Преемственность и систематичность педагогических воздействий


Требование преемственности предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логическим продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень.
Процесс воспитания всегда обращен к целостной личности Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конкретную воспитательную задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивает переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.
Например, школьника привлекают сначала к труду по благоустройству своего класса, потом школы, пришкольного участка, он помогает убирать урожай в колхозе, работает в строй отряде, руководит пионерским отрядом и т. д.
Воспитание — долговременный процесс, не знающий каникул и антрактов. Еще Н. К. Крупская выступала против сезонности педагогической работы. Непрерывность воспитательного процесса реализуется благодаря развитой системе внеклассной и внешкольной работы.
Наряду с традиционными эта система работы сегодня вклю чает такие оправдавшие себя формы, как лагеря труда и отдыха старшеклассников, школьные лесничества, зеленые и голубые патрули, разновозрастные пионерско-комсомольские отряды по месту жительства, клубы по интересам.
Ничто так не вредит воспитанию, как случайность, стихийность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявля емых к учащимся школой, педагогами семьей и общественностью.
Единство и целостность воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем, функционирующих внутри школы, — учителей, пионерской и комсомольской организаций, ученического коллектива. Нетрудно себе представить, что, если воспитательные влияния, исходящие от этих систем, не будут сбалансированы, сгармонированы, будут действовать в различных, а то и противоположных направлениях, школьник приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно достичь, например, успеха в воспитательной работе, если один учитель добивается от учащихся порядка и организованности, а другой проявляет нетребовательность и либерализм. «... Ни один воспитатель, — подчеркивал А. С. Макаренко, — не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
С переходом ко всеобщему обязательному среднему образованию школа со всеми ее институтами (группы продленного дня, трудовые объединения, деятельность по месту жительства) все более превращается в центр воспитательной работы. Сфера ее влияния распространяется на семью. При социализме традиционное разделение воспитания на семейное и общественное утрачивает свой первоначальный смысл. И школа, и семья одинаково заинтересованы во всестороннем развитии личности каждого ребенка. Воспитание детей является самой важной функцией в области духовной жизни семьи. Ей в значительной степени подчинены остальные функции, в том числе хозяйственная функция, организация досуга и др.
К сожалению, семья не всегда справляется со своей воспитательной ролью. Нередко бывает так, что она не только не поддерживает требования школы, но и парализует, нейтрализует ее положительное воспитательное влияние Школа совместно с общественностью призвана поднимать ответственность родителей за воспитание детей, повышать их общую и педагогическую культуру.

