Педагогическое руководство эстетическим самовоспитанием школьников


Стремление к работе над собой возникает у подростка вместе с развитием самосознания, т. е. в возрасте 10— 12 лет Потребность в эстетическом самовоспитании пробуждается у учащихся, как правило, вслед за намерением заниматься физическим и интеллектуально-волевым самовоспитанием Своевременное внимание педагогов и родителей к этому процессу значительно ускоряет ход его развития.
Процесс эстетического самовоспитания основывается на сформированном ранее интересе к искусству и опыте художественной деятельности детей. Педагогическое руководство им осуществляется поэтапно, хотя и протекает не столько линейно, сколько концентрически.
На первом этапе педагог побуждает учащегося познать свои склонности и интересы к искусству. Он ставит перед ними вопросы: что ему нравится в музыке, живописи, кино, спектаклях и других видах искусства? Что ему нравится в художественной литературе? Какими видами природы он любовался? В каком виде творческой деятельности пробовал свои силы? Школьник составляет самохарактеристику, которая затем корректируется наблюдениями товарищей по классу и учителей.
На втором этапе учитель помогает наметить программу работы над собой и включить ее в общую программу самовоспитания. При этом важно выделить доступные виды деятельности какую литературу об искусстве прочитать, какие музыкальные вечера посетить, научиться смотреть кинофильмы, в какой кружок записаться и т. д., затем установить реальные сроки выполнения, чтобы предупредить срывы из-за перегрузки.
На третьем этапе педагог учит школьника переходить от намерений к практической деятельности и помогает организовать упражнения. Прежде всего советует установить разумный и стабильный режим, в котором надо найти место занятиям по искусству. Затем в зависимости от возраста знакомит учащихся с ме тодами самовоспитания: самоубеждением, самовнушением, само приказом, аутотренингом, методом вхождения в роль Здесь главное, чтобы школьник не столько преодолевал себя самопринуждением, сколько научился бы хотеть, желать, а также не сникать при неудачах.
На заключительном этапе педагог знакомит учащегося с методами самоконтроля, самоотчету в конце дня с объяснением причин успехов и неудач, ведению дневника.
Самовоспитание — это индивидуальная работа школьника над собой, но протекает она в ученическом и семейном коллективах Поэтому важно, чтобы школьник опирался на мнение и помощь товарищей и родителей, но последние, идя навстречу и доверяя подростку, тактично помогали ему преодолевать трудности эстетического саморазвития.

Критика буржуазных концепций эстетического воспитания

Теоретической основой эстетического воспитания в школах капиталистического мира является господствующая здесь идеалистическая эстетика. Буржуазная эстетика, отражая кризис современного буржуазного общества и его культуры, сама переживает кризис. Для буржуазной эстетики характерно наличие множества школ, школок и направлений.
Современная буржуазная эстетика основывается на различных формах идеализма — прагматизме, фрейдизме, экзистенциализме, неотомизме и др., которые, однако, имеют общую исходную позицию: отрицание объективности прекрасного. Источник прекрасного она видит в самом ребенке, его субъективных переживаниях, которые сродни «божественному откровению». Отсюда искусство — это не отражение жизни, а выражение подсознательного, таинственного в творчестве художника.
Идеалистическая эстетика отрицает какую бы то ни было связь между прекрасным и практикой, между искусством и трудом. Она считает, что истинная красота бесцельна и свободна. Из этого следует, что искусство не может выступать средством борьбы против эксплуатации. Значит, такое искусство по сути своей антинародно.
Искусство в современном буржуазном мире рассматривается как средство переключения от реальных жизненных проблем в сферу интимных переживаний, самопознания, самореализации. Оно уводит человека от борьбы и активного решения жизненных проблем и вместе с тем пробуждает глубинные инстинктивные чувствования.
Идеалисты-эстетики признают важность эстетического воспитания, особенно развития в детях творческой индивидуальности. Однако это пожелание остается пустой абстракцией, так как капитализм по своей природе стремится к дегуманизации общества и выхолащивает эстетическое начало из человеческой жизни. Этому способствует гипертрофированная в буржуазном обществе материальная заинтересованность, стремление к комфорту, стандартизация образа жизни, общая напряженность и беспокойство, что ведет к утрате индивидуальности и пессимизму.
В странах капитала есть и реалистическое искусство, которое развивают и отстаивают прогрессивные художники.
Таким образом, несмотря на некоторые различия, представителей буржуазной эстетики «роднит одно желание увести искусство и художника, а через них зрителя, слушателя от решения жизненных вопросов, существенно важных для человечества, для общественного развития, стремление низвести искусство до уровня никому не нужной «чисто субъективной» деятельности или до уровня рекламы затоварившейся продукции капиталистического производства и буржуазного образа жизни».
На этой антигуманной теоретической основе строится художественная деятельность. Создаются картины с помощью ружья, из которого стреляют красками по полотну, не сходят с экрана гангстерские и порнографические фильмы. В художественной литературе пропагандируются низкопробные бестселлеры, в поэзии — отказ от содержания и смысла, в музыке — отсутствие ритма и мелодии и т. д.
Изучению искусства в школах развитых капиталистических стран уделяется достаточно большое внимание. Через предметы эстетического цикла буржуазная школа осуществляет свои классовые цели. Преподавание искусства в разных школах даже одной и той же капиталистической страны не одинаково и, как правило, не обязательно. Однако можно отметить некоторые типичные черты буржуазного эстетического воспитания. Это прежде всего «освобождение» детей от реализма. Отсюда стиль работы: бессистемное раскрашивание бумаги, пренебрежение к линии и форме.
Свободное, раскованное выражение индивидуальности на деле оборачивается отрывом от действительности, уходом в себя, индивидуализмом.
В буржуазной школе отвергается применение профессиональных критериев к творчеству ребенка, так как считается, что миру детства свойственна другая шкала ценностей. Особый упop делается на сенсорное воспитание.
На теорию и практику эстетического воспитания в буржуазной школе оказывают влияние такие философские школы, как фрейдизм, прагматизм, неотомизм, экзистенциализм и др. Теория эстетического воспитания представляет собой смесь противоречивых взглядов и подходов к педагогическому процессу.
