Научная организация педагогического труда


Научная организация педагогического труда основывается на следующих принципах:
организации деятельности (определение и уяснение цели и задач, выбор форм, методов и приемов труда, выбор и рациональное использование техники, научно обоснованное планирование труда);
организации измерения (нормирование, учет, контроль и оптимальность);
общеорганизационного назначения, оптимизации управления (перспективность, стимулирование, комплексность и научность).
Все указанные принципы осуществляются во взаимосвязи и взаимодействии.
Научная организация педагогического труда предполагает использование в практической работе современных достижений педагогической науки и передового опыта. Большое значение имеет оптимальная организация управления, планирования всех видов деятельности в школе, строгое соблюдение режима и распорядка жизни школы, рационализация бюджета времени учителей и учащихся.
Успех научной организации педагогического труда в значительной степени зависит от того, как руководители школы (директор и его заместители) внедряют ее принципы, и прежде всего принцип оптимизации управления учебно-воспитательным процессом, который предусматривает:
четкую организацию планирования деятельности школы, учебных, факультативных и внеклассных занятий в соответствии с программами по предметам и «Примерным содержанием воспитания школьников»; применение рациональных форм тематического и поурочного планирования с учетом индивидуальных особенностей учителей и опыта их работы; осуществление предварительного контроля за качеством планов уроков;
создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата для творческой деятельности учителей;
предупреждение перегрузки учителей разного рода заданиями, не имеющими отношения к учебно-воспитательной работе;
обучение школьников элементам научной организации своего учебного труда; координацию объема домашних заданий в соответствии с установленными нормативами;
четкую организацию работы методических объединений, систематического повышения квалификации учителей и самообразования руководителей школы по проблемам научной организации управления деятельностью школы;
пропаганду и распространение в школе передового опыта обучения и воспитания (внедрение наставничества опытных учителей над начинающими, проведение открытых уроков, учебно-методических конференций и др.);
обеспечение необходимой учебно-материальной базы для обучения и воспитания, внедрение кабинетной системы организации учебной работы, соблюдение в школе гигиенических нормативов светового, воздушного, температурного режима и пр.
В этих, казалось бы, обычных обязанностях руководителей школы акцент делается на внедрение научных основ в совершенствование работы с учителями и учащимися.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.