Проблема цели воспитания в педагогике


Эффективность воспитательной деятельности во многом зависит от того, насколько четко воспитатель представляет себе цель своей деятельности, насколько глубоко и полно осознает важность и значимость поставленных перед ним задач.
Выдвижение целей и задач воспитания не является простым волеизъявлением правящих классов. Эти цели всегда с неизбежностью отражают потребности общества в людях с определенной образовательной подготовкой и соответствующим отношением к труду.
Глубокий анализ условий развития воспитания, выдвижения целей и отражения их в системе учебно-воспитательных учреждений был произведен К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые установили, что в классовом обществе цели воспитания всегда носят ярко выраженный классовый и исторический характер и в каждую историческую эпоху они определяются развитием производительных сил и производственных отношений.
В классовом обществе официальные цели воспитания, провозглашаемые правящими классами, реализуются через систему учебно-воспитательных учреждений, создаваемых государством. Интересы же и чаяния народных масс всегда воплощались прежде всего в представлениях о воспитании, получавших отражение в произведениях народного творчества, в характеристиках героев сказок, былин, пословицах, поговорках.
Более четкое оформление эти идеи получили в работах прогрессивных педагогов прошлого. Научная же формулировка целей и задач коммунистического воспитания дана К. Марксом, Ф Энгельсом и В. И. Лениным. Для того чтобы лучше понять и уяснить глубокую сущность целей и задач коммунистического воспитания, полезно проследить, как зародилось представление о целях воспитания, отражающих интересы трудового народа, какое они получили развитие и как были исследованы и сформулированы марксистской педагогикой.
Формирование совершенного человека — идеальная цель, волновавшая умы всех прогрессивных педагогов прошлого, мечтавших о справедливом обществе без эксплуатации человека человеком.
В педагогических и философских трудах суждения об идеале человека, к которому должно стремиться воспитание, можно встретить уже в эпоху рабовладельческого строя. В их основе лежала идея гармонии духовной и телесной красоты, которая может быть достигнута путем приобщения людей к искусству духовной культуре, занятиям гимнастикой. Однако в этих представлениях совершенно отсутствовала трудовая деятельность, поскольку эти представления связывались лишь с условиями воспитания и подготовки к жизни детей рабовладельцев, а труд был уделом рабов.
В период раннего средневековья с его культом аскетизма, запретами физических удовольствий и ограничением духовных запросов идея гармонического человека почти не получила развития. В эпоху Возрождения, однако, эта идея стала привлекать к себе внимание педагогов-гуманистов. Они провозглашали культ телесной красоты, призывали к наслаждению искусством, музыкой, литературой. Подобное воспитание мыслилось ими уже для более широкого круга людей, хотя по-прежнему лишь для привилегированных слоев, у которых были средства для того, чтобы давать своим детям разностороннее воспитание и образование.
У социалистов-утопистов Томаса Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Сен-Симона и Ш. Фурье идеал всестороннего гармонического развития приобретает уже иное звучание. Так, преж де всего они рисовали идеал такого воспитания для всех людей, а не только для избранных. Кроме того, их представление о всестороннем развитии отличается от прежнего и по содержанию: они впервые включили в идеал всестороннего, гармонического развития идею труда и выдвинули принцип соединения обучения с трудом. При этом в труде, по их представлениям, должны принимать участие все члены общества.
Пути реализации этой идеи были у них утопическими, поскольку они представляли себе возможность осуществления такого воспитания при сохранении существующего общественного строя. Они мечтали о том, что с помощью правильно организованного воспитания можно построить общество, основанное на принципах разума и справедливости.
Идея разностороннего, гармонического развития близка и французским философам-просветителям XVIII в. Гельвецию, Дидро и др. Особенно широко и глубоко она разработана в педагогических трудах Ж.-Ж. Руссо, высказывавшего мысль о необходимости готовить к труду всех детей и ценившего общение их с природой.
Очень четко мысли о необходимости всестороннего развития человека выражены в работах русских революционных демократов, и в первую очередь Н. Г. Чернышевского, где также на первое место в воспитании выдвигалась разнообразная трудовая деятельность.
Однако во всех работах и высказываниях педагогов и просветителей прошлого, развивших эту идею до появления марксизма, не указывались пути, которые могли бы привести к реализации этих идеалов воспитания. К тому же сами эти представления о гармоническом развитии выводились прежде всего из идеальных представлений о совершенном человеке и не были связаны с изучением объективных потребностей общественного развития.
Только К. Маркс и Ф. Энгельс впервые связали вопрос о цели воспитания с закономерностями развития общества и научно доказали, что всестороннее развитие личности является объективной необходимостью строительства коммунизма и целью коммунистического воспитания.
Проведя глубокий анализ закономерностей развития производительных сил общества, Маркс и Ф. Энгельс установили, что развитии личности общественное разделение труда привело к односторонности развития человека, породило разделение труда на умственный и физический и привело в обществе с антагонистическими классами к появлению разных целей воспитания. Они показали, что рабочий в условиях машинного производства, по существу, был превращен в придаток машины, которая требовала от него лишь односторонних умений и навыков.
Маркс и Энгельс показали также, что в развитии современного машинного производства наблюдаются две тенденции. Первой из них является все более узкая специализация производства, проявляющаяся в дроблении отраслей производства и производственных операций.
Вторая тенденция связана с тем, что постепенно самые разнородные по своей природе производства приобретают определенную общность, создаваемую едиными научными принципами, лежащими в основе технологических процессов и операций, совершаемых машинами. Понимание основ этой общности дает возможность человеку быстро осваивать все технические нововведения.