Согласно фрейдистской концепции эстетического воспитания, занятия искусством должны освобождать детей от накопившейся эмоциональной энергии, переключать их с «эроса» на творческую деятельность. Само творчество основывается на инстинктивных, подсознательных влечениях. Отсюда центр тяжести переносится с реальных жизненных явлений на их субъективное восприятие.
Прагматистская концепция отрицает строго определенную программу и обязательные занятия по искусству. Главное в эстетическом воспитании — способствовать самореализации личности, удовлетворять ее спонтанные интересы и желания. Учитель, стоящий на позициях прагматизма, не руководит эстетическим развитием детей, а идет вслед за их свободно проявляющимися интересами и выступает лишь в роли консультанта. Прагматисты выступают за накопление опыта, который не нуждается в обобщении, а в качестве критерия искусства признают пользу и выгоду. Отдают предпочтение изобразительному искусству в школе. Занятия музыкой, литературой и драматургией должны строиться, по их мнению, на подражании и упражнениях, что противоречит основному требованию творчества — его оригинальности и индивидуальности.
Сторонники неотомизма придают большое внимание искусству в религиозно-нравственном воспитании. Дети должны чувствовать строгую красоту храма (А. М. Горький называл ее «ядовитой красотой»). Дети должны петь в церковном хоре и участвовать во всех религиозных обрядах. Постижение прекрасного, с точки зрения неотомистов,— это божественный дар.
Наиболее влиятельной в буржуазной педагогике является экзистенциалистская концепция. Она утверждает крайний индивидуализм во всем, а в искусстве особенно. Идеал экзистенциалистов — изолированный, одинокий индивид, сосредоточенный всецело на себе самом, враждебный обществу. Экзистенциалисты отрицают необходимость целенаправленного эстетического воспитания, так как каждый человек — это непознаваемый мир, который развивается по своим внутренним законам. Занимаясь искусством, школьник должен стремиться к свободному самовыражению. Под флагом интереса к личности и заботы о сохранении ее самобытности и неповторимости экзистенциалисты уводят растущего человека от реальности в мир иллюзий и собственных переживаний.
Буржуазная педагогика провозглашает гуманное воспитание, свободу творчества, самореализацию личности, а на деле насаждает индивидуализм, взаимную враждебность и утверждает господство буржуазной культуры.
Подлинная эстетическая культура может быть воспитана лишь в обществе, свободном от частной собственности и эксплуатации человека, т. е. в социалистическом обществе, где гуманизм возведен в главный принцип жизни.
Таким образом, эстетическое воспитание является ведущим фактором формирования эстетической культуры школьников. Во всестороннем развитии личности она играет особую роль: открывает возможность видения и понимания эстетических сторон в действительности, прекрасного в искусстве. Эстетическое воспитание в конечном итоге призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты» Процесс эстетического воспитания — относительно самостоятельная составная часть общего процесса коммунистического воспитаний. Он закономерен, а значит, познаваем и управляем. Основными его компонентами являются художественное образование, развитие эстетических чувств, эстетического вкуса и художественная деятельность. Эстетическое освоение мира школьником происходит прежде всего в процессе обучения, а также во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Комплексный подход к осуществлению эстетического воспитания требует объединения и согласования усилий педагогов, пионерской и комсомольской организаций, семьи и общественности. В повседневной воспитательной работе с учащимися педагогу необходимо видеть место и роль эстетического воспитания в современной идеологической борьбе.

Физическое воспитание и всестороннее развитие личности

Формула всестороннего развития личности, найденная в XIX в. и обоснованная К. Марксом и Ф. Энгельсом, означает наиболее полное раскрытие сущностных сил человека, всей совокупности его физических и духовных способностей. Молодежи, подчеркивал В. И. Ленин, особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода.
Осуществляя многоцелевую социальную программу, Коммунистическая партия «считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи». Эта задача вновь четко прозвучала в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (1981).
На основе реализации возможностей развития социализма в нашей стране создана единая система физического воспитания, организующим центром которой является Всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», охватывающий население с 7 до 60 лет. Четыре ступени этого комплекса из шести обращены к школьникам: «К стартам готов» — для мальчиков и девочек 7—9 лет; «Смелые и ловкие» — для мальчиков и девочек 10—13 лет; «Спортивная смена» — для подростков 14—15 лет; «Сила и мужество» — для юношей и девушек 16—18 лет. Всеобщая доступность стадионов, туристских лагерей, лыжных баз, водных станций, бассейнов и других спортивных сооружений, единство нормативных требований, наличие квалифицированных педагогических и тренерских кадров создают необходимые предпосылки для массового развития физкультуры и спорта.
Успехи в этом деле очевидны. Но все же, отмечалось на XXVI съезде КПСС, для большинства людей спорт остается пока лишь зрелищем. Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения и особенно детей.
Как непременная составная часть общей системы коммунистического воспитания, физическое воспитание обеспечивает нормальный рост и всестороннее развитие важнейших систем и функций организма, формирование здорового образа жизни, расширение границ творческого долголетия, подготовку к труду и защите социалистической Родины.
Выполняя свои специфические функции, физическое воспитание объективно связано с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и гигиеническим воспитанием. Переход школы на новое содержание образования, возрастание объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности обуславливают все более высокие требования, предъявляемые к организму детей. Занятия физической культурой повышают функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность, продуктивность учебного труда. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует развитию таких специфических интеллектуальных качеств, как практическое мышление, наблюдательность, находчивость, рассудительность, и др. Это связано с тем, что правильно организованная двигательная деятельность требует от учащихся сосредоточенного внимания, выбора цели и способов действий, коррекции и оценки их результатов.
Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного взаимодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств. В процессе физического воспитания создаются разнообразные ситуации, в том числе конфликтные, в которых выявляются и изменяются отношения школьника к обществу, к людям, к самому себе. Регламентируемая установленными и добровольно принятыми нормами и правилами, двигательная деятельность на фоне сильного эмоционального возбуждения приучает подчинять личные интересы интересам коллектива, владеть собой, проявлять дисциплинированность, честность, смелость, решительность, бережное отношение к общественной собственности.
