Главная страница =>педагогика=>оглавление

2.4 Электронная педагогика


Хоть горшком назови,
только в печь не сажай.
Русская пословица
Учебные вопросы
1. Место электронной педагогики (Э-педагогики) среди других педагогических наук.
2.Педагогическая система как предмет Э-педагогики.
Цели
(в результате учения Вы будете)
1. Знать состав и содержание элементов системы педагогических наук
2. Знать характеристики элементов педагогической системы, с учетом особенностей современной информационно – образовательной среды.
Учебный материал
1. Место электронной педагогики (Э-педагогики) среди других педагогических наук
В предыдущем разделе мы определили понятие современных информационно-образовательных сред (ИОС). Имеющийся положительный и отрицательный опыт обучения, теоретические проработки показывают, что для эффективной подготовки и реализации образовательных процессов в информационно-образовательных средах (ИОС) необходима новая педагогика, которую мы условно назвали Э-педагогика. Это название может, конечно, покоробить ортодоксальных педагогов, но существуют же такие дисциплины, как «Электронная коммерция», «Электронная экономика», а также такой амбициозный проект как «Электронная Россия». Новой отрасли педагогической науки по праву, можно выделить определенное место среди других педагогических наук, как это показано, например, на рис. 2.4.1.

Рис 2.4.1 Новая система педагогических наук
2.Педагогическая система как предмет Э-педагогики
Каждая наука, в том числе и педагогика, имеет свой предмет - область действительности, которую она исследует. Предметом традиционной педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки [1].
Логично считать, что предметом Э-педагогики, как и традиционной, является тоже педагогическая система. Структура любой педагогической системы (античной, средневековой, буржуазной, социалистической, современной) можно представить следующей взаимосвязанной совокупностью семи инвариантных элементов. Каноническая педагогическая система в которой протекает традиционный образовательный процесс, как известно, состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления.

