Организация народного образования в СССР

(...) Разработанные В. И. Лениным важнейшие положения организации народного образования в СССР, получившие дальнейшее развитие в постановлениях, программных и других документах Коммунистической партии и Советского правительства, подтвержденные многолетней практикой, были законодательно закреплены в июле 1973 г. VI сессией Верховного Совета СССР в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».
Основные принципы народного образования:
1. Равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения. Равноправие членов нашего общества во всех сферах общественной жизни осуществляется, таким образом, и в области народного образования. Предоставляемое Конституцией СССР право на образование не предусматривает никаких ограничений и условий и является одинаковым для всех граждан СССР.
2. Обязательность образования для всех детей и подростков. В Советском Союзе завершен переход ко всеобщему обязательному среднему образованию молодежи. Все подростки, окончившие VIII класс, обязаны продолжать образование в IX классе общеобразовательной средней школы (дневной, вечерней, сменной, заочной), или в среднем профессиональном училище (СПТУ), в котором, наряду со специальностью, молодые рабочие получают среднее общее образование, или в среднем специальном учебном заведении.
3. Государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений. Реализация этого принципа позволяет достигать планового осуществления коммунистического воспитания и образования в учебно-воспитательных заведениях всех типов, рационального размещения их по территории страны, единое руководство и контроль за их деятельностью, создание необходимых материальных условий.
4. Свобода выбора языка обучения: обучение на родном языке или на языке другого народа СССР. Родители (или заменяющие их лица) могут выбирать для своих детей такую школу, в которой обучение проводится на желаемом для них языке. Это право имеет большое значение для осуществления всеобщего образования различных национальностей Советского Союза.
5. Бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении, стипендиальное обеспечение учащихся средних специальных заведений и студентов вузов и оказание им другой материальной помощи. Государство полностью или частично обеспечивает обучение детей из семей малообеспеченных родителей в специальных школах, школах-интернатах, школах продленного дня. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в декабре 1977 г. приняли постановление о переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися средних общеобразовательных школ в течение 1978—1983 гг. Учащиеся профессионально-технических училищ получают заработную плату, бесплатное питание и специальную форму.
6. Единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений, обеспечивающая возможность перехода от низших ступеней к высшим. В однотипных учебных заведениях всех союзных и автономных республик, краев, областей и округов введены единые учебные планы и программы, в связи с чем имеется возможность беспрепятственного перехода из школы в одной местности в однотипную школу другого региона, а также переход из низшей ступени обучения в высшую. Поэтому в нашей стране не существует так называемых тупиковых учебных заведений, характерных для системы народного образования буржуазных стран.
7. Единство обучения и коммунистического воспитания, сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи. Обязанность граждан заботиться о воспитании детей и подготовке их к общественно полезному труду предусматривается Конституцией СССР.
8. Связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строительства, с общественно полезным трудом. Связь эта осуществляется в процессе изучения основ наук, в различных видах внеучебной воспитательной работы, путем участия школьников в активной общест» венно полезной деятельности.
9. Научный характер образования, постоянное его совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры. Выполнение основной задачи советской школы — подготовки всесторонне развитых и образованных строителей коммунизма — возможно лишь на строго научной основе, с учетом современного уровня научно-технического прогресса.
10. Гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания. Учебно-воспитательная работа в учреждениях народного образования в нашей стране направлена на формирование у учащихся высокого морального облика, проводится на основе сочетания строгой требовательности с проявлением гуманности, уважения к личности, чуткого и доверчивого отношения к учащимся.
11. Совместное обучение детей обоего пола, осуществляемое практически почти во всех учебно-воспитательных учреждениях СССР. Незначительное исключение составляет обучение лиц только мужского пола в отдельных учебных заведениях или по некоторым специальностям в связи с учетом специфических анатомо-физиологических особенностей организма женщин.
12. Светский характер образования, исключающий влияние религии. В СССР все учебные заведения отделены от церкви, запрещено преподавание в них религиозных вероучений. Тем самым созданы объективные предпосылки для строго научного изучения и объяснения явлений природы и общественной жизни, для научно-атеистического воспитания молодежи.
Принципы народного образования в СССР утверждают самый демократический характер его во всем мире.
(...) В «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» определено, что система народного образования в СССР включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование. Общественное воспитание детей в дошкольных учреждениях является одним из выдающихся завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. В 1914 г. в царской России было всего 177 детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4,5 тыс. детей. В настоящее время дошкольными детскими учреждениями охвачено большинство детей соответствующего возраста. Только в одиннадцатой пятилетке предусмотрено строительство дошкольных детских учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест.