Физическая культура и спорт занимают большое место в режиме учения, труда и отдыха учащихся.
Расширяя диапазон творческих возможностей человека, физическая культура создает предпосылки для подготовки школьников к высокопроизводительному труду. В основе трудовой и двигательной деятельности лежат движения разного рода. Именно это сближает по своим основным задачам и механизмам физическое и трудовое воспитание. Совершенствование двигательного аппарата обеспечивает быстроту и точность освоения трудовых действий, владение темпом, ритмом, амплитудой движения, величиной и моментом приложения усилия. Двигательный опыт, приобретаемый в процессе физических упражнений, повышает общую выносливость, физическую и психологическую готовность к труду.
Одной из традиций в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского было запрещение держаться за перила при движении по лестнице. «И я видел,— вспоминал А. С. Макаренко,— как люди уже пожилые и менее пожилые пробовали сходить по лестнице, не держась за перила, и как они от этого молодели, становились грациознее». Действительно, физические упражнения сообщают движениям гармонию и красоту строгость, четкость и целесообразность, воспитывают хорошую осанку, подтянутость и свободное владение телом. Благодаря этому двигательная деятельность становится объектом эстетических переживаний и оценок. Передавая в движениях дух музыки, определенное эмоциональное состояние, различные настроения и чувства, овладевая умением с переменой темпа и ритма менять характер двигательных действий, учащиеся развивают музыкально-образ-ную память, мышечную свободу и пластическую выразительность. По утверждению К С. Станиславского, самым минимальным требованием эстетики является чистота тела. Разумный, педагогически оправданный двигательный режим воспитывает у учащихся опрятность и аккуратность, навыки культуры поведения. Таким образом, физическое воспитание находится в тесных и закономерных взаимосвязях со всеми сторонами коммунистического воспитания. Оно вносит достойный и неоценимый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Основы физического воспитания и развития подрастающего поколения закладываются в общеобразовательной школе. Общие задачи физического воспитания конкретизируются и уточняются в соответствии с возрастом учащихся и предусматривают:
1. Содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья. Физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма, его устойчивость против неблагоприятных условий внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья По данным врачей и гигиенистов, некоторые заболевания, патологические состояния детей в течение многих лет не обнаруживают тенденции к снижению. Кроме нарушений осанки, различного рода сколиозов, снижения остроты зрения, это — хронический тонзиллит, ревматизм, кариес зубов, эндокринные расстройства, а также расстройства нервной системы типа неврозов. В школе регулярно проводятся медицинские осмотры учащихся. По мере необходимости школьный врач дает рекомендации и направления для лечения ребенка специалистами или на лечебные процедуры в районной поликлинике, определяет к занятиям в какой медицинской группе допустить ученика — в основной, подготовительной или специальной (для детей с ослабленным здоровьем).
2. Развитие двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается только высоким и гармоническим развитием всех физических качеств — силы, выносливости, ловкости и быстроты. Физические (двигательные) качества проявляются в тесной взаимосвязи друг с другом, хотя в каждой двигательной деятельности ведущая роль чаще всего принадлежит какому-либо одному из них. Занимаясь относительно небольшим кругом физических упражнений, ученик одновременно развивает качества, требуемые сходными видами двигательной деятельности. Специалисты считают, что на фоне общего, доступного для каждого школьного возраста уровня развития всех физических качеств в начальных классах нужно воспитывать ловкость и быстроту, в средних — наряду с ловкостью и быстротой частично общую выносливость и только в старших классах — ловкость, быстроту, силу и специальную выносливость. Приучая школьников преодолевать неуверенность, страх, усталость, неприятные болевые ощущения, мы тем самым воспитываем у них не только физические, но и морально-волевые качества.
3. Формирование двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях двигательной практики. Жизненно важные двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т. п.). Дополняя друг друга, они способствуют приобретению того двигательного опыта, который позволяет человеку уверенно действовать в меняющихся условиях повседневной трудовой и спортивной деятельности.
4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. Д. И. Писарев как-то заметил: усилия благоразумного человека направляются не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное состояние, а следовательно, как можно меньше нуждался в починке. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся. Как известно, природе ребенка свойственна интенсивная двигательная активность.
В интересах физического воспитания необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, получаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в устойчивую потребность, сохраняющуюся на долгие годы.

Основные средства физического воспитания

Физические упражнения
К основным средствам физического воспитания школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классифика ция, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает гимнастику, игры, туризм, спорт.
Гимнастика
С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, обще-развивающие упражнения без предметов и с предметами — мячами, палками, скакалками, флажками, лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения.
Игры
В игре, говорила Н. К. Крупская, развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.
Туризм
Это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют во Всесоюзном походе молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, в экспедициях «Моя Родина — СССР», «Летопись Великой Отечественной» и в других патриотических акциях Ленинского комсомола. К организации и проведению туристских походов (пеших, лыжных, лодочных, велосипедных) привлекают наряду с учителями физкультуры классных руководителей, вожатых, родителей, шефов. Особую ответственность они несут за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.
Спорт
В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений (спорта), которые входят в учебную программу. В средних и старших классах соревнования организуют по программе пионерского легкоатлетического четырехборья «Дружба» и Всесоюзных детских спортивных игр «Старты надежд».
В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны по возможности сопровождать все виды и разновидности двигательной деятельности, но их используют и путем специально организованных процедур — солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.
Гигиенические факторы
Гигиенические факторы включают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т. д.
Формирование благоприятной окружающей среды требует строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка. Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относится уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной одежды и обуви.
По словам академика И. П. Павлова, нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работает и отдыхает, питается и спит в определенном ритме, то к каждому виду деятельности организм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко переключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные нервные связи, «пусковые» механизмы. Ритм уравновешивает процессы возбуждения и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой организмом для его нормального и устойчивого функционирования. Это станет возможным, если в школе и дома будет установлен четкий режим дня. Как нормативная основа жизни и деятельности режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль.
Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Организация физического воспитания в школе

Решение всего многообразия стоящих перед физическим воспитанием задач требует создания определенной системы взаимосвязанных форм организации занятий. В эту систему входят занятия, проводимые по твердому расписанию с постоянным контингентом учащихся, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию.
Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма физического воспитания урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который предусмотрен учебной программой и составляет основу обшей физической подготовленности школьников. В целях разностороннего воздействия уроков физкультуры на организм учащихся используются в различных сочетаниях практически все основные средства физического воспитания — физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Развивающий и оздоровительный эффект урока физической культуры достигается тщательным подбором гимнастических и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, умелой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий. Не менее важно обеспечить единство двигательных ощущений, интеллектуальных действий, эмоций и чувств. Объем физических упражнений, выполняемых учащимися, зависит от их возраста. Так, младшие школьники нуждаются в более частой смене движений, поэтому с ними в пределах урока проводится 3—4 упражнения. От учащихся средних и особенно старших классов требуется более точное выполнение движений. На их разучивание и освоение выделяется больше времени, но уменьшается общее количество упражнений.
К построению урока физической культуры предъявляются как общедидактические, так и специфические требования. Удовлетворение этих требований предполагает, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществлялось по нарастающей, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижаясь до исходного состояния. Для подготовки учащихся к выполнению основных двигательных действий проводятся гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, общеразвиваюшие упражнения (на внимание, осанку, ловкость, координацию движений, чувство ритма). Своего пика физиологическая кривая достигает в основной части урока, когда решается его центральная педагогическая задача. На этом этапе учащиеся разучивают и совершенствуют все подлежащие усвоению упражнения, им сообщают соответствующие программе теоретические сведения. Чтобы снять естественное возбуждение, привести организм ученика в относительно спокойное состояние, в заключительной части урока рекомендуется применять не требующие большого физического напряжения игры, строевые ритмические, дыхательные и другие несложные упражнения.
К урокам физкультуры примыкают занятия, проводимые в группах обшей физической подготовки. Организуемые на добровольных началах, они являются переходной формой от урока к спортивной секции. Группы общей физической подготовки имеют многоцелевое назначение. Они помогают отстающим в усвоении учебной программы и повышении уровня их физической подготовленности; приобщают учащихся к систематическим занятиям и содействуют последующему выбору спортивной специализации; готовят занимающихся к предстоящим внутришкольным соревнованиям по учебной программе или сдаче нормативов комплекса ГТО.
Для наиболее физически подготовленных школьников предназначаются спортивные секции. Содержание занятий в этих секциях зависит от культивируемого вида спорта и определяется программами для коллективов физической культуры восьмилетних и средних школ. Школьников с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии привлекают к занятиям по лечебной физкультуре. Для комплектования групп лечебной физкультуры тщательно изучают и учитывают функциональные возможности организма, данные медицинского осмотра, результаты педагогических наблюдений и контрольных испытаний, самочувствие занимающихся. Отбор упражнений, их нормирование и общая величина физической нагрузки регламентируются инструктивными материалами органов здравоохранения.
Исследования и наблюдения показывают, что по мере перехода из класса в класс современные школьники все более испытывают двигательную недостаточность, которая получила название гиподинамии.
Со снижением уровня двигательной активности в суточном цикле жизни учащихся непосредственно связано ухудшение основных характеристик физического развития и функционального состояния организма — сердечно-сосудистой деятельности, жизненной емкости легких, обмена веществ, мышечной силы и т д. Чтобы придать двигательной деятельности учащихся организованные формы, в режиме учебного дня должны быть предусмотрены мероприятия оздоровительно-гигиенического характера. К ним относятся гимнастика до занятий, физкультурные минутки и паузы, организованное проведение перемен.
Гимнастика до занятий. Учителю вместе с родителями нужно настойчиво добиваться, чтобы каждый день ученика начинался с утренней гигиенической гимнастики. Пусть ваши воспитанники знают, что сиюминутной пользы от зарядки ждать нельзя. Важен собирательный эффект этих занятий. Комплексы специальных физических упражнений, активизируя все биологические процессы, происходящие в организме, помогают ему быстрее войти в рабочее состояние, оказывают воздействие на все основные группы мышц — плечевого пояса, туловища, ног. Общая нагрузка должна нарастать постепенно (на протяжении нескольких месяцев). Регулируется она главным образом сложностью и количеством упражнений в комплексе, числом повторений, изменением исходного положения, ускорением или замедлением темпа движений.
Повышению работоспособности учащихся, активному и организованному началу учебного дня способствует гимнастика, проводимая регулярно перед уроками в течение 10—15 мин. Она поднимает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной и других систем организма, развивает у детей силу, ловкость и координацию движений. Лучше всего эту гимнастику проводить на свежем воздухе, и лишь в ненастную погоду — в помещении. Гимнастика до занятий включает общеукрепляющие упражнения, ходьбу, бег, прыжки, игры. Руководят гимнастикой учителя, пионервожатые, специально подготовленные старшеклассники. Комплекс упражнений рекомендуется обновлять не реже одного раза в месяц.
Физкультурные минутки и паузы. Основное назначение физкультурных минут и пауз — средствами активного, деятельного отдыха предупредить переутомление, сохранить умственную и физическую работоспособность, рабочее настроение и самочувствие учащихся. Учитель сам решает, когда прервать урок и начать физкультминутку. Чаще всего она проводится в середине второго (начальные классы) или третьего урока, когда появляются признаки утомления (рассеянность, вялость и т. п.). Для физкультминутки достаточно 3—4 упражнений, не требующих сложной координации движений и в то же время оказывающих влияние на основные группы мышц. Преобладающее место в комплексе занимают упражнения, связанные с наклоном туловища назад с сильным напряжением мышц спины. Наклоны направо и налево проводятся для предупреждения бокового искривления позвоночника. Ритмические сжимания и разжимания пальцев, потряхивание кистями снимают усталость мышц. В комплексе должно быть упражнение и для мышц нижних конечностей: приседания, переступания с ноги на ногу, прыжки и др. На уроках труда проводится физкультурная пауза. Ее длительность 5—10 мин.