Рисуя картину будущего общества, построенного на новых справедливых началах, К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что материальной основой социализма и коммунизма должна стать высокоразвитая в научно-техническом отношении производственная база, но, для того чтобы поднять общество на эту высоту, недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств, нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства.
Выдвигая идею необходимости для человека всестороннего развития, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали высокогуманный характер такой цели и указывали, что каждый человек неоспоримо имеет право на полное развитие своих способностей. Они предсказывали, что общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам широко применять свои всесторонне развитые способности.
К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что великая цель построения коммунизма неразрывно связана с осуществлением мечты человечества о раскрытии всего богатства человеческой природы и творческих дарований человека. Они не считали сам процесс разделения труда противоречащим интересам рабочих. Признавая его неизбежность, закономерность и объективную необходимость, К. Маркс подчеркивал, что должно исчезнуть лишь разделение труда в его «теперешнем виде», когда в его основе лежит эксплуатация человека человеком.
Чрезвычайно важным является и выдвинутое им положение о том, что основным условием осуществления идеи свободного всестороннего развития человека является революционное преобразование общества.
Таким образом, впервые в истории всей прогрессивной философской и педагогической мысли К. Марксом и Ф. Энгельсом было научно доказано, что всестороннее, гармоническое развитие человека является объективной необходимостью строительства коммунистического общества и что победа социалистической революции является важнейшим условием и предпосылкой организации такого воспитания, которое действительно будет обеспечивать раскрытие всего богатства человеческой натуры, развитие всех задатков и способностей каждого человека. Касаясь содержания понятия «всестороннее развитие», К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли умственное воспитание, под которым понималось широкое общее образование, физическое воспитание — «такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями», а также техническое обучение, «которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Иными словами, под всесторонним развитием основоположники марксизма понимали единство умственного воспитания и физического развития, соединенного с техническим обучением и участием молодежи в практической трудовой деятельности. Важно еще отметить, что, выдвигая идею всестороннего развития человека, К. Маркс и Ф. Энгельс отнюдь не имели в виду одинаковое развитие у всех людей всех их задатков и способностей или какое-либо выравнивание духовного и физического развития людей. Они подчеркивали, что социалисты никогда не считали, что каждый человек должен стать Рафаэлем, они лишь борются за то, чтобы каждый, в ком сидит Рафаэль, имел бы возможность беспрепятственного развития. Иными словами, они ставили задачу создания равных для всех условий, в которых могли бы проявляться и развиваться таланты и способности каждого, которые, естественно, у каждого могут сильно различаться и встречаться в различных сочетаниях.
Развивая и продолжая учение К. Маркса и Ф. Энгельса о всестороннем развитии и воспитании человека, В. И. Ленин подчеркивал, что школа должна стать орудием всестороннего развития и раскрытия всех талантов, заложенных в человеке, и что капитализм душил и подавлял эти таланты в детях трудящихся.
Еще при подготовке первой Программы РСДРП в 1902 г. В. И. Ленин настаивал на включении пункта о необходимости перестройки общественного производства на новых началах «не только для удовлетворения нужд членов, а для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества». Это ленинское положение было сохранено во второй Программе партии, принятой на VIII съезде РКП (б) в 1919 г. Наиболее же полное отражение оно получило в Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС (1961), где была выдвинута и раскрыта задача воспитания нового человека.
В. И. Ленин выступал и против искаженного толкования понятия «всестороннее развитие» и подмены его понятием — «равноценное развитие». Он говорил, что социалисты борются за общественное равенство, равенство общественного положения, но не ставят задачи добиваться равенства физических и душевных способностей отдельных личностей.
В. И. Ленин также резко выступал против уродливого разделения труда при капитализме и односторонности развития человека, выдвигая при этом задачу устранения при социализме противоположности между умственным и физическим трудом. Рисуя программу социалистического преобразования общества, В. И. Ленин говорил, что для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, но и «уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда». Продолжая эту мысль в другой работе, В. И. Ленин указывал, что идти к коммунизму надо, осуществляя переход «к уничтожению разделения труда между людьми, к воспитанию, обучению и под готовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать». Все эти идеи получили дальнейшее развитие в ленинской теории культурной революции, программе строительства новой, советской школы, призванной стать орудием коммунистического преобразования общества.
Много внимания вопросу о целях, которые государство ставит перед школой, уделяла Н. К. Крупская. Этому вопросу, например, посвящена ее статья «К вопросу о целях школы» Сравнивая задачи, стоящие перед буржуазной и новой, советской школой, она подчеркивала, что буржуазия смотрит на школу как на средство классового господства, а пролетариат смотрит на школу как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому господству, что цели, которые ставит перед школой буржуазия, ведут к подавлению личности громадного большинства детей, а целью советской школы является расцвет личности каждого ребенка, расширение его кругозора, углубление его сознания, обогащение его переживаний. Однако для полной реализации задач всестороннего развития человека были необходимы как социальные, так и определенные материальные условия.
В период строительства социализма в нашей стране произошла подлинная культурная революция, ярчайшими результатами которой явились ликвидация неграмотности и введение всеобщего обязательного среднего образования, создание условий для значительного повышения образовательного уровня всего народа, что заложило прочные основы для реализации задач всестороннего развития человека. Однако социализм, свершив культурную революцию и создав условия для значительного повышения образовательного уровня народа, не смог сразу полностью решить задачу всестороннего развития личности, хотя и заложил прочную основу для ее реализации.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.