Практикумы и семинары


Одной из форм организации обучения, дополняющей урок и способствующей политехническому образованию учащихся, является практикум. Практикумы проводятся с учащимися старших классов и представляют собой лабораторные или практические занятия, в ходе которых школьники выполняют определенный цикл работ в соответствии с программой. Практикумы проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся. По сравнению с обычными лабораторными работами и практическими занятиями, проводимыми в младших классах, они характеризуются большей самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению заданий.
В пределах отводимого на практикум времени учитель составляет план работы, подготавливает необходимые инструкции и указания дополнительно к имеющимся в учебных пособиях и учебниках. Учащиеся могут выполнять одновременно одно и то же задание. В тех случаях, когда недостает учебного оборудования для обеспечения им каждого ученика класса или сложность работы затрудняет выполнение работы одним учеником, организуется выполнение заданий группами. При этом выполнение всех работ, предусмотренных программой практикума, является обязательным для каждого учащегося. Осуществляя постоянное руководство и оказывая необходимую помощь, учитель добивается высокого уровня самостоятельности учащихся при выполнении заданий практикума.
Семинары проводятся в старших классах обычно после изучения основных разделов программы преимущественно по предметам гуманитарного цикла. Использование этой формы организации обучения позволяет провести теоретические обобщения изученного материала, научить учащихся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения, готовит школьников к участию в общественной жизни и продолжению образования.
План проведения семинарского занятия составляется учителем заблаговременно и корректируется в ходе обсуждения его с учащимися. В соответствии с принятым планом устанавливается программа подготовки к семинару каждого учащегося и класса в целом, распределяются задания, рекомендуется для изучения литература (обязательная для всех). Темы сообщений, рефератов и докладов учащихся на семинаре ставятся преимущественно в проблемной форме. Учитель руководит их подготовкой, дает необходимые консультации.
Семинарское занятие начинается обычно с краткого вступления учителя, в котором указываются основные задачи данного семинара, выдвигаются проблемы для обсуждения. Семинарские занятия рассчитаны на проявление школьниками высокой активности и самостоятельности, которые обеспечиваются тщательной их подготовкой и хорошо продуманным проведением. Иногда бывает целесообразно предварительно не распределять темы рефератов, сообщений или докладов, поручая готовиться каждому ученику по всему плану проведения семинарского занятия и быть готовым к выступлению по собственной инициативе или по вызову преподавателя. Такая методика подготовки к семинару оправдывает себя в тех случаях, когда в плане его нет особенно сложных вопросов, требующих более глубокого изучения отдельными учащимися. Иногда, кроме основных докладчиков, готовятся и их оппоненты, участие которых в обсуждении вопросов активизирует проведение семинара. В процессе занятия необходимо вызывать дискуссию, не обходя острые и злободневные проблемы. В конце занятия учитель подводит его итоги, по возможности связывая их с конкретными задачами обучения.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.