Организованное проведение перемен. Благоприятные условия для отдыха создаются на переменах между уроками.
На каждой перемене и в каждой классной комнате открываются фрамуги, форточки или окна, при этом больший эффект дает сквозное проветривание. Осенью и весной в хорошую погоду школьникам лучше находиться на свежем воздухе, а в ненастную погоду и в зимнее время — в рекреациях.
Перемены, особенно большие, должны быть заполнены активными и разумными движениями, которые облекаются в форму коллективных игр, спортивных развлечений и аттракционов. Школьники пользуются мячами, скакалками, обручами, упражняются в ходьбе по бревну, лазании по шесту, канату, гимнастической лестнице, катаются на санках, расчищают снег на площадке, водят хороводы и т. д.
Следует учитывать, что на переменах собираются дети различного возраста и физического развития, поэтому желательно игры и развлечения двигательного характера организовывать в разных местах, чтобы учащиеся имели возможность выбора. Игры, устраиваемые на переменах, должны быть в основном знакомы школьникам, простыми по содержанию, с небольшим количеством правил, непродолжительными по времени. Хорошо удаются игры-аттракционы с участием 2—3 человек. Удобны для проведения парные соревнования — поединки «Бой петухов», «Часовой и разведчик», «Перетягивание в парах», игры с элементами волейбола и баскетбола и с применением легких надувных шариков. Игры и развлечения должны заканчиваться организованно за 3—5 мин до начала уроков.

Внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию

Внедрение физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья и обеспечения активного отдыха учащихся требует широкого использования имеющихся резервов для привлечения всех школьников к систематическим физкультурным занятиям во внеучебное время.
Тесно связанная с уроками физической культуры внеклассная работа открывает большой простор для повышения обще физической и спортивной подготовки школьников, развития у них устойчивого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В системе этой работы организуются физкультур ные кружки и спортивные секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии и туристские походы, спортивные праздники и спартакиады. Широкое распространение получают дни здоровья и дни общей физической подготовки, в подготовке и проведении которых участвуют все учителя, классные руководители и школьники.
Ежегодно у нас в стране проводится Всесоюзная спартакиада школьников. На всех этапах этого грандиозного праздника детского спорта в среднем участвует 30—35 млн. учащихся, которые выходят на старты массовых школьных соревнований «От значка ГТО — к олимпийской медали», «Гори, огонь Московской Олимпиады» и др.
Большое место во внеклассной работе занимает подготовка и сдача учащимися норм комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Работа эта проводится в основном по классам, а также в секциях, на специальных занятиях и в процессе выполнения домашних заданий.
Внеучебную физкультурно-спортивную работу важно исполь зовать для военно-патриотического воспитания учащихся. Массовые военно-спортивные игры, такие, как «Орленок», «Зарница», вовлекают школьников в походы по местам боевой славы, воспитывают их в духе героических традиций советского народа, готовности защищать социалистическое Отечество.
Внешкольную работу по физическому воспитанию учащихся проводят жэки, Дворцы и Дома пионеров и школьников, детские и юношеские спортивные школы, детские туристические станции, парки культуры и отдыха, спортивные базы (стадионы, катки, плавательные бассейны и т. д.), добровольные спортивные общества, городские и загородные лагеря разного типа.
Наилучшие возможности для общего и специального физического развития учащиеся получают в детско-юношеских спортивных школах. Эти школы наряду с подготовкой спортсменов-разрядников занимаются также развитием массовой физкультуры в общеобразовательных школах путем создания там групп начальной подготовки.
Физическое воспитание составляет важный и весьма сложный объект внутришкольного управления. Согласно Уставу общеобразовательной школы и Положению о физическом воспитании учащихся, оно осуществляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива.
Директор школы и его заместители выполняют общие функции управления физическим воспитанием — планирование, организацию, регулирование, учет и контроль. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы создает необходимые условия для реализации управленческих решений, привлекает к осуществлению задач физического воспитания физкультурный актив, шефствующие организации, родителей.
Физическое воспитание учащихся не продвинется ни на шаг вперед, если оно поручено только учителю физкультуры. Роль его в этой работе трудно переоценить, но он должен встречать поддержку всех учителей и классных руководителей.
Учителя-предметники могут и должны использовать средства физического воспитания в процессе обучения, участвовать в организации гимнастики до уроков, физкультминуток и пауз, игр и спортивных развлечений на переменах, следить за осанкой.
Особенно большой вклад в работу по физическому воспитанию школьников вносит классный руководитель. Практически он так или иначе участвует в организации и проведении всех внеклассных занятий физической культурой и спортом, следит за соблюдением режима, вовлекает учащихся в спортивные кружки и секции, осуществляет связь с семьей.
Опираясь на инициативу и самостоятельность комсомольской, пионерской и ученической организаций, в каждой школе создают коллектив физической культуры. Он располагает широкими возможностями для удовлетворения здоровых интересов учащихся, их стремления к самоорганизации и самоуправлению, пробуждает в них потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. Участвуя в жизни и деятельности коллектива физической культуры, школьники несут ответственность за порученное дело, выполняют обязанности общественных инструкторов и спортивных судей, занимаются ремонтом и изготовлением инвентаря, благоустройством, строительством и оборудованием спортивных площадок и залов. Школьным коллективам физической культуры, которые добиваются высоких результатов в работе, в спорте, присваивается звание спортивного клуба.
В первые годы жизни ребенка родители ревностно следят за его физическим развитием — ростом, весом, здоровьем, двигательной активностью. По мере того как ребенок растет и крепнет, овладевает движениями и первоначальными навыками самообслуживания, идет в школу, интерес родителей к физическому воспитанию детей заметно ослабевает. Школа всеми доступными ей средствами должна убедить родителей: будущность, счастье, здоровье, жизнеспособность и жизнестойкость детей во многом зависят от их полноценного физического развития и воспитания. Это — общая цель семьи и школы, которая создает прочную и незыблемую основу для их взаимодействия, содружества, планомерной совместной работы.
