Место трудового воспитания в системе воспитательной работы школы


Социально ценная направленность позиции во всех областях деятельности приводит к устойчивости данного образования — к формированию активной жизненной позиции.
Трудовое воспитание непосредственно связано с умственным, политехническим образованием, идейно-политическим, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием школьников.
Умственное образование является основой политехнической и профессиональной подготовки школьников. Оно предполагает изучение основ наук, научных принципов производства. Профессиональная подготовка также состоит из теоретического и практического обучения. Трудовая деятельность, в которую включаются школьники, способствует закреплению и углублению знаний, пониманию их практического значения. Труд положительно влияет на мотивы приобретения знаний, знания же, в свою очередь, совершенствуют трудовую подготовку.
Трудовое воспитание обогащает политехническое образование учащихся тем, что оно формирует определенное положительное отношение к политехническим знаниям и умениям, содействует ознакомлению учеников с социально-экономическими проблемами современного общественного производства, формирует коммунистическое отношение к производительному труду, коллективистские черты, мотивы труда, соцсоревнования.
Эффективность трудового воспитания в значительной степени зависит от того, как решаются задачи всестороннего развития личности в процессе подготовки учащихся к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание осуществляется на основе принципа политехнизма, заложенного в основу всей общеобразовательной подготовки школьников.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с основами современного производства, им разъясняют необходимость перемены труда в условиях научно-технического прогресса, значимость образования как фактора, обеспечивающего рост производительности труда.
Формируя у учащихся знания о видах современного труда, требованиях, которые к нему предъявляются, о научном содержании типичных трудовых процессов, учителя постепенно знакомят учащихся с основами общей теории трудовой деятельности.
Трудовое воспитание имеет тесную связь с идейно-политическим воспитанием. Формирование идейной убежденности молодежи происходит в трудовой деятельности, имеющей социально значимую цель, одухотворенную коммунистическими идеалами, традициями рабочего класса. Так, конкретным проявлением идейной убежденности советской молодежи стало массовое патриотическое движение «Пятилетке — ударный труд, знания, инициативу и творчество молодых».
Большой воспитательный потенциал заложен в рабочих традициях, Всесоюзных походах комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.
Трудовое воспитание, таким образом, осуществляется не только в рамках школы, но и в системе всей социальной жизни школьников. Связь с ветеранами производства, с молодыми производственниками обеспечивает непосредственное взаимное общение представителей всех поколений советского общества, что имеет исключительно важное значение для формирования коммунистической убежденности юношества.
Труд является важнейшим средством нравственного воспитания. В систематической трудовой деятельности формируются моральные качества, развиваются коллективистические отношения, формируется социально активная позиция личности.
Трудовая деятельность носит, как правило, коллективный характер, что влияет на развитие у учащихся социально ценных чувств товарищества, взаимопомощи, социальной активности и ответственности, долга и чести. Особенность трудовой деятельности и в том, что она подчинена определенным социально значимым целям, влияет на развитие ценностных ориентации учащихся, их социальных установок, идеалов и интересов.
Трудовое воспитание тесно связано с физическим. Участие в труде предполагает выносливость, быстрые реакции организма, умение преодолевать психические и физические нагрузки, способность работать в определенном ритме. Физическое и психическое здоровье человека обеспечивают успешность его трудовой деятельности, мобильность в занятиях трудом.
Современный уровень инженерной психологии позволяет дать конкретные рекомендации по организации трудовой деятельности.
Трудовое воспитание взаимосвязано с эстетическим воспитанием. Внесение эстетических элементов в организацию трудовой деятельности, в условия ее осуществления и, главное, в результат — продукт деятельности — имеет большое значение в трудовом воспитании школьников. Народные традиции сохранили многовековой праздничный обряд, посвященный сбору урожая, состязаниям наиболее ловких умельцев, и в современных условиях праздники труда сопровождают деятельность человека любой профессии.

Содержание и методы трудового воспитания учащихся

Трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Ведущую роль в этом процессе занимает школа.
Трудовое воспитание в процессе изучения основ наук предусматривает целевую направленность получаемых школьниками знаний о научных основах важнейших процессов производства, развитие познавательных и профессиональных интересов. Учащиеся на протяжении всех лет обучения знакомятся с теми ценностями жизни и культуры, что созданы человеческим трудом, особенно в условиях социалистического общества, когда человек обрел свободный труд. Кроме того, учебная деятельность содержит в себе такие элементы, которые являются общими для всякого труда: она требует систематических усилий, целенаправленности, преодоления постоянно возникающих трудностей, поскольку учебный материал усложняется от урока к уроку, организованности, самодисциплины, четкого распределения времени. Первые уроки научной организации труда школьник получает в учебном процессе.
Трудовое воспитание и трудовое обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: трудовая деятельность предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками и положительное отношение к предстоящей деятельности, умение осуществлять ее в условиях коллективного взаимодействия.
Таким образом, в реальном трудовом процессе результаты трудового обучения и трудового воспитания выступают в качестве системы стимулов, побуждающих школьника к активному, целеустремленному сознательному выбору деятельности и соответствующих ей способов действия.
Подкрепление позитивных действий поощрением, соревнованием и другими методами вызывает у ребенка положительные мотивы деятельности, что приводит к образованию таких социально ценных качеств личности, как коллективизм, социальная активность и социальная ответственность, дисциплинированность и как высшее проявление нравственности — коммунистическое отношение к труду.
