Физическое воспитание


Физическое воспитание является неотъемлемой частью коммунистического воспитания. Оно направлено на укрепление здоровья, совершенствование физического развития учащихся, обеспечение их лучшей подготовки к общественно полезному труду, к жизни, защите Родины.
Большое значение, которое придается физическому воспитанию в нашей стране, отражено в Программе КПСС, где записано: «Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».
Физическое воспитание является важнейшей предпосылкой, обеспечивающей укрепление здоровья, без чего невозможна полноценная счастливая жизнь, радость творческого труда, полное развитие всех способностей и дарований человека.
Физическое воспитание теснейшим образом связано с умственным воспитанием, поскольку интеллектуальное развитие развитие духовных сил человека, его познавательных сил и способностей во многом определяются состоянием здоровья человека, его выносливостью, крепостью нервной системы.
Занятия физкультурой и спортом имеют большое значение и для обеспечения разумного использования молодежью свободного времени, культурного проведения досуга, в результате чего укрепляется их здоровье и повышается работоспособность.
Особенно большое значение приобретает физическое воспитание в настоящее время в век научно-технической революции когда бурное наступление техники на природу и изменения, вносимые научно-техническим прогрессом в жизнь людей и характер их труда, оказывает значительное воздействие на физическое состояние человека.
Так, значительно возрастает нагрузка на мозг и интеллекту альные силы человека, которому приходится усваивать все возрас тающий объем информации, связанной как с необходимостью получения более высокого уровня образовательной и профессиональ-ной подготовки, так и с усвоением вообще самой разносторонней информации с помощью окружающих его средств массовой коммуникации.
Современная техника, повышающая производственные мощности, характеризуется значительным возрастанием параметров работы — температуры, давления, напряжения, скорости совершения операций, а это значительно увеличивает напряженность в работе и нагрузку на нервную систему. В условиях современного, высокомеханизированного и автоматизированного производства труд становится все интенсивнее и напряженнее и требует эффективного восстановления нервных и физических сил. В ряде профессий человек становится в условия, которые требуют серьезного испытания его физических и психических возможностей сознания и воли.
Ознакомление с условиями труда современного рабочего, а также представителей других сфер деятельности показывает что повсеместно наблюдается общая тенденция к сокращению двигательных операций, увеличивается доля работы, которая не требует значительных перемещений с места на место Создание новых технических средств, облегчающих труд человека, также способствует развитию новой угрозы человеку — гиподинамии, т. е. уменьшению затрат физических усилий, сокращению двигательных процессов.
Условия труда и жизни многих людей требуют частых разъездов, что в условиях возросших скоростей передвижения и огромных расстояний, которые преодолеваются очень быстро, требуют срочной адаптации человека к новым природным, температурным и климатическим условиям, а это также вызывает дополнительные нагрузки на организм человека, часто ставит его в условия испытания физических сил и приспособительных возможностей его организма и нервной системы.
Все это показывает, что значение хорошей физической подготовки и большой физической выносливости в век машинной техники и автоматов не только не ослабевает, но еще более усиливается.
В задачи физического воспитания, осуществляемого в условиях школы, входит:
укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;
формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;
развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.);
привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, коммунистического отношения к труду и общественной собственности;
формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
привитие организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива.
Система физического воспитания учащихся в школе вклю чает в себя уроки физического воспитания, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня, самостоятельные занятия учащихся физкультурой и спортом, а также внеклассную и внешкольную работу по физической культуре, спорту и туризму.
Новую направленность в работе по физическому воспитанию учащихся во всех его звеньях придало введение норм Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).
XXVI съезд КПСС обратил внимание на то, что главная задача физического воспитания — это массовость физкультуры и спорта. Важно, чтобы физкультура вошла в повседневную жизнь широких слоев населения, особенно детей.
Каждое направление коммунистического воспитания имеет свою особенность и специфику, поэтому они были рассмотрены по отдельности. На практике же все направления коммунистического воспитания выступают в единстве, тесно между собой переплетаясь. Руководящим методологическим принципом реализации цели и всех задач коммунистического воспитания в их единстве и взаимосвязи является, как уже подчеркивалось, комплексный подход к воспитанию.
В данной главе речь шла об общей цели коммунистического воспитания, направленной на формирование таких социально-типизированных черт и качеств, которые должны быть присущи каждому советскому человеку. Каждый человек, естественно, ставит перед собой и свои личные цели по развитию своих, только ему свойственных задатков и способностей в соответствии со своими устремлениями и представлениями о месте в жизни. При этом важно, однако, еще раз подчеркнуть, что даже личные цели человека отнюдь не являются субъективными. На деле цели человека порождены объективным миром.
В задачу педагога входит добиться, чтобы общая цель и задачи коммунистического воспитания превратились в личные цели каждого учащегося, что должно проявляться в отношении к обучению, воспитанию, самообразованию и самовоспитанию.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.