Формы организации контроля за учебной деятельностью учащихся


В зависимости от специфики организационных форм различают контроль, осуществляемый учителем: фронтальный, групповой, индивидуальный и комбинированный (или уплотненный) и самоконтроль учащихся. При фронтальной форме организации контроля на вопросы учителя по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы, обычно с места, дают многие учащиеся класса. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса. Учитель ставит вопросы, как правило, перед всем классом, чтобы в обсуждении этих вопросов принимали участие все учащиеся. Каждый ученик может дополнить, исправить, уточнить ответы своих товарищей, подтвердить эти дополнения примерами и т д. Очень часто фронтальный опрос принимает вид оживленной беседы. При умелом применении фронтального опроса за сравнительно небольшое время удается осуществить проверку знаний у значительной части уча щихся класса.
Однако при фронтальном контроле бывает трудно обеспечить обстоятельность и всесторонность проверки каждого ученика в отдельности.
Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной ра боты или ход ее выполнения частью учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий. При этом вопросы ставятся перед этой группой, в их разрешении участвуют ученики, работавшие в составе данной группы, но с обязательным привлечением к обсуждению остальных учащихся класса.
Индивидуальный контроль широко применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к классной доске или к столу с приборами, к карте хотя не исключается ответ ученика и с места, если при этом не нужны записи или графические изображения, за которыми должны следить все ученики, наглядные пособия и различное учебное оборудование. В содержание ответа ученика входит объяснение теоретических вопросов, выполнение по заданию учителя различных упражнений, задач и экспериментов. При индивидуальном контроле учитель обращает внимание на обстоятельность и осознанный характер ответа учащегося, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых им положений, умение применять усвоенные знания.
С этой целью ученику задают дополнительные и наводящие вопросы.
Учитель устанавливает определенную систему индивидуального опроса, заблаговременно при планировании урока определяя по результатам своих наблюдений и предшествовавшего контроля, кого из учеников следует спросить на том или ином уроке и по каким разделам. Система эта не должна быть трафаретной и неизменной, так как шаблонный ее характер не обеспечит поставленной цели, поскольку система становится хорошо известной учащимся и контроль теряет элемент неожиданности, имеющий немаловажное значение для обеспечения систематической подготовки учащихся к урокам.
Контроль должен стимулировать постоянную работу всех учеников, и это в известной степени достигается его неожиданностью для учащихся. Данное положение, понятно, не исключает возможности предварительного предупреждения отдельных учеников о предстоящей проверке, если эти ученики получали задания по самостоятельной работе, связанной с устранением пробелов в знаниях, умениях и навыках.
При продуманной организации индивидуальный контроль воспринимается учащимися как обычный элемент учебного процесса и не вызывает отрицательных эмоций. Очень важно сосредоточивать внимание всех учащихся класса на ответе товарища, обеспечивать активное участие школьников в той части урока, которая занята индивидуальным контролем. Достигается это такими приемами, как постановка учителем проблемных вопросов или заданий перед всем классом с последующим вызовом для ответа того или иного ученика (как при фронтальном опросе), комментирование учащимися отдельных положений ответов своих товарищей, дополнение их сообщениями и примерами, предложение других, оригинальных способов выполнения упражнений и решения задач и др.
Одним из приемов активизации индивидуального контроля являются вопросы учащихся своему товарищу во время его ответа. Следует, однако, учитывать, что нельзя слишком широко пользоваться этим приемом, так как, во-первых, ученику, задающему вопрос, не всегда удается правильно его сформулировать; во-вторых, снижение оценки за вопрос товарища может вызвать осложнения в их отношениях. Лучше, если вопросы школьников будут трансформированы учителем и от его имени предложены отвечающему.
Индивидуальный контроль рассчитан на проверку во время урока небольшого количества учащихся, он зависит от времени, отводимого на проверку, характера и объема изученного и подлежащего проверке материала, уровня подготовки учащихся.
В комбинированной форме контроля (при так называемом уплотненном опросе) достигается удачное сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Особенностью этой формы контроля является одновременный вызов учителем для ответа нескольких учащихся, из которых один отвечает устно, 1—2 готовятся к ответу, выполняя на классной доске необходимые графические работы или записывая условия и ход решения задач, а остальные за отдельными партами выполняют индивидуальные письменные или практические задания.
Достоинства уплотненного опроса заключаются в том, что он дает возможность основательно проверить несколько учащихся при сравнительно небольшой затрате времени. Серьезные возражения против этой формы контроля основываются на том, что она ограничивает обучающую функцию проверки, так как учащиеся, самостоятельно выполняющие задания, не принимают участия во фронтальной работе с классом, а результаты их деятельности проверяются учителем за пределами урока. Кроме того, при отсутствии у учителя достаточных навыков распределения внимания, бывает довольно трудно одновременно проводить беседу с одним учеником, следить за работой самостоятельно выполняющих задания и привлекать к активному участию в учебной работе остальной состав класса.
Поэтому рекомендуется подвергать уплотненному опросу одновременно ограниченное количество учащихся (3—4 человека) применять эту форму контроля преимущественно в тех случаях, когда обучающее значение контроля не имеет решающего значения (например, после того как материал в общем уже усвоен и есть необходимость осуществить проверку только некоторых учащихся). Комбинированная форма контроля предоставляет воз можность использовать программированные средства для проверки знаний, умений и навыков учащихся в большей степени, чем при других формах контроля.
Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью учащийся реально убеждается в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения упражнений путем обратных действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных задач, упражнений, опытов и т. д. В организации самоконтроля учащихся применяются средства машинного и безмашинного программирования.

Оценка и учет результатов учебной деятельности учащихся

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. В широком мысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов. Оценить значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь. Применительно к учебно-познавательной деятельности оценка означает установление сте пени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Поскольку оценка тесно связана с контролем и является его следствием, к ней в полной мере относятся указанные выше педагогические требования, предъявляемые к контролю объективность систематичность, индивидуальный подход, педагогический такт учителя и др.
Основываясь на данных контроля, оценка должна учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности ученика (с учетом требований программ), характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения," наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков.
Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением коллектива учащихся класса.
Как и контроль, оценка учебной деятельности учащихся имеет большое образовательное и воспитательное значение Образова тельная роль оценки состоит в том, что учащиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Дополняемая самооценкой ученика, оценка учителя указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения.
Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: коллективизма, честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Правильная оценка деятельности учащихся, установленная на основе соблюдения указанных выше педагогических требований, объективно свидетельствует об успехе и недостатках в работе учителя, класса и школы в целом. Несоблюдение основных критериев, определяющих объективность выставляемых оценок, и проявляемое учителем невнимательное отношение к их объективности служат основой формализма в оценке результатов труда учащихся, который был подвергнут справедливой критике на XXVI съезде КПСС. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся выражается в оценочных суждениях и заключениях учителя, которые могут быть сделаны как в устной, так и в письменной форме. В этих суждениях дается краткая характеристика (в качественном плане) успехов и недостатков в учебной деятельности школьника, а также путей ее совершенствования.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.