В процессе производительного труда в учебно-производственных комбинатах, бригадах, цехах учащиеся приобретают технические и технологические знания, социальный опыт, определенные организаторские умения.
Трудовое воспитание осуществляется и в процессе внеклассной работы. Различные ее формы обеспечивают развитие технического творчества учащихся, формирование познавательных интересов в той или иной области знаний. Участие в кружках: технических, химических, биологических, а также художественных ремесел, интенсивно развивающихся в национальных республиках, в кружках домоводства и других — позволяет выявить склонности и способности учащихся в различных видах деятельности, служит удовлетворению их интересов и развитию соответствующих умений и навыков.
Эффективность деятельности учащихся в кружках достигается при соблюдении некоторых обязательных педагогических требований:
кружковая деятельность должна иметь общественную направленность как по целям, так и по результатам труда учащихся, с тем чтобы изготовляемые ими изделия имели практическую ценность для окружающих людей;
необходима тесная связь технического творчества с учебно-трудовыми процессами в учебных заведениях (школа, ПТУ, техникум, вуз);
целесообразно включать всех учащихся в кружковую деятельность с целью создания у каждого ребенка и подростка положительных эмоциональных переживаний от работы над объектами общественного назначения и обмена полученными достижениями; при организации технического творчества учащихся в процессе их общественно полезного производительного труда необходимо переводить общественную характеристику деятельности с исполнительской на творческую.
В процессе кружковой деятельности и индивидуальных поручений учащиеся могут изготавливать для школы учебно-наглядные пособия: таблицы, картинки, диаграммы, коллекции, простейшие модели, в старших классах — стенды, действующие модели. При изучении природоведения, ботаники и зоологии учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном участке, создают живые уголки, озеленяют школу.
Трудовое воспитание весьма дифференцированно осуществляется в семье. Дети широко привлекаются к самообслуживанию. В сельских районах, где в семьях имеются приусадебные участки, домашняя птица, скот, трудовые обязанности школьников значительно объемнее, чем у городских школьников. В современную семью прочно вошла бытовая техника, что предполагает включение в бытовой труд учащихся более старшего возраста.
Детей привлекают к выполнению различных обязанностей по дому, к вопросам бюджета семьи и его использования. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда детей и взрослых. Но в этих вопросах родителям нужна помощь педагога.
Большое внимание трудовому воспитанию школьников уделяет советская общественность. Производственные коллективы устанавливают шефство над школами, оказывают им помощь в организации материальной базы, принимают участие в нравственно-трудовом просвещении школьников, в организации общественно полезного и производительного труда.
(...) Ученическая производственная бригада — трудовой коллектив школьников VII—X классов, создаваемый в сельских средних и восьмилетних школах. Руководство производственной деятельностью ученических бригад и звеньев осуществляют специалисты сельского хозяйства. Материально-техническая база многих ученических производственных бригад позволяет школьникам самостоятельно выполнять весь цикл ежегодных сельскохозяйственных работ по возделыванию сельскохозяйственных культур на закрепленных участках.
Организационно-педагогическое руководство трудовыми объединениями школьников определено в «Примерном положении об ученической производственной бригаде в колхозе, совхозе».
Многие ученические бригады работают как самостоятельные хозрасчетные единицы совхоза или колхоза.
Воспитательная работа в бригаде осуществляется учителями, партийной и комсомольской организациями школы. Опытническая работа способствует выработке у школьников новых приемов, способов организации сельскохозяйственного труда, активизирует их познавательный интерес к технике, создает определенную установку на ее улучшение и рационализацию. Так, 26 ученических бригад Воронежской области проводили по заданию ученых Всесоюзного научно-исследовательского института сахарной свеклы и сахара сортоиспытание гибридов и полигибридов сахарной свеклы в разных природных зонах, 30 бригад ставили опыты с овощами и цветочными культурами по заданию Верхнехавской опытной станции НИИ овощного хозяйства, 21 бригада выращивала семена многолетних трав для местных хозяйств по заданию ученых Павловского опытного поля. Каждый восьмой опыт, проведенный школьниками в течение трех лет, внедрен в практику колхозов и совхозов Воронежской области.
«При проведении опытнических заданий,— пишет учитель И. Ф. Раздымалин,— ученику приходится использовать имеющиеся знания, проявляется потребность в дополнении и расширении этих знаний. Причем эта потребность проявляется в силу исследовательских и производственных обстоятельств. Поставленная перед коллективом цель может вначале и не совпадать с желанием, интересом учащихся, но ответственность за выполнение обязывает каждого добросовестно трудиться».
Работа школьников в ученических производственных бригадах не сводится лишь к числу произведенной продукции и не исчерпывается трудовыми усилиями. Включение в производительный труд расширяет представление учащихся о ценностях общественного производства, об особенностях умственного и физического труда в условиях развитого сельскохозяйственного комплекса. Учащиеся постепенно включаются в развитую систему производственных отношений, функционирующих на принципе социалистического кооперирования.
Все это позволяет педагогическому коллективу школ осуществлять комплексный подход к воспитанию. Знакомство учащихся с комплексным планом экономического развития колхоза (совхоза), включение их в опытническую работу, совместный труд со взрослыми в горячую пору сева, уборочных работ рождает чувство причастности к образу жизни сельского труженика и определяющим образом влияет на ценностные ориентации подростков и юношества, на их профессиональное самоопределение.