Структуру педагогической системы открытого образования можно рассматривать как логическое продолжение и развитие канонической семиэлементной системы, изменяется лишь содержание элементов. Рассмотрим сущность некоторых элементов, а именно: цели, содержание образования и человеческий фактор – обучающийся и обучающий.
Цель образования
Цель современного образования – развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу; включение ее социально-ценностную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институциалиализированных образовательных систем[2].
Она составляет систему и знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и государственными образовательными стандартами. Сама цель имеет иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает, как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д.. Цель -это начало организации учебного процесса и может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели инвариантно к форме получения образования.
Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения.. Формулирование педагогических целей отвечает на вопрос, для чего учить; какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать студент с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок и т.п [3].
Делая небольшое отступление можно сказать, что обычно, минуя описание цели, педагоги сразу устремляются к конструированию учебных планов, программ, пособий и других учебно-методических средств[4].
Современные методологические принципы организации сложных систем, такой поход не может дать ничего, кроме сумятицы и путаницы, бесконечных дискуссий и формального теоретизирования, т.к. в системе отсутствует системообразующий элемент – цель. Но, как точно заметил А.С. Макаренко, педагогика есть наука целесообразная.
Цель можно выразить в терминах подготовки к определенной жизнедеятельности, располагающей относительно точно очерченым кругом знаний и умений, уровнем развития мастерства и объектов на которых оно проявляется. Под заданный уровень необходимой будущей професиональной квалификации выпускника есть возможность разработать требования к качествам его личности на любом уровне 167
обобщения и конкретизации: квалификационную характеристику, профессиограмму или модель личности специалиста.
Цель в педагогичесой системе должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, что можно однозначно сделать заключение о степени реализации и построить определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.
Рассмотрим как исторически менялись цели образования на примере Исторических моделей (проектов) образованного человека[5]
История образования, начиная с эпохи Просвещения, определялась борьбой и попеременным чередованием двух основных групп воззрений, концепций образования: природосообразного и культуросообразного. В концепции природосообразности образования утверждается, что становление человека, его образование является раскрытием его сущностных сил, имманентных, данных ему от природы или от Бога. А в концепции культуросообразности образования утверждается, что становление, образование человека есть обретение, усвоение им определенных способностей и форм жизнедеятельности в соответствии и под влиянием общественной жизни.
Различные понимания образованного человека представлены в Таблице 2.2..1.
Исторические проекты развития образования
(модели "образованного человека")
Принцип природосообразности
Принцип культуросообразности
Понимание природы человека
Способ обоснования
Цель образования
Понимание природы общества
Способ обоснования
Цель образования
КЛЕРИКАЛЬНЫЙ (XVI-XVIII В.)
Коменский, Руссо, Песталоцци
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ (XVIII-XIX В.)
Гельвеций, Дидро
Богословие
Законы Священного Писания
божественное предназначе-ние
Юридичес-кое
законы гражданско-го общества
общественное предназначе-ние
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ (XVIII-XIX В.)
Дистервег, Гербарт, Ушинский
ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ (XIX-XX В.)
марксистская педагогика
Естест-венно научное
Естест-венно научные законы
развитие естественных способностей
естественно историчес-кое
законы естествен-ной истории общества
общественное развитие
САМОРЕГУЛИРУМЫЙ (XX В.)
Маслоу, Роджерс, Олпорт
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ (XX В.)
Штейнер, Выготский, Библер
автономное
законы развития личности
самоопределение личности
культурно-историчес-кое
законы культурной истории
развитие культурной личности 168
Смена исторических проектов образованного человека, определяемых пониманием природы человека и общества и представлениями о целях образования, носит отчетливо выраженный "маятниковый" характер. Исторически клерикальный проект, связанный с традиционным религиозным пониманием богоподобной природы человека, сменился социально-правовым проектом французских материалистов, подчинивших образование задачам гражданского общества. Этот, в свою очередь, был заменен естественнонаучным, вернувшимся к переосмысленному пониманию природы человека как основы образования. На смену естественнонаучному пониманию природы человека пришло понимание человека как совокупности общественных отношений в естест-венноисторическом проекте. Этот проект в свою очередь эволюционировал в оппозиционный проект, основой которого стало представление о личности человека, самостоятельно, относительно независимо от общества и подчас вопреки ему определяющей и регулирующей свое развитие (self-made-man, autonomous person). Наконец, культурно-исторический проект следует рассматривать как возвращение к представлению об органической связи и обусловленности человека и общества, при этом общество понимается не только как гражданское и не столько как экономическое, но, прежде всего, как культурно-историческое объединение людей.
Следует отметить, что все перечисленные проекты отнюдь не стали историческими реликвиями в архиве педагогической мысли, но сохраняют по сей день свою жизнеспособность и в соответствующих, благоприятных условиях способны вновь обрести значительное социальное влияние. Примером может служить клерикальный проект, получивший в последнее время распространение в форме идеи восстановления и развития религиозного образования и воспитания.
Содержание обучения
В конспективной форме отразим основные положения, касающиеся категории содержание образования
Понятие
Содержание образования - важный элемент канонической семиэлементной педагогической системы в состав которой входят, цель образования, содержание образования, средства, методы, формы, обучающие и обучаемые.
Содержание образования дает ответ на вопрос - чему учить? Другими словами, это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения[6].
Можно представить себе, что это некоторый «разрез образования без учета технологии». (В.С. Леднев).

