Понятие о процессе воспитания


Коммунистическое воспитание — общественная функция, посредством которой передается и усваивается социально ценный опыт поколений, происходит овладение коммунистической идеологией.
В условиях школьного образования воспитание выступает как специально организованный и целенаправленный педагогический процесс формирования коммунистического сознания и поведения личности учащихся.
Н. К. Крупская в статье «Воспитание», опубликованной в 1928 г., показала различие между воспитанием в широком и узком смысле этого слова. Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала воспитание в гуще жизни. Под воспитанием в узком смысле слова подразумевалось планомерное, систематическое воздействие взрослого на ребенка и подростка.
В партийных документах, в материалах XXV и XXVI съездов КПСС в качестве одной из важнейших задач коммунистического воспитания выдвигалась задача формирования нового человека — достойного строителя коммунизма.
Коммунистическая партия последовательно осуществляет комплекс мер, направленных на дальнейшее повышение благосостояния советских людей, создание все более благоприятных условий для развития потребностей и способностей трудящихся. В этой связи на XXV съезде партии подчеркивалось, как важно добиваться того, чтобы рост материального благосостояния постоянно сопровождался повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей. В материалах XXVI съезда КПСС особое внимание обращалось на то, что успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики.
«Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важнейших задач социальной политики»,— говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду КПСС.
В процессе формирования нового человека все большее значение приобретают субъективные стремления людей к дальнейшему совершенствованию своих способностей, к активному, соз нательному творчеству во всех сферах жизнедеятельности. Опыт коммунистического строительства показал, что, по мере того как растет социальная активность личности и личность оказывается способной участвовать в решении все более сложных общест венных проблем, усложняются связи между людьми, а следовательно, возрастает и значение организации социального творчества в масштабах всего общества.
Комплексный подход к делу коммунистического воспитания, выдвинутый на XXV съезде КПСС, рассматривается партией как наиболее действенный путь оптимизации всех звеньев воспита тельного процесса В сфере воспитания идея комплексности оз начает постановку задачи достижения более тесного единства целей и основных направлений воспитательной деятельности, коор динации всех средств в соответствии с этими целями и конкретными задачами воспитания, преемственность воспитательных усилий семьи, школы, трудового коллектива, учет организационно-технических и социально-экономических факторов, соединение обучения с практикой, дифференцированный подход к различным группам населения.
В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идео логической, политико-воспитательной работы» этим задачам придается определяющее значение.
Научной основой воспитательного процесса является теория и методика коммунистического воспитания. Теория обосновы вает закономерности и принципы формирования личности, веду щие концепции воспитания. Методика коммунистического воспитания раскрывает цели и содержание воспитания учащихся, формы и методы воспитания, условия, обеспечивающие его эффективное осуществление. Разработку фундаментальных основ теории В. и. Ленин коммунистического воспитания осуществил В. И. Ленин. В Программе Коммунистической партии, проект которой был разработан В. И. Лениным, ставилась задача превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунисти ческого перерождения общества. Школа рассматривалась В. И. Лениным как проводник идей коммунизма, воспитывающего влияния пролетариата на подрастающее поколение, способное окончательно установить коммунизм.
Преобразование общества, по мысли В. И. Ленина, должно начинаться с преобразования человека. И в этом смысле новая, социалистическая школа должна опережать жизнь — формировать новый социальный тип личности. Идея В. И. Ленина о том, что только социалистическая школа ставит перед собой задачу воспитания человеческой личности, в основе своей строилась на положении К. Маркса: человек не рождается личностью, а становится ею в процессе активного усвоения им общественного опыта, и не каждое общество создает необходимые условия для развития человеческой личности. В ряде своих работ и особенно в речи на III съезде РКСМ, ставшей программой коммунистического воспитания подрастающих поколений, В. И. Ленин раскрыл сущность воспитательного процесса, показав, что ликвидация старого, капиталистического общества требует преобразования учения, воспитания и образования.
Включение детей и молодежи в реальную систему общественных отношений В. И. Ленин рассматривал как важнейшую функцию воспитания, осуществляемую советской школой. В. И. Ленин разработал содержание и определил составные части коммунистического воспитания.
К ним он отнес прежде всего формирование коммунистического мировоззрения и воспитание коммунистической нравственности. В. И. Ленин заложил основы теории нравственного воспитания. Он разоблачил попытки буржуазных идеологов приписать марксизму отрицание нравственности, обосновал коренное отличие коммунистической нравственности от нравственности буржуазной. При определении задач, путей и методов воспитания у молодежи коммунистической морали В. И. Ленин исходил из задач построения коммунистического общества: в основе нравственного воспитания, говорил он, лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма.
Исключительное значение придавал В. И. Ленин идейной направленности воспитания. Лишь в сознательной борьбе против индивидуалистических, мелкособственнических настроений и привычек можно формировать у себя черты и качества коммунистической нравственности.
Этой борьбе, говорил В. И. Ленин, подрастающее поколение должно подчинить каждый шаг своего учения, образования и воспитания.
В. И. Ленин обращал особое внимание на то, что новое рождается в борьбе со старым; воспитание коммунистической молодежи должно состоять в сознательной, сплоченной борьбе за внедрение коммунистической нравственности в жизнь, быт.
Основным в воспитании нравственных качеств является воспитание сознательной дисциплины, сплоченности и солидарности, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, готовности самоотверженно служить народу. Требование, выдвинутое В. И. Лениным на III съезде РКСМ: «надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» остается по-прежнему актуальным и в современных условиях.