К тому же материальная база школ укрепляется за счет отчислений от заработка учащихся, и это позволяет использовать дополнительные средства для организации культурного досуга учащихся, улучшения оборудования школ, финансирования туристских походов и экскурсий по заповедным местам родного края.
Законы об охране природы предусматривают бережное и рациональное использование природных ресурсов страны. И здесь школьники оказывают неоценимую помощь народному хозяйству. Одним из главных направлений в деятельности агролесомелиоративных отрядов является работа по агротехнике. Сотрудники мелиоративных групп в совхозах поручают школьникам различные виды работ: посадку лесных полос, закладку аллей и парков, заготовку черенков, сбор семян древесных культур. Школьники изучают влияние агротехнических приемов на всхожесть семян и саженцев, определяют лучшие способы формирования искусственных лесонасаждений, проводят облесение приовражных территорий, откосов и днищ оврагов, расчищают родники, выполняют много других видов работ.
Так, в Высоковской восьмилетней школе Воронежской области на пришкольном участке создан богатейший питомник. Учащиеся разбили дендрарий, разнообразные цветники, выращивают саженцы из черенков винограда и облепихи. Одна из форм поощрения детей, работающих на пришкольном участке,— пакетик с семенами, набор черенков и саженцев, редких в Воронежской области. Учащиеся этой школы создали экологический уголок, засадив его более 30 представителями степной растительности. В результате трехлетней работы школьниками Таловской средней школы составлено описание лесополос колхоза «Родина Пятницкого», изучен их видовой состав, определено влияние полезащитных лесных полос на урожай зерновых культур.
Деятельность школьных лесничеств приняла большой размах по всей стране. В городах школьники берут под свою защиту городские парки, ведут большую опытную работу. Так, под Москвой в Мамонтовской средней школе у школьного лесничества 420 га леса и 2 га — питомник. Школьники проводят санитарную очистку леса, изготавливают скворечники, дуплянки, синичники и кормушки для птиц, корма для животных, собирают лекарственные травы и семена. Работа в лесничестве идет круглый год, и особенно интенсивно в трудовую, пятую четверть. Школьники ведут фенологические наблюдения, полный цикл работ в питомнике. При подготовке к Олимпиаде-80 они выращивали посадочный материал для озеленения Москвы. Вместе со своими учителями учащиеся Мамонтовской школы установили, что подмосковный лес на значительных участках вытаптывается, уничтожается зеленый покров, сохнет трава, гибнет подлесок. Под руководством специалистов школьники провели скрупулезную работу по учету вытаптываемых площадей и по характерным признакам установили «усталость» (дегрессию) леса. Затем были определены меры защиты леса: найдены оригинальные средства равномерного распределения отдыхающих по обозначенным маршрутам.
Работа, осуществляемая учащимися для народного хозяйства, разнообразна по своим формам. Она реализуется в процессе групповой деятельности школьников: бригад, звеньев, коллективов лагерей труда и отдыха. Объединения школьников достигают больших размеров. Так, в республиках Прибалтики создаются республиканские трудовые отряды школьников, что позволяет планировать и осуществлять большой объем работ: строительных, сельскохозяйственных, по культурному обслуживанию населения. Такие же отряды создаются по отдельным районам больших городов. Трудовые объединения школьников в масштабах района, города, республики имеют большое воспитательное значение в том смысле, что позволяют школьникам увидеть результаты деятельности, имеющей высокий экономический эффект; установить контакты между коллективами различных школ; войти в деловое сотрудничество с молодежью других социальных групп; рабочими сельских и промышленных предприятий, строительными студенческими отрядами, с работниками культуры на селе.
В процессе трудовой деятельности школьники знакомятся с учеными, ведущими исследования в различных сферах народного хозяйства, и приобщаются к научному поиску по совершенствованию труда человека и его результатов. Школьники овладевают социально ценным опытом производственных отношений, делают первые попытки применить знания, полученные в школе, в социально ценной деятельности. Не случайно во всех школах, где ведется интенсивная опытническая работа с учащимися, высокий процент успеваемости учащихся.
Работа в лагерях труда и отдыха осуществляется на тех же принципах, что и в производственных бригадах. Учащиеся включаются в посильную помощь трудовым коллективам и вместе с тем совершенствуют свои знания на занятиях пионерского и комсомольского актива. Особого внимания требуют совхозные и колхозные лагеря. В летний период воспитательная работа в этих лагерях направлена на максимальное обогащение знаний и представлений школьников. Школьники отправляются на экскурсии, в дальние и ближние походы, посещают музеи, театры, встречаются с городскими сверстниками. В лагерные коллективы включаются воспитанники детских домов и школ-интернатов, требующие внимания и теплоты от товарищей и воспитателей. Педагогического внимания требуют и трудные подростки, дети из неблагополучных семей. Создание в каждом лагере спортивных площадок, юннатских участков, мастерских для технического творчества, закладка садов и многих других объектов обеспечивают не только отдых, но и всестороннее развитие школьников в летний период. В период трудовой четверти школьники включаются в широкую систему социальных связей с трудящимися различных сфер народного хозяйства, способствующих укреплению контактов ученических и производственных коллективов.
(...) В процессе коллективного труда школьники вступают в сложную систему отношений с другими людьми. Это отношения взаимной зависимости, взаимного контроля, взаимной ответственности и взаимопомощи. Они существенным образом влияют на развитие социально ценной мотивации, волевых усилий, на формирование социально активной позиции личности.