Факторы, влияющие на содержание образования
1. Потребности общества.
2. Субъективные факторы: политика, методологическая позиция ученых
3. Научно-технический прогресс (особенно в части развития микро и радиоэлектроники, практическим выходом которой явились повсеместно внедряемые компьютерные и телекоммуникационные средства и системы);
4. Современные потребности собственно системы образования, выражающиеся в необходимости обеспечения в системе образования доступности, качества, опережающего характера, интернациональности, массовости, мобильности и др.)
5. Интересы бизнеса, инвестиции и др.
С научно-теоретической точки зрения корректное понятие содержания образования, является частью социального опыта и копирует в существенных чертах его структуру и, поэтому, включает, в себя:
1. Знания о мире теоретические знания (природа, общество, человек, техника)
2. Опыт репродуктивной деятельности. Знания о способах деятельности (умения и навыки), т.е. знания об алгоритмах выполнения деятельности;
3. Опыт творческой и интеллектуальной деятельности, предполагающий умения выполнять деятельность (действия, операции) на основе знаний об алгоритмах;
4. Опыт творческой деятельности, предполагающий формирование умений творчески осуществлять самостоятельный поиск решения субъективно новых для обучающихся проблем
5. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру [7]
Таким образом, содержание образования не может быть сведено только к перечню знаний, умений и навыков по учебным предметам. Оно должно охватывать все основные элементы социального опыта: системы знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, систему интеллектуальных и практических навыков и умений; опыт творческой деятельности; систему отношений к миру, друг к другу.
Иерархия понятий «содержание»
Различают: содержание подготовки специалиста и содержание учебной дисциплины, которое являться частью объема содержания подготовки специалиста конкретного профиля, а последнее, в свою очередь, - частью социального опыта.

Носители содержания
Носителями содержания образования (формы представления) могут быть: учебный план, учебники, методические пособия, учебная программа- документ, характеризующий отдельный учебный предмет. В свою очередь учебный предмет отражает дидактически обработанные знания по основам какой-либо науки [8]
Теории обоснования содержания образования
Обоснование содержания образования - коренная и вечная проблема, разрабатываемая дидактикой [9].
1. Теория дидактического материализма («энциклопедисты») (Я.А. Коменский и др.) согласно которой основная цель образования состоит в передаче обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. Глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала.
2. Теория дидактического формализма (Гераклит, Цицерон, Э.Кант, И. Г. Песталоцци И. Гербарт, Г. Спенсер, Ф. Дистервег, Ж. Пиаже и др.). При ее реализации упор делается на развитие способностей и познавательных интересов обучающихся, их внимания, памяти, мышления. Базовыми предметами являются математика, логика, латинский язык.
3. Теория дидактического утилитаризма (Д.Дьюи, Г.Кершенштейн, Ч. Куписевич, В.Оконь, Ф. Янушкевич и др.). Обучать видам деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Основной критерий отбора и построения содержания нацелен на то, что обучающийся должен иметь возможность индивидуализировать свою работу, должен иметь возможность использовать приобретенные знания для решения задач практического характера.
Содержание обучения строится на принципах:
1. Соответствия содержания образования уровню современной науки;
2. Соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям обучающихся;
3. Соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение;
4. Учета международного опыта;
5. Учета соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения;
6. Опережения (ориентировано на будущее);
7. Ориентация на те средства и программное обеспечение средств информационных и телекоммуникационных информационных технологий, которые ждут выпускника на работе по будущей специальности.

Система формирования содержания образования
Она включает в себя следующие элементы:
1. Государственный образовательный стандарт (ГОС);
2. модель специалиста (квалификационные требования);
3. методика, принципы и критерии отбора основ наук для учебных дисциплин;
4. учебные планы;
5. учебные программы;
6. группа разработчиков содержания;
7. экспертная группа.
Обучающиеся
То, ради чего существует вся система. В связи с этим, видимо, с этого элемента надо было начинать этот учебный вопрос. В современном учебном процессе студент переходит из объекта педагогического процесса в его субъект. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы студента[10]
При этом можно сформировать модель студента, включающую следующие группы навыков и умений самостоятельной работы:
1. Навыки и умения планирования самообразования:
• составлять индивидуальный план самостоятельной деятельности;
• целеустремленно работать по плану; осуществлять самоконтроль за своей деятельностью, своевременно вносить необходимые коррективы;
2. Навыки и умения ориентировки в научной и учебной информации:
• ориентироваться в потоке научной и учебной информации;
• самостоятельно анализировать и оценивать новую информацию;
• вести поиск и выбирать источники информациив зависимости от аспекта изучения проблемы;
• видеть новое и перспективное в содержании поступающей информации;
• комплексно использовать источники информации (интернет, теле- и радиопередачи, научную и учебную литературу, периодическую печать и др.
3. Навыки и умения библиографической работы:
• систематически пользоваться библиографическими пособиями и каталогами;
• вести регистрацию научной, учебной и другой литературы по отдельным проблемам на основе правил научной библиографии и др.

