Эстетическое воспитание как система


Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано «очеловечить чувства человека». И далее К. Маркс подчеркивал, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека Сказанное относится ко всем эстетическим способностям.
Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, деятельность в пионерской и комсомольской организациях, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.
Методами эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т д. Формы эстетического воспитания — это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки и др.
В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Кратко рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития школьников.
Научно-познавательней процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая мыслью в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, школьник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности, согласно известной формуле В. И. Ленина, начинается с чувственного восприятия (живого созерцания). Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями. К. Д. Ушинский писал: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник».
Мышление углубляет эстетические переживания. Писатель К. Паустовский говорил, что знающий увидит красоту земли там, где ее никогда не увидит человек необразованный. Красота выступает одним из критериев истинности знания. Известный французский физик Поль Дирак утверждал, что аксиомы могут быть и непростыми, но обязательно математически изящными и красивыми.
Труд — умственный и физический — активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в труде.
Эстетическое чувство школьников вызывают такие элементы труда, как ритм, темп, симметрия, пропорция, гармония. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, чертежи и орудия труда (техническая эстетика).
Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. А. С. Макаренко утверждал, что в деле коммунистического воспитания эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. Сказанное в полной мере относится к спортивным и ролевым играм. Однако эстетически-воспитательные возможности игр значительно богаче. В них ярче проявляется гармония движений, обстановка, и ритуалы игр допускают привлечение средств искусства.
Общение школьников в коллективе — это вид деятельности, отвечающий их самым глубинным духовным потребностям. Это хорошая школа эстетического воспитания и самовоспитания учащихся. Недаром М. Горький говорил: «Этика будущего — эстетика».
Средствами общения выступают: слово (устное и печатное), мимика, жесты, практические действия. Они-то и являются источником эстетического восприятия школьника. Для этого, однако, средства общения должны отвечать требованиям эстетики.
Основным средством общения является речь учащихся. Многие достоинства речи объединены одним понятием — «красноречие». Содержательность и чистота речи — главные условия ее красоты. Здесь недопустим словесный мусор. Это не безобидный недостаток, так как речь оказывает обратное действие на внутренний мир человека. Культура речи включает в себя художественный вкус. Хорошее впечатление производит речь образная, лаконичная, согретая чувством, четко продуманная. Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Украшает речь ее образность. Хороший рассказчик приводит яркие сравнения, метафоры, свежие эпитеты. Оживляет речь и уместное применение крылатых выражений, афоризмов, пословиц, остроумных и добрых шуток. Культура речи — это ее плавность, мягкость, ритм, четкая дикция.
Мимика, жесты, поза, движения эстетически воспитанного человека мягки, уместны, гармоничны и скромны. Они вызывают у других людей аналогичное ответное чувство.
Природа — богатейший источник эстетических переживаний школьников. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа облагораживает чувства, влияет на весь духовный облик человека.
Природа — это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Сочетание красоты с ароматом лесов и полей вызывает у школьника целый комплекс переживаний, которые при постоянном общении с природой становятся дорогими и близкими человеку и ложатся в основу патриотического чувства. К. Д. Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье. Важнейшим средством эстетического воспитания учащихся является искусство. Произведения искусства побуждают человека видеть жизнь через призму образности. В. И. Ленин утверждал, что искусство должно пробуждать в людях художников. Речь идет не о профессии художника, а о чуткости к прекрасному, о развитии способности вносить художественное начало в повседневную жизнь. Эстетическое наслаждение при восприятии произведений искусства возникает как результат сопричастности творчеству художников. В. И. Ленин высоко ценил способность литературы и искусства объединять чувство, мысль и волю масс.
Для эстетического развития школьников каждый вид искусства имеет свое специфическое значение. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус школьники отражают в своих поделках на кружковых занятиях и уроках труда. Цирковое искусство всегда захватывает учащихся своей бескорыстностью и вместе с тем смелостью, ловкостью, грацией, стремительностью, ритмом и другими достоинствами. Архитектура — это наглядное формирование действительности по законам красоты. Она поражает воображение детей своей выразительностью, симметрией и ритмичностью форм.