Вот почему так важно в трудовой деятельности четко представлять систему целей и ценностей, их последовательность в выдвижении перед школьниками различных возрастов, с тем чтобы целенаправленно формировать социально ценные установки и мотивы деятельности.
Опыт трудового воспитания школьников, представленный в работах известного советского педагога В. А. Сухомлинского, замечателен тем, что все учащиеся Павлышской средней школы были включены в активную трудовую деятельность на протяжении всех лет обучения в школе. В. А. Сухомлинский разработал психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников в различных видах трудовой деятельности, убедительно показав, каким образом формируется положительная мотивация относительно любого вида труда у каждого школьника. Он раскрыл связь между мотивацией и выбором способа действия в конкретных условиях повседневного труда, осуществляемого учащимися, последовательно, в определенной системе, разработанной педагогическим коллективом.
Педагогическая направленность трудовой деятельности школьников проявляется:
1. В соответствующей педагогической инструментовке организуемой трудовой деятельности, чтобы стимулировать интерес к ней, выработку социально значимых установок и мотивов, что в конечном результате обуславливает формирование у учащихся готовности к деятельности.
2. Учитель может помочь в правильной расстановке сил учащихся, обеспечить чередование видов деятельности и выполняемых функций, чтобы каждый школьник мог освоить позиции руководства и подчинения и органически включиться в отношения товарищеского сотрудничества.
3. Большое значение имеет своевременная корректировка трудовых действий учащихся, их стимулирование к волевому напряжению посредством таких методов, как соревнование, поощрение результатов труда в различных формах.
4. Независимо от вида трудовой деятельности необходимо формировать у учащихся культуру труда. В основе ее лежит ряд умений: умение планировать предстоящую деятельность, рационально использовать время, содержать в порядке рабочее место, экономно и бережно обращаться с материалами и орудиями труда. Культура труда предполагает разумное сочетание труда и отдыха, переключение различных видов деятельности, обеспечение высокого качества работы. Важно помочь учащимся в развитии таких организаторских умений, необходимых в трудовой деятельности, как целостный взгляд на предстоящую деятельность, видение ее важнейших направлений, правильное определение этапов работы, учет ее результата, анализ трудового процесса и грамотное оформление деловой документации.
5. В совместном труде учащиеся приобретают опыт нравственного поведения, опыт общения с другими людьми. Различные организационные формы коллективного труда по-разному влияют на характер взаимоотношений в труде, на отношение учащихся к труду, на самооценку позиции школьника в труде. От учителя зависит педагогическая направленность нравственных оценок и самооценок учащихся, их отношение к успеху товарищей, к окружающим людям, к результатам труда.
В труде у учащихся развиваются такие морально-волевые качества, как трудолюбие и дисциплинированность, упорство и настойчивость, творческая инициатива и самодеятельность. В труде формируется гражданское самосознание, чувство причастности к общему труду советского народа.
(...) Экономическое воспитание осуществляется на уроках обществоведения, экономической географии, истории, математики, химии, физики, биологии, трудового обучения. На уроках по данным дисциплинам учащиеся усваивают некоторые экономические понятия и категории, изучают экономические законы развития общественного производства.
С созданием межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) расширяются возможности экономического образования и воспитания учащихся. Это объясняется тем, что занятия в них проводятся квалифицированными специалистами с точки зрения экономической подготовки по конкретному производству; материально-техническая база учебных мастерских в большинстве своем приближается к требованиям современного производства; обучение и воспитание учащихся ведется в процессе выпуска товарной продукции, в результате чего школьники принимают непосредственное участие в выполнении народнохозяйственных планов страны.
B настоящее время разработаны программы факультативных курсов «Основы экономики промышленности» и «Основы экономики сельского хозяйства».
Необходимо в органической связи с программными требованиями и с учетом межпредметных связей знакомить школьников IV—Х(Х1) классов с основными положениями экономической политики КПСС и Советского государства, с Продовольственной программой СССР до 1990 г., с конкретными задачами хозяйственного развития края, формировать у них представления о хозрасчете, техпромфинплане, производственной программе и оргтехплане предприятия, о производительности труда, эффективности производства, рентабельности предприятия, себестоимости продукции и др.
Вся эта работа может проводиться на основе изучения экономики конкретного предприятия с учетом трудового опыта школьников.
Большие возможности для экономического воспитания учащихся имеют занятия в школьных мастерских, межшкольных учебно-производственных комбинатах, учебных цехах предприятий.
Учитель учит школьников не только знанию конкретной экономики, но и умению планировать работу, содержать в порядке рабочее место, качественно выполнять работу, экономно расходовать материалы.
Формы экономического просвещения и воспитания школьников весьма разнообразны. Это беседы по определенным циклам: «Биография пятилеток», «Живые цифры одиннадцатой пятилетки», «Строительная площадка — вся страна», «Экономика вокруг нас» и другие с учетом возраста школьников, выпуск экономических вестников и устных журналов, радиопередачи, праздники, вечера, экскурсии, позволяющие расширить представления школьников о преобразованиях в области экономики и народного хозяйства.
