щит была поднята теория деидеологизации и конвергенции, предсказывающая возможность слияния двух систем — социализма и капитализма при условии отказа от идеологии, то сейчас в открытую говорят о реидеологизации, усилении политизации школы, необходимости более активной подготовки учащихся к защите демократии «свободного мира», включения их в широко раздуваемые пропагандистские кампании по защите прав человека, против международного терроризма и т. п.
Все это создает в школах стран капитализма нездоровую атмосферу враждебности к странам социализма, и в первую очередь к СССР, помогая правящим классам этих стран под предлогом борьбы против советской угрозы увеличивать ассигнования на военные цели и вести дальнейшее наступление на урезывание прав трудящихся на получение полноценного образования. Критика основных позиций современной буржуазной педагогики дается далее в соответствующих главах и разделах.

Основные факторы, влияющие на развитие человека

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.