Понятие о педагогической системе


В качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выступает система народного образования, школа, класс и др., где осуществляется целенаправленное воспитание в его широком смысле. В настоящем пособии основное внимание уделено деятельности общеобразовательной школы, системе «школа».
Средняя общеобразовательная школа является системой, реализующей в определенной мере потребность общества во всесторонне и гармонически развитой личности на этапе ее жизни от семи до семнадцати лет. Система «школа» функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных, среды микрорайона школы. К внутри школьным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические условия.
В системе «школа» происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность.
В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники. Мы характеризуем здесь состав основных объектов педагогических воспитательных влияний, разумеется, условно, так как в других типах учебных заведений они будут именоваться уже иначе. Замечательной особенностью советской педагогики, нашедшей отражение в теоретических работах Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и других педагогов, является утверждение активной роли объектов воспитания, рассмотрение их одновременно и как субъектов своего собственного воспитания. Более того, советские педагоги исходят из того, что объекты воспитания и оказывают определенное влияние на педагогов путем обратной связи, вызывая их регулирующие действия.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.