Примерное содержание воспитания школьников


Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы «Примерное содержание воспитания школьников» раскрывают содержание воспитательного процесса, построенного на определенных принципах с учетом системы воспитательных влияний, оказываемых на каждого школьника. Рекомендации пособия исходят из марксистско-ленинского положения о том, что личность формируется в деятельности. В пособии представлены самые разнообразные виды практической деятельности, определены пути и формы включения школьников в рекомендуемую деятельность.
Общие задачи воспитания школьников в рекомендациях классифицированы по следующим направлениям:
формирование основ коммунистического мировоззрения;
воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
воспитание политической сознательности и развитие общественной активности;
воспитание коммунистического отношения к труду и народному достоянию, расширение политехнического кругозора и подготовка к сознательному выбору профессии;
воспитание коммунистической нравственности, сознательной дисциплины и культуры поведения; формирование правосознания и воспитание гражданской ответст ве нности;
воспитание эстетической культуры и развития художественных способностей;
физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование навыков санитарно-гигиенической культуры.
В соответствии с указанными основными направлениями конкретизируются задачи, примерные виды и формы деятельности учащихся I—III, IV—VIII и IX—X классов. Даются также рекомендации по организации воспитательной работы как в общешкольном коллективе, так и в процессе совместной деятельности школы, семьи, производственных коллективов и общественности.
Определение конкретного содержания воспитательной работы по каждой школе и каждому классу в «Примерном содержании» осуществляется с учетом их особенностей и условий, уровня воспитанности школьников. «Примерное содержание воспитания школьников» предполагает широкое применение таких пособий и документов, как программа «Ориентир» (рекомендации по содержанию и методике работы с пионерами разных возрастов), «Азбука нравственного воспитания» и др. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы на различных этапах процесса воспитания: при анализе состояния и организации воспитательной деятельности коллектива, при постановке задач, составлении плана и его выполнения, при учете и контроле. На всех этапах воспитательной работы особое внимание обращается на необходимость преодоления поверхностного подхода, формализма и шаблона в воспитании.
Систематическое и последовательное совершенствование личности ученика — важнейший критерий при оценке результативности воспитательной деятельности. Внимание учителя должно быть сосредоточено на том, как осуществление намеченных воспитательных планов содействует более эффективному формированию у учащихся коммунистических взглядов и убеждений, развитию их интересов, нравственных чувств и стремлений, разумных потребностей, умений и навыков, привычек и черт характера. Готовность школьника к труду, к выполнению гражданских обязанностей перед обществом главное при учете результатов воспитательной работы.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.