Так, пропаганда экономических знаний через школьные радиопередачи может осуществляться систематически с постоянным обращением учащихся к актуальным проблемам экономики. Тематические передачи по типу: «У заводской проходной», «Встреча с патрулем бережливости» показывают значение повседневного труда людей; бережливого отношения к общественной собственности и обращают внимание каждого школьника на мелочи будничные, ставшие привычными, но оборачивающиеся большими потерями в тех случаях, когда ими пренебрегают.
Для учащихся младшего и среднего возраста создаются так называемые школы умелых хозяев, где по специальному плану один раз в месяц учащиеся знакомятся с ведением школьного хозяйства: каков бюджет школы, сколько стоит оборудование классов и кабинетов, во что обходится ремонт школы, сколько стоят учебники, книги в школьной библиотеке, сколько в год тратится тетрадей и т. д.
В старших классах учащиеся создают школьные клубы по типу клуба «Экономист», на заседаниях которого могут рассматриваться примерно такие вопросы: «Что такое экономика?», «Какие задачи решает экономист?», «Что собой представляет государственный бюджет, бюджет школы, семьи?», «Что такое производительность труда?» и др. Члены клуба осуществляют контроль за режимом экономии в школе, организуют встречи со специалистами по экономике, ведут и другую работу, связанную с ознакомлением с предприятием, где эти вопросы хорошо организованы. Реализация возможностей экономического воспитания школьников во многом зависит от преподавателей всех предметов, от того, как они понимают значение экономического образования и воспитания, владеют экономическими знаниями, умеют связать изучаемый материал с экономической политикой государства.
Под профессиональной ориентацией пони-мается определенная деятельность по оказанию помощи школьникам в выборе профессии. Это совокупность психолого-педагогических, медицинских и организационных мер воздействия на учащихся с целью выявления и формирования их профессиональных интересов и способностей и влияние на выбор ими профессии в соответствии с социально-экономическими потребностями, личными склонностями, психическими и физическими возможностями.
Профориентационная деятельность осуществляется в единстве профпросвещения, профконсультаций, профдиагностики и профадаптации. Профессиональное просвещение проводится с учетом потребностей экономического района в кадрах той или иной профессии. Педагогически важно раскрыть учащимся содержание профессионального труда, требования, предъявляемые профессией к человеку, ознакомить учащихся с комплексным планом социально-экономического развития их края, с различными типами учебных заведений, где можно получить желаемую профессию. Для коллективной профориентации отбираются массовые профессии, которые представляют интерес для данного экономического района. Поскольку те кой отбор составляет, как правило, несколько десятков профессий, важно найти общее в группе родственных профессий и об этом информировать учащихся, например об общем в содержании работы слесаря-сборщика, слесаря-ремонтника, слесаря-сантехника, слесаря-инструментальщика.
Профессиональная консультация носит индивидуальный характер, ибо преследует цель помочь школьнику понять особенности избираемой им профессии и свои возможности. Полная и квалифицированная профконсультация должна быть обеспечена участием в этой работе педагога, специалиста конкретной области, психолога и врача. В процессе профконсультаций школьник узнает не только о профессии, но и о себе, об особенностях своего организма, своих характерологических особенностях.
Профконсультация имеет три этапа: подготовительный, завершающий и уточняющий. Подготовительный этап решает проблему соответствия подростка выбранной им профессии, уточняющий — намечает путь получения данной специальности (после участия школьника в кружке или на"практике), завершающий определяет выбор конкретной профессии.
Профдиагностика располагает методами, позволяющими учесть все стороны подготовки подростка к той или иной профессии: биологические (прирожденные свойства), психологические (интересы, мотивацию и т. п.), социальные (ценностные ориентации, образ жизни, социальные установки). Профотбор осуществляют специалисты учебных заведений и производства. По их педагогическим рекомендациям учащиеся выбирают конкретные профессии.
Профадаптация — это успешное приспособление молодых людей к условиям производства. На этом этапе уже в условиях производственной практики или общественно полезного труда необходимо определить пути наиболее рационального преодоления возникающих психологических трудностей и достижения высоких показателей труда. Этими путями являются показ наиболее рациональных приемов и методов труда, обеспечение молодых людей необходимым, хорошо отлаженным рабочим инструментом, создание благоприятного микроклимата в производственном коллективе для молодежи независимо от того, являются они рабочими или практикантами.
(...) В проведении этой работы условно можно выделить три этапа, соответственно трем возрастным группам учащихся.
Первый этап. Воспитание у младших школьников (7—12 лет) уважения к людям труда, интереса к профессиям тружеников своего города или села, трудолюбия. Основа ориентации на любую профессию — воспитание уважения и любви к труду, желание трудиться в меру своих сил на благо школы, пионерского отряда, семьи, односельчан.
В трудовом обучении на этом этапе важно обратить особое внимание на:
осознание детьми общественного значения труда;
посильность его для детей определенного возраста (по характеру и объему);
техническое оснащение, богатство интеллектуального содержания (постановка перед учащимися интересных технических, технологических и организационных задач);
включение в труд элементов самостоятельности, творчества, соревнования.
Учебными программами для I—III классов предусматривается: постепенное ознакомление учащихся с производительным трудом взрослых во время экскурсий, бесед с рабочими, колхозниками, служащими; изучение оснЪвных свойств материалов (бумаги, картона, тканей) и овладение приемами обработки их с помощью простейших орудий ручного труда; развитие технического мышления и творческих способностей в процессе участия в модернизировании изготавливаемых объектов и в выборе материалов и инструментов, выполнения сельскохозяйственных опытов по выращиванию комнатных, огородных и садовых растений, наблюдения за жизнью домашних животных; воспитание интереса, любви и привычки к труду в процессе изготовления общественно полезных изделий (игрушек, макетов, моделей и др.) и выполнения посильных сельскохозяйственных работ на школьном учебно-опытном участке. В этом главная задача профориен-тационной работы на начальном этапе обучения в школе.
