Нравственное воспитание


Нравственное воспитание в советской школе является важнейшей составной частью коммунистического воспитания. В. И. Ленин, придавая огромное значение идейно-нравственному воспитанию, неоднократно подчеркивал, что все дело воспитания, образования и обучения советской молодежи должно быть подчинено воспитанию ее в духе коммунистической нравственности.
Подчеркивая особенности коммунистической морали, В. И. Ленин неоднократно указывал на ее классовый характер и направленность на борьбу за интересы трудящихся. «...Наша нравственность,— писал он,— подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата», она «выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». И если на первом этапе революционной борьбы главное заключалось в том, чтобы разрушить старое эксплуататорское общество, то затем основным становится объединение всех трудящихся для создания нового общества. «В основе коммунистической нравственности,— говорил В. И. Ленин,— лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» . Эта задача остается главной и определяющей и на данном этапе общественного развития, когда наша страна небывалыми темпами ведет строительство социализма, подготавливая условия для перехода к новым, более высоким ступеням коммунистического строительства, для чего требуется идейно-нравственная зрелость каждого человека.
Важнейшей основой содержания нравственного воспитания является овладение марксистско-ленинской идеологией, вооружающей пониманием основных закономерностей общественного развития и высших целей, стоящих перед нашим обществом. Эта задача особенно важна в настоящее время, когда марксистско-ленинская идеология превратилась в идеологию всего советского народа, а марксистско-ленинское учение получает свое дальнейшее развитие и обогащается новыми фактами и понятиями, отражающими современный этап общественного развития. В центре же всего идеологического воспитания должно быть формирование у молодежи марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств.
Мировоззрение человека как система его взглядов на жизнь и представлений о его роли и месте в жизни служит важнейшим внутренним руководством в решении нравственных проблем, выборе линии поведения в той или иной ситуации.
В основе коммунистического мировоззрения человека лежит убежденность в правоте дела коммунизма, вера в коммунистические идеалы, готовность претворить эти идеалы в жизнь и, если потребуется, бороться за их утверждение.
В условиях большой остроты, которую приняла в настоящее время идеологическая борьба между миром капитализма и миром социализма, особое значение приобретает задача формирования у молодежи непримиримости к буржуазной и ревизионистской идеологии. В силу широкого распространения средств массовой информации и непрекращающихся попыток идеологов капитализма использовать различные каналы для распространения буржуазной пропаганды, современная молодежь подвергается влиянию буржуазной идеологии больше, чем, например, молодежь 40-х гг. Как подчеркивалось на XXVI съезде КПСС, идеологическая борьба для Запада не сводится к противоборству идей. Капитализм «пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление».
Ясные идейно-политические позиции, отчетливое понимание законов общественного развития служат той основой, которая помогает избрать человеку правильную линию поведения, согласуемую с его общественным долгом, повышают его ответственность за свои поступки. Идейно-политическое воспитание является ведущим аспектом нравственного воспитания. В целом идейно-нравственное воспитание — целенаправленная деятельность воспитателей, направленная на решение задач формирования коммунистической идейности и качеств высоконравственной личности. Важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание у человека преданности своей социалистической Родине, своему народу, готовность отдать все свои силы для защиты завоеваний социализма.
Особое значение в условиях нашей многонациональной страны имеют задачи воспитания братских чувств и уважения ко всем народам Советского Союза, формирование сознания братского единства всех наций и народностей нашей страны, объединенных общей идеологией, социально-политической и экономической базой, спаянных доверием, дружбой, сотрудничеством, благотворным взаимодействием всех культур и превратившихся в новую историческую общность — советский народ. Огромными успехами в деле развития культуры и народного просвещения встретили народы всех республик 60-летие образования СССР.
Задачи воспитания братских чувств к представителям всех наций и национальностей, образующим советский народ, включают в себя и воспитание непримиримости ко всему тому, что может нанести ущерб социальному и морально-политическому единству советского народа, ко всем проявлениям национализма, шовинизма и национальной ограниченности.
Задачи воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма включают в себя и дружбу с трудящимися всех социалистических стран, гордость за их достижения в строительстве социализма.
Немаловажное значение имеет и задача воспитания у учащихся чувства солидарности со всеми народами, борющимися против сил империализма за свою свободу и независимость, за право на самостоятельное политическое и экономическое развитие.
Нравственные позиции человека характеризуются и его социальной общественной активностью, которая предполагает его активное участие в общественно-политической жизни страны и своего коллектива; понимание своего гражданского долга и личной ответственности за порученное дело, за все происходящее в обществе; добросовестное выполнение своих обязанностей перед людьми и обществом; требовательность к себе и другим; сознательную дисциплину в труде и повседневном поведении.
Особое значение приобретает в настоящее время воспитание коммунистического отношения к труду и общественной собственности как важнейшей формы проявления высокой сознательности, гражданственности, коммунистической нравственности. Очень важны и задачи формирования нравственных качеств коллективиста, человека, умеющего жить и трудиться в коллективе, считаться с интересами всего коллектива и отдельных членов коллектива.
Нравственное воспитание советского человека предполагает воспитание социалистического гуманизма, умения заботиться о нуждах других людей, оказывать им необходимую помощь, не проходить мимо случаев проявления жестокости.
На июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС в качестве особой нравственной задачи была выдвинута проблема формирования разумных потребностей. Нравственное воспитание в школе осуществляется как в процессе обучения, так и разнообразной внеклассной работы, проводимой через пионерскую и комсомольскую организации школы.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.