Главная страница =>педагогика=>оглавление

2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики


Сформулировать проблему –
это уже наполовину ее решить.
А.Эйнштейн
Учебные вопросы
1. Проблемы педагогики как следствие кризиса образования.
2. Актуальные проблемы Э-педагогики.
Цели
(в результате учения Вы будете)
1. Уметь выявлять и формулировать проблемы в педагогике.
2. Знать содержание актуальных проблем Э-педагогики и возможные пути их решения
Учебный материал
Проблемы педагогики как следствие кризиса образования
К концу ХХ-го столетия почти во всех развитых странах мира сформировалось массовое недовольство современным образованием, которое касается разных секторов и разных сторон этой разветвленной системы. Больше всего претензий к общеобразовательной школе, однако и высшая школа не вызывает восторга из-за, например, акцента на профессиональную подготовку студентов в ущерб общекультурному развитию, низкий уровень профессиональной мотивации и ответственности, жесткая регламентация деятельности студентов, порождающая пассивность выпускников, нивелировка уровней подготовки и т.п. В этой связи говорят о всемирном кризисе образования, кризисе цивилизации, о смене парадигмы педагогического мышления и даже о кризисе человека и о необходимости его переделки[1].
Формирование новой педагогики связывают с формированием свободной личности, не в удовлетворении интересов государства (хотя и этого нельзя отрицать), не в формировании личности по стандарту, а в развитии свободной личности, в развитии талантов личности, в развитии сущности науки и посвящения в тайны бытия личности, решения проблем реальности должна видеть педагогика свою задачу.
Обучение знаниям и основам наук, видимо, исчерпало себя и завело педагогику в тупик. Сегодня в процессе обучения нужно формировать способности и учить обобщенным способам деятельности.

Можно наглядно пояснить причины переживаемого кризиса (по А.В. Курбатову)В течении 1900 лет развития нашей цивилизации большинство населения осваивало трудовую деятельность, непосредственно перенимая и продолжая деятельность своих родителей, грамотность и образование были репродуктивны и элитарны. В ХХ-м веке образование необходимо большинству населения. В первые 70 лет этого интервала репродуктивность образования еще позволяет адекватно реагировать на изменение условий жизни, но далее образование начинает отставать от темпов изменения жизни, и с ним надо что-то делать. Возникающие проблемы надо формулировать и решать на научной основе.
2.Актуальные проблемы Э-педагогики
Формирование совокупности, (а в идеале системы) проблем – это важный шаг в развитии новой электронной педагогики. Эти проблемы в своей основе схожи проблемам традиционной педагогики, но имеют свои особенности и акценты. Поэтому рассмотрим психолого – педагогические проблемы Э-педагогики, акцентируя внимание на Интернет – обучении и, по возможности, прокомментируем их. Эти проблемы надо решать в комплексе, вместе, - в противном случае мы будем латать дыры в уже, худо – бедно, созданной информационно-образовательной среде (системе) или, если создавать все заново, то вообще ничего хорошего не получится.
Перечислим по порядку, но не по важности и прокомментируем ряд проблем, скорее блоков проблем, которые нам удалось выделить и сформировать.
1. Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата.
Видимо ни одна из существующих в настоящее время теорий обучения не может быть непосредственно использована для обучения в виртуальной образовательной среде и существующие попытки строить компьютерное и Интернет – обучение в соответствии с ними оказались малоэффективными. Неудовлетворительное состояние понятийно – терминологической проблемы подтверждает хотя бы частный пример многозначного смысловые значения одного специфического средства обучения, имеющего различные названия в научно – педагогической среде, а именно: электронный учебник, компьютеризированный учебник, АОС, ПСУН, КОПР, и т.д. В конце концов, всю эту совокупность назвали электронные издания учебного назначения, хотя это тоже не установившееся понятие.
Здесь имеет смысл пояснить, что такое теория, какие ее признаки. Какие теории существуют в педагогики сейчас. На бытовом уровне это ассоциируется с описания какого-то явления.