Основными типами дошкольных воспитательных учреждений в СССР являются ясли (для детей до трех лет) и детские сады, в которых воспитываются дети от трех до семи лет. С 1959 г начали функционировать единые дошкольные учреждения — детские ясли-сады. Детские дошкольные учреждения организуются местными Советами народных депутатов, а также с их ведома государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, совхозами, кооперативными и другими общественными организациями. Организаторы этих учреждений несут основные расходы по содержанию в них детей; родители лишь частично (в размерах, устанавливаемых в зависимости от их заработной платы) оплачивают стоимость питания детей. Руководство дошкольными детскими учреждениями осуществляют местные органы народного образования и здравоохранения.
Важнейшие задачи детских дошкольных учреждений: обеспечение всестороннего, гармонического развития и коммунистического воспитания детей, охрана и укрепление их здоровья, подготовка к обучению в школе. Детские сады и ясли предоставляют возможность женщине-матери активно участвовать в производительном труде и общественной жизни.
Основной формой получения общего среднего образования является единая, трудовая, политехническая средняя общеобразовательная школа. Задачи и содержание работы средних общеобразовательных школ определены Уставом средней общеобразовательной школы, одобренным постановлением Совета Министров СССР 8 сентября 1970 г. и «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», дополняются и конкретизируются постановлениями партии и правительства, а также директивными распоряжениями.
По продолжительности обучения и уровню получаемого образования общеобразовательные школы делятся на восьмилетние (с I по VIII класс) и средние (с I по Х(Х1) класс). В сельской местности с целью обеспечения территориальной доступности в небольших отдаленных населенных пунктах функционируют начальные школы в составе первых — третьих классов, по окончании которых дети продолжают образование в близлежащих восьмилетних или средних школах.
В первые классы общеобразовательных школ принимаются дети, достигшие семилетнего возраста и проживающие в микрорайоне восьмилетней или средней школы. В одиннадцатой пятилетке планируется создать предпосылки для постепенного перехода к обучению детей с шестилетнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. Экспериментальная работа по обучению шестилеток в «нулевых» классах уже проводится в ряде школ.
Наряду с массовой средней общеобразовательной школой в СССР получили развитие школы-интернаты, школы и группы продленного дня, создаваемые в целях расширения общественного воспитания детей и подростков, обеспечения благоприятных условий для всестороннего развития учащихся и оказания помощи семье в их воспитании. Наиболее широкое распространение получили школы с продленным днем; количество учащихся в школах и группах продленного дня планируется довести в 1985 г. до 13,5—14 млн. Школы продленного дня представляют собой перспективное направление развития общеобразовательной школы будущего.
Дети и подростки, нуждающиеся в особых условиях обучения и воспитания по состоянию здоровья или в связи с недостатками в физическом или умственном развитии, обучаются в специальных общеобразовательных школах. Для работающей молодежи, не имеющей среднего образования, имеются вечерние (сменные) и заочные школы. В некоторых средних школах организуются классы с углубленным изучением отдельных предметов (математики, физики, химии, истории и др.).
Для детей, лишившихся родителей, в Советском Союзе есть детские дома, в которых содержатся и воспитываются дети дошкольного (от 3 до 7 лет) и школьного возраста (от 7 до 17—18 лет). Воспитанники детских домов обучаются в расположенных поблизости средних общеобразовательных школах или профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях.
Внешкольные воспитательные учреждения оказывают школам помощь во всестороннем развитии интересов, способностей и склонностей учащихся, в воспитании их общественной активности, организации культурного отдыха и укрепления здоровья (деятельность этих учреждений была рассмотрена в главе 26 «Внеклассная и внешкольная воспитательная работа»).
Система профессионально-технического образования в нашей стране обеспечивает подготовку из числа молодежи всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых квалифицированных рабочих для всех отраслей народного хозяйства.
В состав этой системы входят технические, средние, городские, сельские и вечерние (сменные) профессионально-технические училища. Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание совершенствованию профессионального образования, подготовке достойного пополнения рабочего класса, способного в полной мере реализовать достижения научно-технического прогресса в условиях развитого социализма. В десятой пятилетке специальную подготовку в системе профессионально-технического образования получили 12,5 млн. человек, или две трети молодого пополнения рабочего класса, пришедшего на производство.