Второй этап. На этом этапе необходимо познакомить учащихся 12—15 лет с производственным окружением школы: учреждениями, заводами, предприятиями, колхозами, совхозами путем экскурсий, встреч с производственниками, особенно бывшими учащимися этой школы.
Основная задача профориентации — помочь учащимся выбрать путь дальнейшего обучения. Это может быть продолжение образования в средней школе, поступление в ПТУ, техникум.
Трудовое обучение в IV—VIII классах должно быть направлено на дальнейшее развитие знаний, приобретенных учащимися в I—III классах. Учебные программы трудового обучения на этом этапе предусматривают постепенное усвоение и формирование более сложных знаний и умений политехнического характера, а именно:
систематизированных знаний и умений по общетехническим вопросам — началам машиноведения, электротехники, технического черчения;
знаний и умений по выполнению ручных и механизированных операций по обработке материалов (металл, древесина, пластмасса), шитью, сельскохозяйственному труду, выполнению кулинарных работ;
представлений о производственной технике и технологии, о труде квалифицированных рабочих и колхозников (в основном во время экскурсий на производство, предусмотренных программами трудового обучения в VII и VIII классах);
знаний и умений по конструированию и техническому моделированию, элементарному проектированию и сельскохозяйственному опытничеству.
В VII—VIII классах по желанию учащихся вводят факультативы по металлообработке, по радиоэлектронике, по изучению сельскохозяйственных машин и др.
Занятия по труду в IV—VIII классах проводятся в школьных учебных мастерских, кабинетах домоводства и на учебно-опытных участках. Оправдал себя и опыт создания межшкольных учебных мастерских, ученических производственных бригад в сельских школах и т. д.
Главное в профориентации на этом возрастном этапе трудового обучения школьников — проба ими своих сил в общественно полезном и производительном труде, воспитание сначала привычки, а затем и потребности трудиться, получение более полной информации о средствах производства и трудовых процессах, о профессиях.
К окончанию VIII класса подросток должен уметь сделать свой первый сознательный выбор — определить самостоятельно дальнейший жизненный путь: продолжать ли обучение в школе, или поступить в ПТУ, техникум, или идти работать на производство, сочетая труд с обучением в вечерней школе.
Третий этап. Наиболее ответственные задачи приходится решать в школе в процессе профориентационной работы со старшеклассниками. У старших школьников (15—17 лет) основой формирования устойчивых профессиональных интересов и готовности к освоению интересующих их профессий продолжает оставаться трудовое обучение. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» говорится о необходимости всесторонне использовать, исходя из условий городской и сельской школы, учебные цехи предприятий, межшкольные учебно-производственные комбинаты, ученические производственные бригады и другие трудовые объединения школьников, профессионально-технические училища, школьные мастерские, лаборатории и кабинеты.
Трудовое обучение завершает систему подготовки школьников к труду. Оно осуществляется, как правило, в форме трудовых политехнических практикумов применительно к одной из областей техники и труда (металлообработка, электротехника, швейное дело, сельскохозяйственные машины, автодело, животноводство и др.). В школах организуется не менее двух трудовых политехнических практикумов для удовлетворения различных интересов школьников.
Учебные программы по каждому из направлений трудового обучения предусматривают формирование ряда специальных знаний и умений. Эти учебные программы должны отвечать следующим требованиям:
содержать общетехнические сведения о механизмах, приборах, аппаратах и машинах, о технике, технологии, организации и экономике производства, о содержании и условиях труда по массовым профессиям — все это на примере конкретной отрасли производства;
обеспечивать выработку у учащихся умений по организации рабочего места, по выполнению правил техники безопасности.
Факультативные занятия в старших классах (2—4 ч в неделю) в дополнение к часам трудового обучения позволяют более эффективно решать вопросы допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки школьников.
Большое внимание в старших классах уделяется общению школьников с передовиками промышленного и сельскохозяйственного производства, что благотворно влияет на воспитание чувства коллективизма, бережливости, организованности и других качеств личности.
В процессе общего, политехнического и трудового обучения используется ряд форм, в системе общего, закладывающих основу сознательного выбора профессии учащимися:
изучение основ наук, органически сочетающих содержание общего образования с политехнической и трудовой направленностью;
уроки труда как самостоятельный учебный предмет в I—VIII классах;
трудовые политехнические практикумы в IX—X классах; производственное обучение;
углубленное теоретическое изучение отдельных учебных предметов на факультативных занятиях;
факультативы по технике и сельскому хозяйству; многообразные внеклассные и внешкольные мероприятия по развитию детского технического творчества и опытничества;
общественно полезный и производительный труд учащихся (работа в производственных бригадах, участие в трудовых массовых кампаниях).