До сих пор под теорией в гуманитарных науках понимают, как и при командно – административной советской системе, следующее «Теория- система руководящих идей в той или иной области знаний; обобщенный опыт людей; совокупность знаний о природе и обществе, накопленных в ходе общественно – исторической жизни». Поэтому в учебниках по педагогике можно встретить разделы по названиям теории обучения, например, ассоциативно – рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, и т.д. где на словах описывается некоторые положения и идеи. Это правильнее назвать подхдами, не теориями.
В жизни все, естественно, сложнее и не так. В наиболее доступной и сжатой форме о существе теории сказано Ю.Г. Фокиным [1].
Теория-система взаимосвязанных утверждений. Она должна содержать средства описания и предсказания, формулировки законов, объяснения феноменов и эмпирических зависимостей. Теория неразрывно связана с языком, отражающим ту концепцию, которая избрана автором теории. Началом и базой любой теории является понятийно - терминологический аппарат.
В роли слов такого языка выступают термины, а в качестве терминов иногда используются слова обычного языка. При этом нужно учитывать, что слова любого языка, используемого для общения между людьми, могут использоваться для разных целей. «Договоримся о словах» - так начинали диспут древние Греки – поскольку знали правило - «правильно называть - правильно понимать». Тем не менее, нужно помнить, что обыденные значения слов, используемых в качестве терминов могут вызывать вредные для строгости рассуждения, ассоциации и стать источником недоразумений.
Термин обозначает понятие, но не раскрывает его. Именно поэтому для устранения разного понимания терминов при обсуждении сложных проблем рекомендуется заменять термины соответствующими им развернутыми определениями понятий.
Для заземленных практиков можно считать, что научная теория представляет собой систему правил и принципов (т.е. исходных положений), регулирующих функционирование и развитие изучаемых объектов [2].
Она описывает устойчивые, повторяющиеся свойства и отношения, имеющие универсальный характер в изучаемой области. В естественных и общественных науках такая универсальность выступает как закон данной предметной области.
Методология- система принципов и правил, используемых в какой-либо целенаправленной деятельности.

2. Проблема оптимального состава учебно – методических комплексов (УМК) для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах (ИОС) и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения
Проблема кроется, например, в определении пропорций размещения элементов УМК на разных видах носителей информации для обучения с максимальной степенью эффективности. Эта проблема должна рассматриваться на основе психолого-педагогических теорий. Здесь же возникает проблема структурирования содержания учебных материалов в каждом элементе УМК. Решение данной проблемы сопрягается с проблемами стандартизации в образовании и решается ее средствами и методами (IMS,SCORM и т.д.).
Наиболее продвинутыми в области формирования УМК, который может быть рекомендован при обучении в системе открытого образования (т.е. с успехом применяться в очном, заочном и др. формах получения образования) является МЭСИ. Приведем пример состава экспериментального комлекса, который используется при реальном обучении на кафедре «Экспериментальной и прикладной педагогики» МЭСИ.
Учебно-методический комплекс
Учебная программа Учебное пособие Электронная библиотека курса Видео/аудио лекципрезентации Проблемный глоссарий Руководство по изучению дисциплины Тесты Руководство по подготовке реферата Прочее Бумага CD Видео кассета Аудио кассета И н т е р н е т Outlook WebCTСайт кафедры Носители учебной информации
Рис.2.5.1. Состав экспериментального учебно-методичекого комплекса