В технических училищах (со сроком обучения от одного до полутора лет), базирующихся на полной средней школе, готовят высококвалифицированных рабочих по сложным профессиям, овладение которыми требует хороших знаний основ наук в объеме средней общеобразовательной школы.
Средние профессионально-технические училища с трех- или четырехлетним сроком обучения готовят квалифицированных рабочих из числа молодежи, закончившей восьмилетнюю школу, дают своим выпускникам не только производственную квалификацию, но и общее среднее образование. Этот новый тип профессионально-технических учебных заведений является одновременно формой подготовки квалифицированных рабочих и важным каналом осуществления всеобщего среднего образования, формой реализации в современных условиях ленинских идей единства общего и профессионального образования.
Городские и сельские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного до двух лет специализируются в различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, готовят квалифицированных рабочих также для строительства, транспорта, связи, коммунального хозяйства, торговли и культурно-бытовых организаций. Учащиеся этих профессионально-технических училищ получают среднее образование в вечерних (сменных) общеобразовательных школах.
Вечерние (сменные) профессионально-технические училища рассчитаны на овладение основами профессии и повышение квалификации молодежью, участвующей в производительном труде, без отрыва от производства. Училища эти комплектуются строго по профессиям, сроки обучения в них устанавливаются в зависимости от характера специальности и уровня подготовки молодых рабочих.
Средние специальные учебные заведения (техникумы, училища) ведут подготовку квалифицированных специалистов со средним специальным и общим образованием. Право поступления в эти учебные заведения предоставляется лицам, имеющим восьмилетнее образование или закончившим среднюю общеобразовательную школу (в зависимости от уровня полученного общего образования устанавливаются различные сроки обучения в техникумах и училищах).
В высших учебных заведениях готовятся высококвалифицированные специалисты, владеющие марксистско-ленинской теорией, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по специальности в различных областях народного хозяйства, культуры и искусства. Советский Союз достиг больших успехов в подготовке кадров высшей и средней квалификации.

Система государственного управления и руководства народным образованием в СССР

В управлении народным образованием деятельное участие принимает профсоюзная организация работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, а также различные общественные организации (коллегии и советы, постоянные комиссии по народному образованию, по делам молодежи, по делам несовершеннолетних, создаваемые при местных Советах народных депутатов, и др.).
Органы государственного управления — Министерство просвещения СССР, Министерство высшего и среднего специального образования СССР, Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию — осуществляют управление и руководство общим средним, средним специальным и высшим образованием через министерства и ведомства союзных республик или непосредственно подчиненными им учебно-воспитательными учреждениями. Эти органы разрабатывают общие положения по учебно-воспитательной, научной и методической работе, утверждают учебные планы, программы, учебники для учебно-воспитательных учреждений, контролируют их работу.
Министерства просвещения союзных и автономных республик руководят работой общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений через местные (областные, городские, районные) отделы народного образования исполнительных комитетов Советов народных депутатов. В ведении Министерства просвещения СССР находится Академия педагогических наук СССР, обеспечивающая с помощью входящих в ее состав научно-исследовательских институтов и профессорско-преподавательских коллективов педагогических вузов научную разработку важнейших проблем коммунистического воспитания, образования и обучения.
Управление профессионально-техническим образованием осуществляет Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию через государственные комитеты Советов Министров союзных республик по профессионально-техническому образованию и их республиканские (АССР), краевые, областные, городские управления, которые работают в тесном контакте с исполкомами Советов народных депутатов, министерствами, ведомствами и органами народного образования.
Таким образом, в СССР функционирует четкая система государственных органов, научных и общественных организаций, обеспечивающая планомерное и целенаправленное управление и руководство народным образованием.
(...) Органы народного образования контролируют деятельность подведомственных им учреждений через имеющиеся в отделах » Министерствах просвещения школьные инспекции, которые в своей работе руководствуются ленинскими принципами социалистического контроля. В статье «К вопросу о задачах Рабкрина, их понимании и их исполнении» В. И. Ленин писал: «Задача Рабоче-крестьянской инспекции — не только и даже не столько «ловить», «изобличить»... сколько уметь поправить... Чтобы уметь исправить, надо, во-1-х, изучать и изучить ведение дела в том или ином учреждении, предприятии, отделе и т. п.; во-2-х, вовремя провести необходимые практические изменения, осуществить их на деле».