Скульптура как пространственно-изобразительное искусство всегда передает движение. Один момент этого действия как бы соединяет в себе прошлое и будущее. В скульптуре, ее монументальности и одноцветности заложено широкое обобщение. Этот вид искусства наиболее труден для восприятия детей.
Искусство в целом отражает мир многосторонне и ярко. Художник показывает нам этот мир через свое острое и своеобразное восприятие. Произведения искусства вызывают глубокие и бескорыстные чувства, которые побуждают к благородным поступкам. «Искусство,— писал Л. С. Выготский,— есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» Искусство социалистического реализма раскрывает перед школьниками красоту советского человека, его борьбу за высокие идеалы. (..)
Огромное влияние на духовный мир школьника оказывает литература. В системе искусств она занимает ведущее положение. Слово как средство литературно-художественного творчества способно и создавать яркие образы, и анализировать явления жизни.
С ростом благосостояния и культуры все более эстетичной становится школьная обстановка. Она начинается у входа на школьный двор. Чистота и зелень газонов, строгая геометрия дорожек, цветы — все это вместе с красивыми витражами школьного здания создает у учащихся ощущение гармонии, причастности к красоте среды, вызывает жизнерадостное настроение.
Надо, однако, иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.
Наука и искусство, органично связанные в учебном процессе, стимулируют как умственное, так и эстетическое развитие школьников. Каждый учебный предмет в школе имеет большие возможности для эстетического воспитания учащихся.
Эти возможности заключены в содержании учебного процесса, в его организации, деятельности учащихся и самого педагога.
Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы и факультативных курсов по искусству. Их специфика состоит в том, что они обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся. Эта важная составная часть целостного процесса эстетического воспитания. «Если ты хочешь наслаждаться искусством,— писал К. Маркс,— то ты должен быть художественно образованным человеком».
С видами и жанрами искусства учащиеся знакомятся в процессе овладения искусством. В школах нашей страны введены новые программы по музыке, разработанные под руководством действительного члена АПН СССР, известного советского композитора Д. Б. Кабалевского. Они обеспечивают подлинное единство обучения и воспитания. Построение их тематическое. Песня, танец, марш познаются детьми как три основные сферы музыки. Программа IV класса ставит задачу объединить в сознании учащихся три вида искусства — музыку, литературу и живопись, раскрыть их внутренние связи. В программах для пятых, шестых и седьмых классов постепенно усиливается воспитательное влияние музыки на личность. Школьники учатся понимать, что и в искусстве идет идеологическая борьба.
Свою концепцию Д. Б. Кабалевский сформулировал так: «Каждый класс — хор!». Хоровое пение — наиболее доступная форма музицирования. Здесь формируется активная эстетическая позиция школьников.
Творческие способности учащихся развиваются и в процессе импровизации, дирижирования, игры на музыкальных инструментах, сочинения музыки и стихов.
Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении. Новая программа по изобразительному искусству для средней школы разработана под руководством действительного члена АПН СССР, известного советского художника Б. М. Неменского Ее основной идеей является связь искусства с жизнью. Каждый год — новая ступенька в познании именно этих связей. С точки зрения формирования художественной культуры учащихся программа предусматривает прохождение трех этапов работы: 1. Основы художественных представлений (I—III классы) 2. Основы художественного мышления (знаний) (IV—VIII классы). 3. Основы художественного сознания (культуры) (IX—X классы) . Реальные связи искусства с жизнью осуществляются посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Учащиеся пятых—десятых классов отдают предпочтения разным видам искусства: одни — литературе, другие — музыке, театру, кино, изобразительному искусству. Девочки, особенно в старших классах, более активны по отношению к искусству, чем мальчики и юноши. Исследователи пришли к выводу, что полезнее развивать у школьников преимущественный интерес к тем или иным видам искусства, углубленно занимаясь ими. Но при этом надо обогащать их впечатлениями от всех видов искусства.
Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это — первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. Оно не убивает эмоциональность школьника, а углубляет ее. Третья стадия восприятия художественного произведения — обдумывание прочитанного.
Многое для художественного образования и воспитания школьников дают уроки истории. Учащиеся на этих уроках знакомятся с происхождением и развитием искусства, с его ролью в историческом процессе, фактами деградации искусства в условиях капитализма. Учитель имеет возможность конкретно показать учащимся как красоту героического, так и убогость пошлого в поведении людей.
Колоссальные возможности для эстетического развития детей таят в себе дисциплины естественно-математического цикла. Прежде всего учитель обращает внимание учащихся на красоту изучаемых предметов, явлений и процессов. Так, учитель физики может дать учащимся задание описать вечернюю зарю с двух точек зрения — эстетической и физической. С раннего детства им приходилось всматриваться в звездное небо — впечатляющее и таинственное. На уроке перед ними ставится задача — рассмотреть физическое явление под эстетическим углом зрения. Сколько раз они любовались крупными снежинками и ледяными сосульками! Сейчас они исследуют их как физики. Новые требования озадачивают детей, пробуждают интерес.
(...) Изучение фактов, явлений, законов науки много выигрывает от того, что учитель знакомит школьников с биографиями ученых, открывших эти законы природы. Высокие нравственные и эстетические качества ученого, его мужество и живость ума — хороший пример для эстетического самовоспитания учащихся.
Наконец, процесс обучения как совместная творческая деятельность учителя и учащихся должен быть безупречным с точки зрения требований эстетики. Чистота и порядок на рабочих местах, исправные наглядные и технические средства, спокойные и деловые отношения, уместный юмор учителя и учащихся — необходимые условия успешного эстетического воспитания школьников.
(...) Труд школьника, независимо от его содержания, должен быть добровольным, осознанным, творческим, обещающим радость. Педагог обладает немалым арсеналом средств формирования такого отношения к труду (разъяснение смысла и значения труда, постановка перспектив труда, коллективное решение трудовых задач, игровые моменты и др.). При этом у учащихся возникает желание соединить в труде пользу и красоту.
Во всяком труде есть возможность использовать техническую эстетику, красоту оформления кабинета, мастерской, участка Завершая трудовой процесс, важно побудить учащихся почувствовать радость от полученных результатов труда: чистый класс красивое изделие, ухоженная делянка.
Подведение итогов труда сопровождается, как правило, выпуском стенгазеты, фотоальбома, оформлением выставки, проведением вечера. Художественные средства этих форм работы непосредственно связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде.
Наконец, важнейшим условием эстетического воспитания является красота отношений между учащимися в процессе тру да. В совместной трудовой деятельности учитель создает атмосферу взаимопомощи, здорового соревнования, хорошее настроение. Работа в лагерях труда и отдыха, в ученических производственных бригадах планируется в единстве с досугом. В свободное время в трудовых объединениях учащиеся занимаются спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством.
Эстетическое воспитание в труде — это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса.
(...) Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит вне классной и внешкольной работе. Большой вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся во внеклассной работе внесли Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский. С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством уча щихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллекти ве, обогатить свой жизненный и эстетический опыт.
Конкретное содержание, а также формы и методы эстетического воспитания в современной советской школе раскрыты в пособии «Примерное содержание воспитания школьников» .
Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.
В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена: 1) эстетическое просвещение, 2) развитие эстетических чувств и 3) обогащение опыта художественной деятельности.
Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это — беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, дискотеки, клубы друзей искусства и др.
Наиболее эффективной формой эстетического просвещения учащихся средних и особенно старших классов являются факультативные занятия, которые могут быть организованы по изучению как общих основ теории и искусства, так и отдельных направлений и жанров искусства. В средних классах необходима продуманная система бесед по эстетике.