Формирование коммунистического мировоззрения и коммунистической нравственности включает как составной элемент воспитание пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма, социалистического гуманизма, коллективизма, коммунистического отношения к труду, сознательной дисциплины. Критикуя и разоблачая мелкособственническую мораль, крайний индивидуализм, связанный с определенным общественным устройством, В. И. Ленин говорил, что такой психологии и такого настроения у коммунистов не может быть. Новое, коммунистическое воспитание, утверждал В. И. Ленин, начинается с борьбы против эксплуататоров, в союзе с пролетариатом, против эгоистов и мелких собственников, против той психологии, при которой личный успех, своя прибыль осуществляются за счет других.
Ленинские идеи о внедрении в жизнь, быт привычки коллективистических начал послужили методологической основой для разработки проблемы воспитания коллективизма.
В. И. Ленин показал, что краеугольным камнем коммуни стического воспитания является воспитание нового отношения к труду. Коммунизм начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд забота об увеличении производительности труда. В работах «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин», «От разрушения векового уклада к творчеству нового» и других В. И. Ленин рассматривал вопрос о коммунистическом отношении к труду в экономиче ском и политическом аспектах. В, речи на III съезде комсомола В. И. Ленин формулирует педагогические выводы, показывая, что все образование, учение и воспитание молодежи должно быть соединено с трудом рабочих и крестьян. Принципиально по-новому подошел В. И. Ленин к постановке проблемы дисциплины как нравственной категории, поставив вопрос о воспитании сознательной дисциплины. Такого понятия не знала старая педагогика. В. И. Ленин показал тесную связь дисциплины с коммунистической нравственностью, с формирова нием у молодежи таких черт воли и характера, которые спо собствуют выработке коллективизма, солидарности, сплоченности, взаимопомощи.
В качестве педагогической задачи В. И. Ленин выдвинул задачу воспитания умения работать, умения организовать свой труд и труд коллектива таким образом, чтобы добиться самой высокой производительности труда.
Существенный вклад в раскрытие сущности коммунистического воспитания внесли Н. К/ Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.
Н. К/ Крупская рассматривала воспитание как органическую часть общественной жизни, как условие формирования нового типа людей, сознательных участников производства, понимающих интересы общества в целом, связь между отдельными отраслями производства, их взаимосвязь. Она показала в своих работах необходимость активной, сознательной позиции воспитуемого в воспитательном процессе. Она считала, что школа должна быть связана многосторонними контактами с жизнью молодежи, взрослых и в первую очередь с жизнью рабочего класса, с тем чтобы установить духовную связь между заводом и школой, духовное родство с рабочим классом. Активизацию позиции ребенка, приобщение его к социально значимой деятельности Н. К. Крупская видела в создании высокоразвитых коллективов, в новой — отличной от буржуазной — форме самоуправления, в общественно-политической направленности всей жизнедеятельности школьника, осуществляемой в пионерской и комсомоль ской организациях.
Впервые в советской педагогике Н. К. Крупская дала теоретическую разработку воспитательных возможностей общественно-политических детских и юношеских организаций.
Опираясь на ленинские идеи о коммунистическом воспитании, А. В. Луначарский при характеристике сущности процесса воспитания большое значение придавал собственной активности личности в овладении коммунистической нравственностью, соответствующим умениям социального содружества: «... надо развить в человеке гражданина,— писал он,— надо развить такую личность, которая умеет жить в гармонии с другими, личность, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».
Большое значение для развития теории коммунистического воспитания имели работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский видел его основную функцию в стимулировании развития личности. «...Воспитание,— писал он в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы»,— должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П. Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего — творца — строителя, она является культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.
По мысли С. Т. Шацкого, главным в воспитательном процессе является его единство. В статье «Грядущая школа» он писал: «...естественно было бы считать, что эти три элемента педагогической деятельности — метод, программа, организация — должны быть построены так, чтобы один вытекал из другого и тем самым получилось бы представление о единстве воспитатель ного процесса».
Таким образом, в трудах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого большое значение придавалось такой организации педагогического процесса, которая обеспечивает активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Теоретические взгляды А. С. Макаренко на коммунистическое воспитание пронизаны гуманистическими идеями, в основе которых лежит сочетание влияний коллектива и развития активности личности, ее гражданских качеств, социальной ответствен ности, основанной на сознательной дисциплине и чувстве долга. Точное выполнение обязанностей в обществе А. С. Макаренко рассматривал как важнейшую нравственную категорию. И в этой связи он придавал чрезвычайно большое значение само воспитанию: «...нужно так привыкнуть к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками...».
Выработку нравственных оценок, суждений, привычек А. С. Макаренко рассматривал как процесс, осуществляемый в общей деятельности педагогического содержания, реализуемой коллективами воспитателей и воспитанников, В. А. Сухомлинский, разрабатывая теорию коммунистического воспитания, обосновал необходимость целостного подхода к всестороннему развитию личности, формированию гражданской направленности ее нравственных качеств.
Предрасположенность к воспитанию, готовность быть воспи-туемым В. А. Сухомлинский рассматривал как важнейшее ус ловие эффективности воспитательного процесса.
Сущность воспитательного процесса отражает внутренние связи и отношения, характерные для данного процесса и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.
Таким образом, в советской педагогике при раскрытии сущности воспитания чаще всего подчеркивают не просто воздействие воспитателей на психологию воспитуемых, а именно целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно значимого социального опыта.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.