Инспектора школ выполняют функции не только государственных контролеров за работой учебно-воспитательных учреждений, но и организаторов народного образования.
В задачу инспекторских проверок входит определение эффективности и оценка деятельности школы, ее руководителей и педагогического коллектива, изучение передового педагогического опыта, выявление недостатков и установление путей их устранения. Объективная оценка работы школы дается на основе сравнения достигнутых результатов воспитания, обучения и образования учащихся с поставленными перед школой задачами на современном этапе ее развития. Несмотря на наличие значительного опыта изучения и анализа работы школ, все еще встречаются факты формализма в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Сущность этого формализма состоит в том, что работа школ и учителей оценивается преимущественно, а нередко и исключительно по среднему показателю успеваемости учащихся (выражаемому в процентах) и другим количественным показателям учебной и воспитательной работы (числом проведенных мероприятий и др.), без учета и глубокого анализа уровня воспитанности и обученности школьников, подготовки их к общественной жизни и к трудовой деятельности, эффективности применяемых методов обучения, специфических условий школы.
В инструктивном письме «О критериях оценки деятельности общеобразовательной школы» № 30-М от 11 мая 1982 г. (см.: Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР, 1982, № 8, с. 43—45) министр просвещения Союза ССР отмечал, что «объективная оценка деятельности общеобразовательной школы ... возможна только на основе глубокого анализа состояния учебно-воспитательной работы и ее результатов», указывал на недопустимость оценки «по одному какому-либо показателю, например по проценту успеваемости или количеству проведенных мероприятий».
В этом письме приведены основные показатели, по которым следует оценивать деятельность школы:
1. Выполнение законодательства об обязательном всеобщем среднем образовании молодежи.
2. Уровень воспитанности учащихся и выпускников школы. Состояние идейно-воспитательной работы в школе.
3. Уровень изучения основ наук.
4. Уровень работы педагогического коллектива школы.
Указанные показатели, краткое содержание которых раскрывается в письме, являются основными критериями оценки деятельности школы, и ими надлежит руководствоваться при анализе ее работы. С этими критериями предложено ознакомить весь инспекторский состав и руководителей школ.
В обязанность органов народного образования входит руководство методической работой, повышением квалификации учителей и руководителей школ, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение в практику воспитания и обучения современных научных достижений, а также периодическая аттестация учителей. Имеющиеся при областных и крупных городских отделах народного образования институты усовершенствования учителей (ИУУ) осуществляют повышение квалификации учителей, воспитателей и других работников школ, а также заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе и директоров восьмилетних школ. Повышение квалификации директоров средних школ проходит на факультетах повышения квалификации (ФПК), созданных при крупных педагогических институтах. В соответствии с действующими положениями каждый работник школы должен проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. В повышении квалификации учителей и других работников школ принимают участие городские и районные методические кабинеты и объединения учителей, организующие проведение методических семинаров, совещаний и др.
Отделы народного образования с помощью школьных инспекций, институтов усовершенствования учителей, городских и районных методических кабинетов и объединений проводят изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта. В. И. Ленин уделял большое внимание собиранию, учету и распространению этого опыта, считал это главным, основным звеном в работе Наркомпроса, призывал заниматься им систематически. Работа эта организуется в процессе фронтальных и тематических проверок школ, специального изучения деятельности лучших учителей и школ. При распространении передового педагогического опыта следует внедрять не сам опыт, а «мысль, выведенную из опыта» (К. Д. Ушинский), хотя, конечно, реализация этой мысли, идеи должна быть основана на применении соответствующих конкретных методов работы определенного учителя.
С целью обеспечения творческого характера работы и научного роста учителей практикуется привлечение их к психолого-педагогическим и методическим исследованиям. Организуют это привлечение НИИ Академии педагогических наук СССР, кафедры педагогических институтов совместно с отделами народного образования и институтами усовершенствования учителей путем подготовки и проведения научно-практических конференций по ведущим проблемам обучения и воспитания учащихся, педагогических чтений и индивидуальной работы с учителями и руководителями школ.
Каждый учитель один раз в пять лет проходит аттестацию, которая проводится специальными комиссиями, создаваемыми при областных отделах народного образования. Комиссии эти детально изучают деятельность каждого учителя, дают ему необходимые рекомендации по улучшению его деятельности, а в отдельных случаях принимают решения о нецелесообразности дальнейшего использования учителя на педагогической работе в школе.

Руководство учебно-воспитательной работой школы

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.