Неоценимое значение для художественного образования старшеклассников имеют лекции по искусству, проводимые по плану. Специальные исследования показали, что школа является основной базой лекционной работы с учащимися. При этом отмечена следующая закономерность: чем выше уровень школьной лекционной работы, тем выше и показатель свободного неорганизованного потребления лекционной информации вне школы.
Лекции по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, т. е. непосредственное обращение к чувствам учащихся, не доминировали над размышлением об искусстве.
Ценимой учащимися формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить.
Известную искусствоведческую информацию школьники получают на занятиях кружков, хотя их основное назначение — практическое приобщение учащихся к литературе и искусству.
В процессе художественного просвещения учащиеся должны познакомиться с различными направлениями и жанрами искусства, включая те, которые их особенно интересуют. Но вместе с тем должен быть строго проведен целенаправленный отбор как теоретического материала, так и произведений искусства, чтобы предупредить односторонность в их оценке и развить у школьников интерес к высокохудожественным произведениям.
Среди форм и методов эстетического воспитания учащихся во внеклассной и внешкольной работе особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Речь идет о просмотре кино- и телефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назначение этих форм эстетического воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственно-эстетического опыта школьников. Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно приводит к ее пониманию учащимися и развивает интерес к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент воспитания не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства При подготовке и проведении музыкальных лекториев, вечеров, дискотек важно четко определять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное — позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч.
Особенно большую роль в формировании культуры эстети ческих чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Что касается подрост ков и старшеклассников, то они нередко две трети своего свободного времени отдают телевидению и кинематографу.
Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в особо тонком и последовательном педагогическом руководстве, которое призвано обеспечить формирование: а) умения учащихся отличать полноценные в идейно-художественном отношении произведения от слабых и низкопробных, б) способности разбираться в сложной и противоречивой жизненной реальности, в) невосприимчивости к недостойным советского человека поступкам Словом, важно научить школьников правильно смотреть кино- и телефильмы. В ряде школ страны с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия об-тадает театр Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главное - создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров. (...) Формами обогащения художественного опыта учащихся во внеклассной работе являются творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и др. Их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях — развивать творческую активность учащихся.
Школьники добровольно избирают студию, кружок или секцию и под руководством опытного руководителя-педагога пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или каком-либо другом творчестве. В искусстве, как в познании и труде, созидание должно преобладать над потреблением. Например, даже систематическое и внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения школьника к музыкальному искусству. Школьник должен стать исполнителем музыкальных произведений. Исполнитель глубже понимает и острее чувствует музыку, ее ритм и мелодию.
Особенно большое значение для глубокого познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ее ценность состоит в проигрывании определенных социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии учащихся. Согласно открытому Л. С. Выготским «закону реальности чувств», самые фантастические переживания школьника всегда протекают на совершенно реальной психологической основе.
Школьная художественная самодеятельность не ставит своей целью подготовить артиста или музыканта, хотя многие выдающиеся деятели искусства первоначально были участниками художественной самодеятельности. Через искусство школьники приобщаются к активной общественной деятельности. Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей, нести культуру в массы.
Значительная работа по эстетическому воспитанию школьников проводится в пионерской и комсомольской организациях. Воспитанию эстетического отношения к действительности способствует эмоционально насыщенная жизнь пионерского и комсомольского коллективов. В богатый арсенал воспитательных средств, которым располагают детская и юношеская организации, входят пионерская символика, строй, линейка, салют, костер, рапорт, отрядная речевка, песня, девиз. Большую силу эмоционального воздействия заключают в себе традиции строя, пионерские песни, общественно полезные дела.
Пионерский марш, содержащий маршрут «В мир прекрасного», предусматривает приобщение пионеров к литературе и искусству, разнообразному художественному творчеству.
У школьного комсомола свои возможности для эстетического освоения мира и свои формы деятельности: комсомольские лектории, клубы самодеятельной песни, диспуты по проблемам искусства, дискотеки, изучение и работа по сохранению памятников культуры. Ценно то, что эстетика пионерской и комсомольской жизни органично пронизывает идейно-политическое, нравственное, трудовое и физическое воспитание.
(...) Родители с учетом своих возможностей используют те же средства и методы эстетического воспитания, что и школьные педагоги. Первая обязанность родителей — создать благоприятные условия для эстетического развития детей. К этим условиям относятся: художественно оправданная обстановка в доме и вокруг него; подобранные со вкусом предметы искусства, библиотека, телевизор, музыкальные инструменты, проигрыватель или магнитофон и др. А главное, отношения в семье, отвечающие требованиям эстетики и морали. Но условия оказывают развивающее влияние лишь при активном отношении к ним детей. В этом случае даже минимально необходимые условия успешно формируют эстетическую культуру учащихся.
Наиболее эффективными являются воспитательные воздействия родителей, осуществляемые в совместном с детьми труде и досуге. Коллективная уборка квартиры, посадка деревьев и цветов у дома и другой труд радуют и восхищают детей своим результатом.
Большое эстетически-воспитательное значение в семье имеют общие и семейные праздники. На всю жизнь остаются в памяти красиво сервированный стол, музыка, совместные прогулки, песни, стихи и др.
С приходом в каждый дом телевидения заметно отступило на задний план семейное чтение художественной литературы. А между тем чтение как средство эстетического воспитания ничем заменить нельзя. Родители могут обратить внимание детей на красоту художественного слова и образа. Восхищение красотой передается детям, подросткам. Чтение становится предметом семейного обсуждения в свободные часы.
Телевизор объективно является действенным средством художественного образования и воспитания детей в семье. Но таковым он становится при условии его разумного использования, а именно: избирательного просмотра передач, их детьми с помощью родителей, эстетического восприятия произведений искусства.
Музыка в современной семье — обычное дело. Но к сожалению, чаще всего она звучит лишь в записях. Всеми доступными средствами родители должны приобщать детей к музыке, исполняемой на музыкальных инструментах. Но и слушанием музыки, воспроизводимой в записи, надо руководить, учитывая три момента: помощь детям в отборе записей, регулирование частоты слушания и громкости воспроизведения музыки.
Во многих семьях стало хорошей традицией проводить выходные дни за городом в лесу, у реки, а зимой на лыжах. Опытные родители, обучая детей умению беречь природу, не упускают случая подчеркнуть: «Смотри, как это красиво!» Большое эстетически-воспитательное значение имеют семейные посещения художественных и краеведческих музеев и выставок, филармонии, театра и кинотеатра.
Эти формы эстетического воспитания обладают возможностью показать детям красоту человека, эстетику поведения людей в различных жизненных ситуациях. При этом важно обращать внимание детей на эстетически-положительное в людях, так как недостатки всегда виднее их достоинств.
Одна из вечных проблем семьи — одежда, обувь, косметика подростков и старшеклассников. Наилучшего результата в воспитании высокохудожественного вкуса добиваются те родители, которые не навязывают своего мнения, но с учетом возраста, места, времени и современных требований помогают взрослеющим детям понять и соблюдать требования эстетики в одежде и личной жизни.
Непременным условием успеха родителей в эстетическом воспитании детей является постоянная связь со школой и сотрудничество с учителями и воспитателями.
Этот вид педагогической деятельности осуществляется учителями в союзе с пионерской, комсомольской организациями и родителями учащихся.
Правильно поставленное эстетическое воспитание направлено на побуждение школьников к самовоспитанию. Оно же призвано руководить процессом эстетического саморазвития учащихся.
Эстетическое самовоспитание является составной частью общего педагогического процесса. Вместе с тем его правомерно рассматривать в качестве относительно самостоятельного процесса. По степени развития самовоспитания учащихся можно судить об эффективности и качестве целостного воспитательного процесса.
Методами и средствами самовоспитания выступают преломленные через личность школьника методы и средства эстетического воспитания.

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.