Основные задачи и содержание всестороннего развития личности

В советской педагогике при разработке путей реализации цели коммунистического воспитания принято ставить более частные задачи, связанные с осуществлением идейно-политического, умственного, нравственного, трудового и политехнического, эстетического и физического воспитания. Выделение данных областей, или составных частей, коммунистического воспитания является в определенной мере условным, поскольку все они теснейшим образом связаны между собой, и решение задач в одной области всегда отражается на реализации задач в других областях (например, обеспечение хорошего физического воспитания сказывается и на решении задач умственного, эстетического, трудового и нравственного воспитания). Условность выделения этих областей проявляется и в том, что целый ряд специальных задач, в том числе требующих особого внимания, не может быть отнесен к какой-либо одной из вышеназванных областей. Таковы, например, задачи научно-атеистического воспитания, формирования коммунистического мировоззрения, экологического, правового и экономического воспитания.
На XXV съезде КПСС было обращено особое внимание на необходимость осуществления комплексного подхода к постановке всего дела воспитания и в первую очередь на обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания при уделении должного внимания и всем другим сторонам коммунистического воспитания. В настоящее время комплексный подход рассматривается в качестве важного методологического принципа, нацеливающего учителя на осуществление тесной взаимосвязи между всеми основными областями воспитательной деятельности в целях формирования целостной личности советского человека.
Умственное развитие человека характеризуется развитием его интеллекта, способности к мышлению, учебно-познавательной деятельности. Развитие умственных сил и интеллектуальных способностей человека идет значительно интенсивней в условиях специального обучения и воспитания.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.