Функции руководителей школы


Руководство деятельностью школы осуществляют директор, его заместители по учебно-воспитательной работе и по производственному обучению (если последний имеется в школе), организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, старший пионерский вожатый, военный руководитель, помощник директора по хозяйственной части.
Директор средней общеобразовательной школы назначается министерством просвещения союзной республики, не имеющей областного деления, или автономной республики, краевым, областным, окружным отделами народного образования, гороно Москвы и Ленинграда и столиц союзных республик по представлению районного (городского) отдела народного образования из числа лучших учителей, обладающих организаторскими способностями, имеющих высшее образование и стаж педагогической работы не менее трех лет.
Директора восьмилетних и начальных школ назначаются районными (городскими) отделами народного образования из числа лучших учителей, обладающих организаторскими способностями, имеющих соответственно высшее или среднее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее трех лет.
Директор школы в соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы несет персональную ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, а также за финансово-хозяйственное состояние школы.
Заместители директора (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы на правах заместителя директора школы) назначаются районным или городским отделами народного образования по представлению директора школы; назначение рай(гор)оно старшего пионервожатого согласовывается с районным (городским) комитетом ВЛКСМ. Заместители директора школы, старший пионервожатый, военный руководитель и помощник по хозяйственной части отвечают перед директором школы за организацию и обеспечение соответствующих разделов работы школы.
В обязанность заместителя директора по учебно-воспитательной работе входит организация и контроль за ходом процесса обучения и воспитания школьников, их поведением и успеваемостью, выполнением учебных планов и программ, качеством преподавания и знаний учащихся, руководство методической работой в школе. Заместитель директора по производственному обучению отвечает за организацию производственного обучения и производительного труда учащихся. Организатор внеклассной и внешкольной работы организует внеучебную воспитательную работу и досуг учащихся, оказывает помощь классным руководителям, воспитателям и другим работникам, привлекаемым к проведению внеклассных занятий с учащимися.
Старший пионерский вожатый работает в тесном контакте с организатором внеклассной и внешкольной работы, учителями, классными руководителями и воспитателями, обеспечивает руководство пионерской организацией им. В. И. Ленина в школе. Военный руководитель проводит занятия по допризывной военной подготовке с учащимися старших классов, организует мероприятия по военно-патриотическому воспитанию школьников.
Помощник директора по хозяйственной части отвечает за сохранность школьных зданий и школьного имущества, за материальное обеспечение учебного процесса, за санитарное состояние школы, подготовку ее к началу занятий и правильную организацию работы обслуживающего персонала.
Важнейшей задачей администрации школы во главе с ее директором является формирование, укрепление и развитие педагогического коллектива. А. С. Макаренко писал: «...и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом».
В педагогическом коллективе администрация школы под руководством партийной организации, в контакте с профсоюзной и другими общественными организациями формирует такие качества, как единство и целеустремленность педагогических воздействий, общая ответственность за порученное дело, взаимопомощь, критика и самокритика, атмосфера доброжелательности и благоприятный морально-психологический климат. В совершенствовании управления и руководства учебно-воспитательным процессом важную роль играет научная организация педагогического труда. Научная организация труда в школе способствует совершенствованию деятельности администрации, педагогического коллектива и учащихся, созданию оптимальных условий, обеспечивающих достижение лучших результатов при минимальной затрате времени, сил и средств.
В. И. Ленин считал научную организацию труда самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни. Н. К. Крупская утверждала, что «каждый учитель, каждый воспитатель должен внимательно изучить принципы научной организации труда, научиться применять их в своей жизни и работе, и тогда они сумеют научить рационально работать и учеников»

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.