Функции осуществления комплексного подхода к воспитанию

Комплексный подход к воспитанию является одним из принципов коммунистического воспитания, осуществление которого на практике обеспечивает тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
Единство этих сторон воспитания вносит существенный вклад в достижение цели коммунистического воспитания — во всестороннее, гармоническое развитие личности нового типа. В главе о принципах воспитания была дана общая краткая характеристика принципа комплексного подхода к воспитанию. Учитывая новизну и актуальность этого принципа, в настоящей главе мы более подробно рассматриваем его значение, методику и условия успешного осуществления.
В условиях общества развитого социализма создаются особенно благоприятные условия для всестороннего развития личности и одновременно еще более остро ощущается объективная потребность в более глубоком решении этой задачи, так как всесторонне воспитанная личность способна по-настоящему содействовать бурному социальному и научно-техническому прогрессу в условиях коммунистического строительства.
Вот почему в Основных направлениях развития СССР до 1990 года, принятых XXVI съездом КПСС, отмечается необходимость создания все более благоприятных условий для всестороннего развития личности.
Для того чтобы воспитание обеспечивало всестороннее развитие учащихся, оно должно проводиться достаточно разносторонне, комплексно. Исходные указания о необходимости рассматривать во взаимосвязи все стороны воспитания содержатся в работах В. И. Ленина, который подчеркивал, что «в основе коммунистической нравственности лежит борьба укрепление и завершение коммунизма». В этом положении ярко звучит мысль о необходимости соединять воедино нравственный и идейно-политический аспекты воспитания. Широко известно и такое ленинское положение: превратить коммунизм в руководство для практической работы, которое подчеркивает необходимость с идейно-политических позиций подходить к повседневной практической деятельности. Ленинские идеи о коммунистическом воспитании получили свое дальнейшее развитие в постановлениях партии и правительства, материалах съездов КПСС. В частности, на XXV съезде партии было подчеркнуто, что повышения эффективности воспитания можно достичь на основе комплексного подхода к нему, путем обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
В документах XXVI съезда партии указывается на необходимость дальнейшей перестройки воспитательной работы в соот ветствии с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», в котором выдвинута задача улучшения разработки методологических основ комплексного подхода к воспитанию.
В условиях средней общеобразовательной школы комплексный подход предполагает обеспечение единства идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического воспитания и физического развития учащихся. Такой более широкий диапазон требований к воспитанию в средней школе определяется тем, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития, которые затем становятся фундаментом для дальнейшего углубления воспитательной работы в особых аспектах.
Основной и важнейшей функцией комплексного подхода к воспитанию, как это следует из вышесказанного, является обеспечение всестороннего развития личности, преодоление односторонности в воспитательной работе.
Н. К. Крупская во многих своих работах говорила о необходимости ориентировать воспитание на всестороннее развитие личности. В направленности воспитания на формирование цельного мировоззрения она видела важную роль сочетания всех сторон образования и воспитания. Она писала, что «есть «комплексность», которая затемняет реальные связи и опосредствования, которая связывает воедино вещи, ничего общего между собой не имеющие... и есть комплексность, способствующая пониманию существующих реальных связей между различными областями явлений и тем способствующая выработке цельного материалистического мировоззрения» .
А. С. Макаренко подчеркивал, что «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общест венного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом». Здесь непосредственно подчеркивается значение сочетания умственного, трудового и идейно-политического воспитания. В. А. Сухомлинский также подчеркивал важность целостного подхода к воспитательному процессу. Он писал: «...нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия... и вы не решите никакой другой задачи». В этом положении В. А. Сухомлинского доказывается необходимость целостного решения всего комплекса воспитательных задач.
Таким образом, советские педагоги неоднократно подчеркивали необходимость сочетания всех сторон воспитания и недопустимость недооценки отдельных из них в общей системе всестороннего развития личности. Формулирование прик.ципа комплексного подхода как бы теоретически обобщает эти идеи в основополагающее требование теории коммунистического воспитания. Сама же направленность комплексного подхода к воспитанию на всестороннее развитие личности поэтому выступает в роли его первой и основной функции.
Вторая функция — повышение эффективности воспитания — обеспечивается тем, что взаимодействие разных сторон воспитательного процесса взаимно усиливает его общий результат, обогащает эффективность каждого воспитательного мероприятия и отдельного педагогического влияния.
Третья функция — оптимизация воспитательного процесса. За одно и то же время при комплексном подходе решается большее число воспитательных задач, и благодаря этому повышение эффективности воспитания обеспечивается без перегрузки педагогов, воспитателей и самих воспитуемых. Не случайно А. С. Макаренко обращал внимание педагогов на то, что для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.
На XXVI съезде партии подчеркивалось, что не количеством воспитательных мероприятий, а качественно новым подходом к воспитательной работе можно достичь значительного повышения ее эффективности. Рассматриваемый нами принцип воспитания и является одним из важнейших путей такого решения воспитательных задач.
Из сказанного следует, что комплексный подход реализует одновременно три функции: целостного решения всех задач коммунистического воспитания и преодоления функционализма в воспитательной работе, повышения эффективности воспитательного процесса и оптимизации воспитания.
Комплексный подход к воспитанию является принципом именно коммунистического воспитания, коренным образом отличающегося от буржуазного. Ведь только коммунистическое воспитание в полной мере и по отношению ко всем членам общества реализует цель всестороннего, гармонического развития личности. Этот принцип выступает против односторонности, характерной для буржуазного воспитания, где детей трудящихся ставят в неравноправные условия по сравнению с детьми правящей элиты, где узкая прагматическая направленность калечит нравственность личности, разрушает чувства коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
Воспитательный процесс имеет такие основные компоненты: цель и задачи воспитания, содержание воспитательных влияний и деятельности самих воспитуемых, формы и методы воспитания и самовоспитания, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля в процессе воспитания. Наконец, завершается цикл воспитания анализом и самоанализом достигнутых результатов, который позволяет наметить цели и задачи с учетом имеющихся и нерешенных проблем.
О комплексном подходе к воспитанию можно вести речь лишь в том случае, когда все элементы воспитательного процесса взаимосвязаны и каждый из них приобретает подлинно комплексный, а не односторонний характер.
(...) Для каждого из направлений воспитательной работы имеются свои специфические виды деятельности. Например, в процессе трудового воспитания школьники участвуют в труде по благоустройству города, по оказанию помощи подшефному колхозу. При комплексном подходе такой труд призван обеспечить не только формирование определенных практических умений и навыков, но и расширение идейно-политического кругозора учеников, ознакомление их с жизнью района, колхоза, с социальными проблемами, которые им предстоит решить в новой пятилетке. Труд одновременно должен влиять на формирование нравственных качеств личности, чувств товарищества и взаимопомощи, закалять волю и работоспособность школьников, создавать условия для их эстетического развития. Все это позволит а ходе названной формы трудового воспитания сочетать решение разносторонних воспитательных задач.
Или возьмем еще один пример. В школе организуются спортивные соревнования. Опытные учителя обязательно будут при этом решать задачи не только физического, но и нравственного, патриотического, интернационального воспитания школьников, знакомя их по мере возможности с успехами советских и зарубежных спортсменов, воспитывая коллективизм, взаимную поддержку, нейтрализуя такие явления, как зависть, заносчивость, повышенное честолюбие и др.
При комплексном подходе необходимо не простое сосуществование нескольких воспитательных линий, а создание из них новой воспитательной целостности со сложными переплетениями и качественно более высокими свойствами.

Методика осуществления комплексного подхода к воспитанию

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.