На рисунке в виде пирамиды выстроены элементы комлекса, а внизу носители, на которых они выполнены. Для надежности многие элементы УМК дублируются на различных носителях. Например, учебное пособие выполнено на бумаге и в электронной форме, которая опубликована на сайте кафедры, кроме того, в оболочке WebCT (интегрированная среда разработки и использования сетевых курсов), предназначенная для обучения в Интернет.
Рекомендованная типовая структура представления учебного материала в учебном пособии включает в себя следующие элементы:
1.Наименование темы;
2. Цели изучения темы;
(перечисление того, что будет знать и уметь обучающийся в результате работы над материалом блока);
3.Названия разделов темы;
(учебных вопросов, на которые разбита тема)
4. Учебная информация по каждому разделу;
(учебный материал, изложенный традиционно по каждому разделу блока в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д. При дидактической необходимости используется гипертекст и мультимедиа);
5. Выводы или резюме по разделу;
6.Вопросы для самопроверки;
7. Список литературы и ссылки на сайты Интернет, содержащие информацию по теме.
Анализ состояния дел при практическом обучении в разных университетах (МЭСИ, РУДН, РХТУ и др. показывает, что эмпирическое обучение асимптотически приводит к одним и тем же результатам в формировани УМК.
3. Проблемы оптимизация психолого – эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
Учебная информация, расположенная на элементах УМК (учебнике, стади – гайд и т.д.) может быть представлена либо в текстовой форме, либо в форме звукоряда, либо в виде схемо – образов, видеоряда и т.д. или при их сочетании. При этом должны быть соблюдены эргономические и санитарно-гигиенические требования. Эта проблема связана с психолого-лингвистическими особенностями восприятия человеком учебного материала с экрана компьютера и использованием психологических характеристик пользователей в системе открытого образования. Здесь необходимо проводить исследования в направлениях использования психологических теорий восприятия человеком учебного материала, использования 182
психологических характеристик пользователей в ИОС, темпа усвоения обучаемыми материала с экрана и др.
Для решения этой проблемы должны быть разработаны программы, аналогичные программам исследований, которые проводятся в Российской академии образования (отделение высшей школы) в этой области, в Воронежском государственном педагогическом университете, РАГС и других вузах и научно-исследовательских организациях, но с учетом специфики обучения в ИОС.
Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС.
Позволю себе сформулировать казалось бы очевидный, тем не менее, часто не принимаемый во внимание важный принцип, говорящий о том, что становление и развитие системы открытого образования (СОО) без специально подготовленных и высоко мотивированных преподавателей невозможно. Обычно получается так, что на начальном этапе становления СОО руководство образовательного учреждения, приняв решение о переходе в СОО, стремится в первую очередь оснастить образовательное учреждение современными компьютерами, объединить их в сеть, подключиться к Интернет, поставить современное программное обеспечение, и тем самым они полагают, что при этом учебный процесс развернется сам собой. Эта типичная ошибка игнорирования системного подхода, который требует учитывать элементы по крайней мере канонической педагогической системы, включающей в себя содержание обучения, преподавателей, студентов, технологическую подсистему, объединяющую в себе средства, методы и формы.
Таким образом, решение этой проблемы включает в себя
подготовку участников образовательного процесса, как в области
средств информационных и коммуникационных технологий, так и
педагогики современных информационно- образовательных сред.
Анализ программ подготовки показывает, что основное внимание до сих
пор уделяется подготовке в области средств информационных и
коммуникационных технологий, основываясь на ошибочной посылке о
том, что знание и умение преподавателя использовать возможности
средств ИКТ автоматически позволит эффективно использовать их в
учебном процессе.
Анализ многочисленных программ подготовки преподавателей позволил автору сформировать вариант учебной программы. Действительно, чему же учить преподавателей, большинство из которых проводят занятия в традиционном очном варианте? Обучение в СОО проводится преимущественно с применением средств компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако это не означает, что 183
преподаватель должен изучить только свойства и как пользоваться средствами компьютерных и телекоммуникационных технологий. Не отрицая важности этого раздела подчеркнем, что содержание обучения должно включать и другие темы, о которых мы поговорим ниже.
Идеи основных разделов, которые автор хотел представить в программе, это то, что преподаватель должен иметь представление в какой системе образования ему предстоит работать (это, очевидно, СОО); как готовить учебно – методический материал; как преподавать, используя все дидактические, технические и другие возможности системы; правовой статус преподавателя, и, прежде всего, - какие права и обязанности имеет преподаватель как субъект образовательного права.
Раздел I.
Введение в открытое образование (теоретические основы).
Тема 1.1. Открытое образование – составная часть информационного общества
Диалектика науки и образования: от классики до синергетики. Интеграция способов освоения мира и развитие образования в 21 веке. Объективность появления открытого образования. Модель открытого образования (ОО), основанная на синергетическом подходе. Характерные черты ОО (открытость, доступ к информационным ресурсам мира, свобода выбора, личностная направленность процесса обучения, развитие информационной культуры, фундаментализация образования, информатика – основа открытого образования, изменение роли участников образовательного процесса.
Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
Современные системы ОО как неотъемлемая часть университетского и постуниверситетского образования. Сравнение традиционной и открытой форм получения образования. Варианты организации учебного заведения открытого типа. Виртуальные университеты (классификация и характеристика).
Развитие ОО в России (международная академия открытого образования, Государственный научно - исследовательский институт открытого образования)
Тема 1.3. Педагогическая система открытого образования
Педагогическая система открытого образования как теоретическое ядро педагогики в новых образовательных средах. Структура педагогической системы и ее эволюция.
Характеристика элементов педагогической системы (цель, содержание, обучающиеся, обучающие, технологическая подсистема, маркетинговая подсистема и др.)

Тема 1.4. Стандартизация в системе открытого образования
Теоретико – методологические основания стандартизации в сфере образования. Особенности Государственных образовательных стандартов в системе ОО.
Зарубежные организации и направления стандартизации (Комитет по техническим образовательным стандартам LTSA. Глобальный образовательный Консорциум IMS. Консорциум ADL и модель объектно-ориентированной образовательной системы SCORM). Основные положения МСКО -Юнеско
Раздел II.
Технико – дидактические свойства средств и программного обеспечения компьютерных и телекоммуникационных технологий в системе открытого образования.
Тема 2.1. Аналитический обзор средств информатизации в образовании
Тема 2.2. Компьютер. Текстовые редакторы (типа Word). Презентации (типа Power Point
Тема 2.3. Средства телекоммуникаций в образовании (Интернет)
Тема 2.4. Программные средства разработки мультимедиа приложений (типа HM-Card, Microsoft FrontPage).
Тема 2.5. Отечественные и зарубежные оболочки для создания учебного мультимедиа материала и обучения в Интернет (типа Прометей, Доцент, Webct, Learning Space).
Тема 2.6. Мобильные компьютеры и средства связи (ноутбук, пейджер,)
Тема 2.7. Телевидение и Радио

Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление