Дополнительные занятия с учащимися


Чтобы оказать помощь школьникам в устранении пробелов в знаниях и для предупреждения отставания, проводят дополнительные занятия. Эта форма организации обучения используется также для удовлетворения потребностей отдельных учащихся в углубленном изучении каких-либо отраслей научного знания, техники или искусства (в тех случаях, когда эту задачу не удается решить с помощью факультативов). Дополнительные занятия проводятся учителями в школе во вне-учебное время Они могут быть групповыми и индивидуальными проводиться как консультации или самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством и с помощью учителя.
Консультации учителя бывают текущими, тематическими и обобщающими (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) Особенно важное значение имеют консультации в школах взрослых (вечерних, заочных), где они составляют неотъемлемую часть учебного процесса, предусматриваются учебным планом, проводятся систематически и регулярно.
Дополнительные занятия с отстающими учащимися организуются по мере необходимости. Установив на уроках пробелы в знаниях у отдельных учеников, учитель выясняет причины этих пробелов (пропуски учебных занятий, недостаточное прилежание, отсутствие условий для выполнения домашних заданий и др.) и на дополнительных занятиях принимает меры к их устранению. Дополнительные занятия позволяют полнее учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышают уверенность их в своих силах и интерес к изучению предмета.
Помимо учителя дополнительные занятия с отстающими могут проводить успешно успевающие учащиеся того же класса, ученики старших классов, студенты — практиканты педагогических учебных заведений. В обязанность учителя входит методическое руководство и осуществление постоянного контроля за проведением ими этих занятий.
Для удовлетворения потребностей учащихся в более основа тельном изучении отдельных предметов или разделов программы учитель проводит с ними индивидуальные занятия, дает им за дания повышенной трудности и рекомендации по изучению дополнительной литературы. Кроме того, с такими учащимися организуется разнообразная внеклассная и внешкольная работа (их привлекают к участию в предметных кружках, к работе на станциях юных техников, в массовых мероприятиях учебного характера— олимпиадах, конкурсах, смотрах, вечерах и т. п ).

Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.