Поддерживая тесный и деловой контакт с родителями, учитель помогает им составить для детей научно обоснованный суточный режим, который соединяет в себе всю гамму разносторонних средств воздействия на растущий организм ребенка и укрепление его здоровья: утреннюю гигиеническую гимнастику, своевременный прием пищи, правильно организованный учебный труд и отдых, контроль за посадкой детей во время выполнения домашних заданий, осанкой и походкой, выполнение обязанностей по самообслуживанию, закаливание организма (обтирание, обливание, гигиена полости рта, мытье ног перед сном и др.), полноценный сон.
Хорошо, когда родители вместе с детьми занимаются комплексами физических упражнений, передаваемыми по радио. За последние годы сложилась хорошая традиция участвовать в соревнованиях «Папа, мама и я — спортивная семья», «Всей семьей — на старт!».
Каким бы напряженным ни был режим учебного года, у учащихся ежедневно остается достаточно времени, которым они могут распоряжаться в значительной степени самостоятельно. Между тем активными формами деятельности в свободное время, как показывают специальные исследования, занято 35—40% школьников, остальные же предпочитают проводить его у телевизора или за книгой. Для пребывания на свежем воздухе с физическими упражнениями, играми, прогулками нужно отводить 4 ч для младших школьников, 3,5 ч для подростков и 2,5 ч для старшеклассников.

Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе и наставник учащихся

К каждому классу, начиная с IV, приказом по школе прикрепляется один из успешно работающих в данном классе учителей. Это — классный руководитель, наставник учащихся.
Впервые должность классного руководителя (групповода) была введена в 30-е гг. До этого воспитательную работу в группах выполняли учителя. Первая инструкция о групповодах была утверждена Наркомпросом РСФСР в 1931 г. После переименования групп в классы групповоды стали называться классными руководителями. В 1960 г. было принято Положение о классном руководителе восьмилетней и средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением. В настоящее время руководящим документом по классному руководству является методическое письмо Министерства просвещения СССР «О работе классного руководителя» (1975).
Организационно-воспитательные функции классного руководи теля многогранны и ответственны. Его деятельность направлена на обеспечение внеклассной воспитательной работы в прикрепленном классе. Руководствуясь решениями XXVI съезда КПСС и другими директивными документами, классный руководитель доводит до сознания учащихся политику Коммунистической партии и Советского государства, формирует у школьников активную жизненную позицию, воспитывает у них готовность быть активным борцом за коммунизм.
Педагогический процесс в классе направлен на всестороннее развитие школьников. Каждый педагог и активист класса выполняет определенную часть этой общей задачи. Их коллективный труд нуждается в руководстве, чтобы сделать его более целенаправленным, предупредить дублирование и пробелы Поэтому основная функция классного руководителя состоит в организации, стимулировании и координации всех воспитательных влияний в прикрепленном классе. В рамках своей деятельности он осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися.
Доступными и корректными средствами классный руководитель согласовывает учебно-воспитательную работу учителей, преподающих в классе; формирует коллектив учащихся и направляет его работу; координирует совместную деятельность учителей и коллектива учащихся; собственными силами, привлекая всех учителей и специалистов со стороны, проводит внеклассную воспитательную работу; организует и регулирует многосторонние связи класса с внешним миром.
Содержательная сторона работы классного руководителя определяется общими задачами коммунистического воспитания Опираясь на пионерский отряд или комсомольскую организацию, классный наставник формирует у воспитанников марксистско-ленинское мировоззрение и коммунистическую нравственность, их активную жизненную позицию, прививает школьникам любовь к знаниям, труду и готовит их к сознательному самоопределению. Важнейшей функцией классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг — заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая задача классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.
Таким образом, классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.
Основные обязанности классного руководителя определены Уставом средней общеобразовательной школы. В круг этих обязанностей входит тесное сотрудничество с другими учителями, ученическим комитетом, пионерским отрядом и комсомольской организацией, с воспитателями группы продленного дня, а также советами содействия семье и школе на предприятиях и учреждениях; оказание своевременной учебной помощи учащимся; проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья учащихся; организация общественно полезного труда воспитанников; ведение установленной документации (составление плана работы на четверть, оформление классного журнала, контроль за дневниками учащихся класса); представление руководству школы сведений об успеваемости, посещаемости и поведении учащихся.
Классный руководитель работает под непосредственным руководством директора школы и его заместителей. Они же оказывают ему необходимую организационно-педагогическую помощь. Содержание и методика деятельности классного руководителя раскрыты в методическом письме «О работе классного руководителя» (см.: Справочник классного руководителя. М., 1979).
Многосторонняя деятельность классного руководителя требует от него высокого уровня культуры и хорошей психолого-педагогической подготовки. В ряде исследований (Н. В. Кузьмина, Н. И. Болдырев, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Е. И. Антипова и др.) представлены профессионально-личностные качества классного руководителя.
Поскольку классный руководитель является верным проводником идей Коммунистической партии и Советского государства, он должен иметь правильные, ясные и твердые марксистско-ленинские убеждения и общественную, патриотическую, интернационалистскую направленность, постоянно чувствовать пульс времени, быть в курсе всех событий в мире и внутри страны. Он должен первым приходить к ученикам с актуальной информацией и уметь доходчиво ее преподнести.
Хороший воспитатель — это прежде всего высоконравственный человек. Он честен и справедлив, порядочен во всех своих мыслях и действиях. Такой наставник знает и понимает духовный мир своих воспитанников, живет их радостями и печалями, дорожит их доверием, всегда деликатен и тактичен в обращении с ними, не злопамятен, терпелив и отходчив. Он любит и глубоко уважает каждого своего воспитанника, внимателен, заботлив, доброжелателен.
Современный классный руководитель — тонкий психолог и умелый педагог. Владея теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он легко входит в контакт с учителями и учениками, умело организует совместную деятельность в школе и вне ее, обладает искусством прямо и косвенно управлять мыслями, чувствами и волей школьников. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Все богатство своей души он с готовностью дарит ученикам.