(...) Трудовое воститание в буржуазной школе не рассматривается как специфическая сфера развития личности ребенка. Трудовое обучение, нередко хорошо организованное, предназначается для тех, кто не может продолжать образование после школы. Это обучение носит узкопрактический характер. Опора в методике трудового обучения делается главным образом на практическое овладение соответствующими умениями и навыками. Меньшее значение придается сознательному освоению принципов производственного процесса. Теоретические знания даются в минимальном объеме. В американской школе, например, устойчива следующая схема обучения труду: короткий вводный курс, направленный на овладение учащимися элементарными трудовыми навыками, затем работа по так называемым индивидуальным проектам, которые составляют основу уроков труда, работа над ними занимает более 2/3 учебного времени, отводимого на предмет. Материал, который идет на изготовление вещи, учащиеся оплачивают сами, что оказывает немаловажное влияние на выбор изготовляемой продукции. При всем том, что уроки труда способствуют развитию самостоятельности, воспитанию аккуратности и бережливости, в них нет главного: заботы о развитии умственных способностей детей, связей труда с общеобразовательными предметами, обеспечивающие понимание основ современного производства.
Совершенно исключены учебные и общеознакомительные экскурсии школьников на предприятия, ибо они не отвечают частнособственническим интересам владельцев фирм. Трудовая подготовка мальчиков и девочек различается. Девочки занимаются в основном домоводством, так как сфера их будущей деятельности ограничивается в основном обслуживанием семьи.
Педагогические теории буржуазной педагогики, с одной стороны, оправдывают узкий практицизм и деляческий подход к трудовому обучению, с другой — ставят вопрос о необходимости развивающего характера трудового обучения.
Господствующим в буржуазной массовой школе является узкопрактический профессиональный подход к трудовой подготовке учащихся.

Теоретические основы эстетического воспитания школьников

Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы коммунистического воспитания. Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:
эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;
знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
наличие эстетического коммунистического идеала и способности на его основе верно оценивать произведения искусства, идейно-эмоциональный отклик на эти произведения;
овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни;
потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.
Названные компоненты эстетической культуры вместе с тем выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников.
(...) Субъективной стороной эстетического освоения мира выступают эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, т. е. эстетическое сознание человека. Оно есть субъективное отражение объективного мира и вместе с тем орудие познания существенной стороны реального мира — его красоты.
Данные положения имеют большое мировоззренческое значение, педагогикой они используются при конкретизации целей и задач коммунистического воспитания. Эстетика раскрывает структуру и функции эстетического сознания. Опираясь на эти знания, теория воспитания исследует процесс формирования эстетических чувств, вкусов, идеалов. Эстетический вкус связан с восприятием предмета, явления или произведений искусства в их целостности. Восприятие и оценка при этом выступают в единстве. Оценка определяется эстетическими ценностями личности. Эстетический вкус дает возможность тоньше, дифференцированнее и объективнее оценить эстетические достоинства объектов окружающего мира. Эстетический вкус характеризуют чувство меры, гибкость и вместе с тем устойчивость оценок, а также широта и многосторонность восприятия. Извращения вкуса проявляются чаше всего в двух формах: мещанстве и эстетстве (снобизме). Развитой вкус всегда чуток и требователен к гармонии формы и содержания в данном предмете или явлении.
Задача эстетического воспитания — формировать у школьников эстетический идеал. Прекрасное как идеал, отмечал Н. Г. Чернышевский, есть такая жизнь, какой она должна быть по нашим понятиям. Эстетический идеал — это образ совершенства. Идеалистическая эстетика утверждает, что идеальное может быть найдено только в искусстве, и тем самым она противопоставляет идеальное и реальное. Марксистско-ленинская эстетика убедительно доказала, что жизнь выше искусства и лишь тот идеал может быть воплощен художественно, который представлен реальной действительностью. Главное в познании идеального,— писал К. Маркс,— раскрытие объективной меры вещей, подход к каждому предмету с соответствующей ему мерой.
Марксистско-ленинская эстетика утверждает социалистический реализм, партийность и народность в искусстве. Социалистический реализм Ф. Энгельс определял как правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных ситуациях. Само искусство как форма общественного сознания определяется характером общественного бытия. Оно всегда носит классово-исторический характер, служит интересам господствующих классов. «...Материализм,— писал В. И. Ленин,— включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы». В 1909 г. В. И. Ленин писал А. М. Горькому: «Своим талантом художника Вы принесли рабочему движению России - да и не одной России — такую громадную пользу...». Партийное и народное искусство социалистического реализма выражает своим содержанием идеал коммунизма и придает теории и практике эстетического воспитания необходимую направленность.
Эстетическое освоение мира закономерно предполагает практику, творческую деятельность. Виды этой деятельности разнообразны: создание красоты в труде, эстетика поведения, эстетически познавательная деятельность, художественное творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность школьника — это две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом кристаллизуется его эстетическое отношение к действительности.
(...) Эстетическое воспитание существенно обогащает идейно-политическое формирование личности. Научные знания и марксистско-ленинские идеи становятся мировоззрением и убеждениями школьника, когда сливаются с его чувствами, положительными переживаниями. Большую роль в их формировании играют произведения искусства социалистического реализма, отражающие все многообразие жизни. Вместе с тем идеологическая сущность произведений искусства помогает школьникам правильно оценить их художественные достоинства.
В гармоническом единстве идейно-политическое содержание и эстетическая форма выступают при проведении общенародных праздников, юбилеев, внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий.
