Эстетическое воспитание


Выражением заботы партии и правительства о постановке трудового обучения и воспитания в школе явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду». Особое внимание трудовому воспитанию было уделено и на июньском (1983) Пленуме ЦК, где подчеркивалась важность всего комплекса этих задач, выделялся нравственный аспект и прежде всего отношение советского человека к труду.
Эстетическое воспитание является важнейшей составной частью коммунистического воспитания. Под эстетическим воспитанием следует понимать воспитание учащихся средствами прекрасного в природе, искусстве, окружающей действительности, приобщение их к духовным ценностям, развитие их чувств и культурных потребностей. В условиях социалистического государства создаются все условия для обеспечения эстетического развития людей и приобщения их к духовной культуре.
Эстетическое воспитание — это и серьезнейший участок идеологической работы. Оно создает основу для невосприимчивости к воздействию эстетических взглядов и идеалов, навязываемых буржуазной пропагандой, широко использующей их для распространения буржуазной идеологии. Знание же позиций марксистско-ленинской эстетики, составляющей идеологическую основу нашего понимания сущности прекрасного и его воздействия на человека, помогает советскому молодому человеку активно противопоставлять и отстаивать наши нравственные и эстетические идеалы.
Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства и сознание, способствуя выработке его взглядов и укреплению убеждений.
Вместе с тем оно и важнейшее условие развития многих психических качеств человека, и прежде всего его эмоциональной сферы, фантазии, воображения, образного мышления.
Особое значение эстетическое воспитание приобретает в настоящее время в связи со значительным увеличением у трудящихся свободного времени. Формирование культурных потребностей, развитие духовных интересов, умение наслаждаться прекрасным и стремление использовать свободное время для приобщения к прекрасному — важные предпосылки правильного и разумного использования свободного времени, проведения досуга.
Эстетическое воспитание служит одним из средств пробуждения в человеке творческих сил и способностей, развития творческого мышления, которое, как уже отмечалось, важно для выполнения любой профессиональной деятельности на любом участке труда.
Все это показывает, что эстетическое воспитание действительно является одной-из важнейших составных частей коммунистического воспитания, значение которого в век научно-технической революции не только не уменьшается, но и неизмеримо возрастает, посколько возрастает значение духовных ценностей и усиливаются нравственные начала в жизни каждого человека — строителя коммунистического общества. Таким образом, эстетическое воспитание — это целенаправленная деятельность воспитателей, направленная на формирование эстетических вкусов, взглядов и представлений, потребности нести прекрасное в жизнь.
Задачи эстетического воспитания сложны и многообразны. Они отражают многообразие источников эстетического воздействия и сложность пути эстетического развития человека. К числу важнейших задач эстетического воспитания можно отнести:
развитие у учащихся способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности;
воспитание эстетического вкуса, способности оценивать прекрасное, отделять истинно прекрасное от неэстетичного;
выработку у молодежи эстетического отношения к действительности, что включает в себя активные действия по охране и защите всего прекрасного, стремление творить прекрасное, вносить красоту в окружающую действительность.
Следует подчеркнуть, что система эстетических взглядов, отношений и способов выражения этого отношения очень ярко и наглядно отражает общее мировоззрение человека, идейно-политическую, общественную направленность его личности, его нравственные, социально ценные отношения и позиции.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.