Лучшие человеческие и профессиональные качества личности классного руководителя успешно формируются у молодого учителя при его активной учебе в вузе и путем самовоспитания. Успех в работе классного руководителя во многом зависит от ее плановости и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой план.
Организационно-педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся, мероприятия по организации и формированию коллектива учащихся, а также совместную работу с пионерским отрядом или комсомольской группой и родителями учащихся.
Эта работа в соответствии с рекомендациями «Примерного содержания воспитания школьников» предусматривает формирование коммунистического мировоззрения и нравственности, трудовое воспитание и профориентацию, воспитание ответственного отношения к учению и учебных умений, правовое, эстетическое и физическое воспитание.
Система в работе классного руководителя предполагает целесообразное сочетание форм и методов просвещения с организацией практической деятельности школьников. Классный руководитель, как правило, работает с одним и тем же составом учащихся несколько лет. Поэтому логика в воспитательных мероприятиях должна прослеживаться не только по месяцам, но и по учебным годам.

Организационно-педагогическая работа классного руководителя

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого классного руководителя. Педагог — это практический психолог. Чтобы успешно работать, он постоянно изучает воспитанников. Изучение учащихся требует знания психологических свойств личности школьника, а также овладения принципами и методами педагогического исследования. В отличие от педагогов-теоретиков классный руководитель изучает своих воспитанников в чисто практических целях: лучше знать, чтобы лучше воспитывать.
Для получения объективных данных об интеллекте, характере здоровье и других свойствах школьника классный руководитель выполняет следующие основные требования: изучает школьника в естественной обстановке, в единстве с условиями его жизнедеятельности; постоянно учитывает индивидуальные и возрастные изменения; изучает школьника целостно, во всех его проявлениях; изучая, воспитывает — воспитывая, изучает.
Программа изучения личности школьника включает в себя прежде всего ознакомление с условиями его жизни в семье: каков состав семьи, ее материальная обеспеченность, семейные традиции, отношения в семье, условия для учебы и т. д. Классного руководителя интересует также здоровье родителей, возможность наследственной предрасположенности детей к заболеваниям, тип воспитания, окружение семьи.
Другим важным вопросом является отношение школьника к окружающим — родителям, учителям, товарищам по классу и другим. Следует отметить, насколько он уважителен, вежлив или груб, склонен идеализировать людей или критиковать их, требователен больше к себе или к людям, с кем и как дружит, открыт или скрытен, склонен властвовать или подчиняться.
Необходимо установить его отношение к учению и труду: добросовестно или недобросовестно учится, какие предметы любит, насколько систематически учится, помогает ли товарищам по классу лучше учиться, как развита самостоятельность и др., как относится к физическому труду, какой труд предпочитает, трудолюбив или ленив; как относится к инструментам и материалам, насколько бережлив и аккуратен в труде.
Успешность учения во многом зависит от дарований и способностей школьника. Поэтому важно определить, какими способностями он обладает, какой у него тип мышления и памяти; наблюдателен ли он, быстро или медленно усваивает учебный материал, обладает ли фантазией и остроумием; чем интересуется во внеурочное время, как проводит свой досуг.
Особый вопрос для изучения школьника — его отношение к общественной работе: какие поручения и как выполняет; как развиты инициатива, ответственность, чувство долга.
Профессор К. К. Платонов рекомендует классному руководителю в процессе изучения учащихся выделить две группы свойств и качеств личности: 1) особенности общих свойств и качеств личности — направленность личности, ее моральные качества, характер, темперамент и способности; 2) особенности отдельных психических процессов — особенности восприятия и внимания, психомоторные особенности, особенности мышления, памяти, эмоционально-волевые особенности. Изучение направленности ученика даст ответ на вопрос: «Чего он хочет?»; изучение его способностей — на вопрос: «Что он может?»; изучение характера — на вопрос: «Кто он есть?»
Изучение учащихся не самоцель. Оно дает возможность классному руководителю прогнозировать развитие школьника, предвидеть и предупреждать его трудности в учении, создавать для его развития наиболее благоприятные условия. В знании особенностей психического развития школьника нуждаются учителя, обучающие его, и родители.
Классный руководитель изучает также коллектив своего класса, характеристикой которого обычно открывается план работы. Основными показателями воспитанности и зрелости коллектива являются организованность, сплоченность, наличие здорового общественного мнения, гуманность внутриколлективных отношений.
Объективность выявления уровня воспитанности школьника и ученического коллектива зависит от правильного использования разнообразных методов исследования. Важное место среди них занимает наблюдение. Это специально организованное восприятие проявлений в поведении и жизнедеятельности личности и коллектива. Прежде всего важно уяснить, что изучать, за чем наблюдать и как фиксировать результаты наблюдения. Наблюдение бывает сплошным и выборочным. При сплошном наблюдении классный руководитель фиксирует все, что удается заметить в поведении, высказываниях, эмоциональных реакциях учеников. При выборочном наблюдении отмечаются отдельные процессы и явления, например взаимоотношения между мальчиками и девочками, наличие у школьника умений общественной работы и т. д.
Наблюдение должно быть планомерным и систематическим. Важно наметить план наблюдения, в котором предусмотреть не только программу, но и последовательность, время и место наблюдения. Систематичность наблюдения предполагает регулярность его осуществления.
Наблюдение обычно проводится в естественных условиях обучения и воспитания, в различных видах деятельности учащихся. Наблюдая за учащимися на своих уроках и уроках других учителей, классный руководитель выявляет особенности их познавательной деятельности, отношение к учебному предмету, их интересы и способности, умения и навыки учебной деятельности, волевые качества и т. д. Для выявления взглядов, убеждений и идеалов школьников большое значение имеют их ответы, высказывания на уроках литературы, истории, обществоведения, а также классных часах, диспутах.
Личность и коллектив наиболее ярко проявляются в сложных условиях — при выполнении сложной комплексной работы, в походе и т. д. В этих ситуациях классный руководитель должен быть особенно внимателен.