Диалектика эстетического и умственного воспитания выражена В. И. Лениным в известном положении о том, что «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины». Эмоциональные переживания школьников в процессе познавательной деятельности возникают не только как результат интеллектуального удовлетворения, но и как следствие соприкосновения с эстетическими сторонами изучаемых предметов и явлений. Постижение истины неизбежно связано с ощущением гармонии мира, которая, в свою очередь, стимулирует мыслительную деятельность. Эстетический элемент имеется как в процессе труда, так и в его результатах.
Эстетическое и трудовое воспитание в школе тесно связаны. Педагогически правильно организованный трудовой процесс всегда упорядочен, четок, ритмичен. Труд учащихся нередко сопровождается пением или музыкой. Наиболее ярко эстетика проявляется в продуктах труда, стройных посадках, отшлифованных изделиях, ровных и чистых дорожках и т. п.
В нашем реалистическом искусстве большое место занимает героика и красота труда советского человека. Так, получает развитие производственная тема, которая заставляет школьников вместе с литературными и сценическими героями переживать успехи и неудачи на производстве.
Наиболее тесно эстетическое воспитание связано с нравственным. Дети интуитивно связывают красоту и добро. Советские психологи опросили 3 тыс. детей различных стран. Им было предложено нарисовать самое безобразное и самое прекрасное и объяснить свой рисунок. Среди них были следующие подписи под соответствующими рисунками: «Самый красивый пожарный: у него красная каска и весь он красивый. Пожарный красивый потому, что он храбрый, спасает людей» (7 лет), «Самое безобразное — это роботы: в них нет ничего человеческого. Самое прекрасное — это природа: можно забавляться, играть на траве и плыть по рекам» (11 лет) (Лит. газ., 1970, 23 сент.).
Эстетическое и физическое воспитание переплетаются по своему содержанию и формам работы, особенно в таких видах спорта, как художественная гимнастика, легкая атлетика, фигурное катание на льду и др. Физическая культура и спорт вызывают чувство восхищения ловкостью и изяществом движений, смелостью и уверенностью в себе, красотой человеческого тела и жизнерадостностью. В гармоническом развитии человека эстетическому чувству принадлежит незаменимая роль стимулятора творческих способностей человека. И само это чувство также нуждается в постоянном обогащении. В «Автобиографии» Ч. Дарвин вспоминает: «...а если бы мне пришлось второй раз пережить свою жизнь, я бы поставил себе за правило читать поэтические произведения и слушать музыку хоть раз в неделю, — таким образом части моего мозга, теперь атрофировавшиеся, сохранили бы свою живучесть. Утрата этих вкусов представляет утрату известной доли счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственном характере, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
В этих взаимосвязях видов воспитания есть, однако, центральное звено — это идейно-нравственное воспитание. Оно придает целенаправленность каждому виду воспитания и объединяет их в цельную педагогическую систему.
Возрастные особенности эстетического развития связаны с чувствительностью учащихся к определенным воздействиям (сензитивностью). Последовательность этих воздействий от младшего школьного возраста к старшему может быть примерно выражена так: цвет; отдельные предметы, цветы, животные; виды природы; предметы искусства; человек (П. П. Блонский).
Рассмотрим подробнее возрастную специфику учащихся в их эстетическом воспитании.
Дошкольный возраст. К концу второго года у ребенка возникают образы-представления, затем простейшие общие понятия. Восприятие постепенно переходит в наблюдение, которое становится все более целенаправленным. Привлечение ребенка к рисованию, лепке формирует его способность различать гаммы цветов,, формы, линии, контуры, узнавать и воспроизводить мелодию. Ребенок впечатлителен, эмоционален и вместе с тем пластичен. Отдавая предпочтение яркому цвету, он делает попытки выразить свое эмоциональное отношение к воспринимаемому. Дошкольник еще не связывает цель со способом действия, он обращается к эстетической стороне предметов главным образом из-за любопытства, познавательного интереса. К концу дошкольного возраста отмечается способность ребенка воспринимать форму в единстве с содержанием. Ребенок сензитивен к воздействию слова, красок, музыки. Систематические занятия чтением, рисованием, лепкой, музыкой закладывают прочную основу его дальнейшего эстетического воспитания.
Младший школьный возраст. Новая для ребенка школьная ситуация побуждает к осмыслению и целенаправленности его художественной деятельности. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины младший школьник обращает внимание прежде всего на изображенное на ней событие. Его внимание начинают привлекать детали картины. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляет длительное восприятие произведений искусства и даже занятие искусством. Вместе с тем его увлекает не столько результат художественного творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, музицирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.
Подростковый возраст. Главное, что определяет специфику подростка,— это возникшее у него самосознание, а вместе с ним — потребности в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. Отсюда при восприятии сюжета произведения искусства он успешнее, чем младший школьник, пытается проникнуть в содержание художественных произведений с точки зрения уже известных ему общественных критериев. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит,— избирательно.
Подростковый возраст — начало самовоспитания. Школьник становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства.
Старший школьный возраст. Он характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника еще более избирательно, чем у подростка. Другой особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Занятия по искусству, художественное творчество при этом приобретают особое значение. Центральное место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения.
Знание возрастных особенностей эстетического развития дает учителю возможность более целенаправленно обогащать чувственный опыт и развивать эстетический вкус учащихся.
Задачи эстетического воспитания с учетом особенностей возрастной группы учащихся, а также виды их художественной деятельности конкретизированы в «Примерном содержании воспитания школьников».

Система эстетического воспитания в школе

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.