Весьма ценной формой обобщения результатов изучения школьников являются «Педагогические консилиумы» — совещания учителей класса, проводимые под руководством классного руководителя. На них обсуждается характеристика класса и отдельных учеников, коллективно выявляются причины отставания в учебе или недостатков в поведении тех или иных школьников и намечаются меры индивидуального подхода к ним.
Распространенной формой фиксирования результатов изучения учащихся является педагогический дневник классного руководителя, который используется при составлении характеристик учащихся и классного коллектива.
(...) Воспитание личности в коллективе — ведущий принцип социалистической педагогики. Первичный коллектив — это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества.
Коллектив, как живой общественный организм, рождается, развивается, живет. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности первичного коллектива главная роль принадлежит классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни.
Одновременно с этим классный руководитель помогает учащимся создать органы внутриколлективного самоуправления. На первых порах, предварительно ознакомившись с учащимися лично и по документам, он может сам назначить ответственных за ту или иную работу школьников (староста класса, дежурные). Вместе с вожатым он готовит школьников к выборам пионерского актива. За этим коротким организационным этапом следует выявление актива класса и формирование всех органов самоуправления в первичном коллективе.
Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нем возникают прежде всего деловые отношения — отношения ответственной зависимости. Они являются основными в коллективе. Но вскоре складываются и межличностные товарищеские отношения между учащимися, основанные на взаимной заинтересованности школьников. Постепенно возникает и еще один вид межличностных отношений — избирательные отношения между друзьями в классе в соответствии с личными симпатиями.
Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень — деловые связи учащихся.
Актив относительно стабилен, но классный руководитель создает условия для планомерной смены поручений учащимся в самоуправлении, чтобы исполнительность и умение руководить формировались в единстве.
Итак, коллектив формируется в деятельных отношениях. Наиболее интенсивно он созревает в творческой, проблемной деятельности, когда школьники не просто выполняют то или иное задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи. А. С. Макаренко настаивал, чтобы перед коллективом последовательно выдвигались все более сложные и увлекательные задачи. Коллектив, по его убеждению, живет перспективной, завтрашней радостью.
Жизнь коллектива учащихся украшают традиции. Классный руководитель помогает школьникам постепенно установить свои традиции: отмечать знаменательные даты, проводить вечера любимых героев, писателей, праздновать дни рождения учащихся и т. д.
Традиции класса должны не идти вразрез с общешкольными традициями, а дополнять их. Традиции школы связывают духовными нитями первичные коллективы.
Регулирующим и дисциплинирующим фактором воспитания А. С. Макаренко называл общественное мнение. Зафиксированные в общественном мнении общепринятые суждения, оценки и отношения к нравственным ценностям выступают как общие требования к личности.
Формирование и управление этой реальной силой воспитания, однако, представляет собой немалые трудности. Оценочные суждения подростков нередко строятся преимущественно на чувстве и недостаточно осознаются. Кроме того, складываются они порой подспудно, незаметно, а укоренившись, стойко удерживаются в сознании школьников. Примером негативного общественного мнения в коллективах школьников может служить так называемая психология троечника — нарочитая переоценка тройки.
Формирование положительного общественного мнения протекает главным образом при коллективном обсуждении общих проблем, результатов выполненной работы, поведения отдельных членов коллектива. Непременным условием успеха в этой работе являются доверительные и уважительные взаимоотношения участников обсуждения, а также психологически тонкие оценки поступков людей, когда возникают яркие примеры, достойные восхищения. В результате этого школьник выбирает тип соответствующего поведения.
Формированию общественного мнения активно содействует классная стенная газета и разумно оформленные наглядные материалы. Стенгазета — это выражение коллективной мысли, пропагандист высоких моральных принципов и норм. Классный руководитель направляет работу редколлегии на то, чтобы стенгазета отражала волнующие проблемы класса, стимулировала коллективную жизнь и деятельность учащихся.
А. С. Макаренко выдвинул идею защищенности в коллективистическом воспитании. Он писал, что ни один воспитанник, как бы он ни был мал и слабосилен или нов в коллективе, не должен чувствовать своего обособления и беззащитности. В этом, в частности, состоит гуманизм коллективистического воспитания.
Коллектив должен не только защищать, но и возвышать личность школьника, удовлетворяя его потребность в признании, стремление к самоутверждению среди сверстников своими делами на общую пользу. Задача классного руководителя — помочь школьнику занять лучшую для него позицию в коллективе А коллектив класса призван выявлять и развивать такие качества подростков, которые помогали бы им становиться активнее, увереннее в себе и деловитее. Учитывая личные интересы и возможности школьника, коллектив класса доверяет ему общественную работу, учит ее успешно выполнять. Общественное признание успехов стимулирует лучшие проявления школьника и вдохновляет на новые достижения.
Требовательность первичного коллектива к школьнику сочетается с воспитанием у школьников дружественности, внимательности и чуткости в отношениях друг с другом. В. А. Сухомлинский в связи с этим писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленные воспитателями. Но еще сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитателя заключается в том, чтобы каждый ребенок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту»
Классный руководитель организует общение учащихся в различных формах, содействует их взаимной заинтересованности и духовному взаимообогащению. Это достигается путем поощрения сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи в учении, поощрения дружбы, не выходящей за рамки коллективных целей. Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, классный руководитель предупреждает и пресекает появление кличек, сплетен, нездоровых группировок.
(...) В общей системе школьного самоуправления важная роль принадлежит ученическому комитету. Связь учкома с классным коллективом осуществляется через старосту, избираемого на классном собрании. Староста работает под непосредственным педагогическим руководством классного наставника. Они вместе готовят и проводят классные собрания. Классное собрание — это коллективный орган ученического самоуправления в классе. Оно проводится не реже одного раза в месяц. Собрание заслушивает информацию старосты о решениях учкома и намечает конкретные меры по реализации этих решений, обсуждает оценки поведения и характеристики учащихся, утверждает график дежурства учащихся по классу и т. д. Классный руководитель помогает старосте распределить общественные поручения между учащимися, организовать дежурство по классу и школе, подготовить очередное собрание класса и др. Он координирует также работу старосты, председателя совета отряда или секретаря комсомольской организации.
Работа с родителями — неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.