4. Навыки и умения работать с текстовой информацией
• знакомиться с первоисточником в целом: с ее автором, введением, содержанием, заключением, илюсторациями и аннотациями;
• вычленять логическую структуру первоисточника;
• читать быстро, сосредоточено, фиксировать прочитанное своими словами;
• выделять основные проблемы, положения и идеи;
• фиксировать кратко, своими словами основное содержание;
• систематически обрабатывать записи, хранить и использовать их в целях самообразования;
• привлекать дополнительные источники информации в целях более полного понимания изучаемого (Интернет, словари, энциклопедии, справочники и т.д.);
• вести записи прочитанного в форме тезисов, конспектов;
• излагать мысли, аргументацию автора кратко и своими словами со ссылками на отдельные цитаты;
• соблюдать правила внешнего оформления конспектов (название работы, фамилия автора, год и место издания, правильное цитирование со ссылкой на страницу работы, статьи);
• фиксировать в конспекте дополнительные материалы из других источников.
5. Навыки и умения пользоваться ресурсами Интернет.

Вариант модели обучающегося в графической форме приведен на Рис 2.4.2.
Обучающийся в виртуальной образовательной средеВиртуальный студентУсловия учебы и жизнедеятельностиТребования к студентуВиртуальный кампусВиртуальная парта...психологические данныедисциплированностьмотивированностьфизиологические данныеУмение использоватькомпьютер напользовательскомуровнеУмение работатьв сети Интернет(эл. почта, поискинформации)Отличия от традиционного студентавозможность обучения без отрыва от основнойпроизводственной деятельности и привычной жизнивозможность выбора преподавателя и вузаличностно-ориентированное обучениенепрерывное образование «через всю жизнь»приобретает информационную культуру (учится житьв информационном обществе)возможность обучения в любом географическомместе («без границ»)индивидуальный темп обученияменьшие финансовые затраты на обучение («дешевлесебе и государству»).........Слайд 5
Рис 2.4.2 Модель обучающегося
Обучающие
Обучающие (преподаватель, учитель, педагог). В учебном процессе главным звеном обеспечения высокой эффективности образовательного процесса является преподаватель. Изменилась ли роль преподавателя? Остался ли он ключевой фигурой в учебном процессе?
Требования к преподавателю, использующему складываются из традиционных требований, предъявляемых преподавателю, и специфических (например, при обучении в среде Интернет).
Традиционные требования включают в себя:
- организаторские (планирование работы, сплочение студентов и т.д.);
- дидактические (конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, оборудование; доступное, ясное, выразительное, убедительное и последовательное изложение учебного материала; стимулирование развития познавательных интересов и духовных потребностей);
- перцептивные (проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлении особенностей психики);

- коммуникативные (умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения);
- суггестивные (эмоционально-волевое влияние на обучающихся);
- исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы);
- научно-познавательные (способность усвоения научных знаний в избранной отрасли);
- предметные (профессиональные знания предмета обучения).
В виртуальной среде эти требования значительно трансформируются. Например, трудно представить себе, как можно при проведении виртуального семинара или консультации по электронной почте проявить суггестивные и перцептивные способности. Становится не нужна (или сильно деформируется) педагогу и традиционная педагогическая техника, особенно невербальные средства общения: экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика и т.д.), такесика (рукопожатие, прикосновение и т.д.), проксемика (ориентация, дистанция), просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т.д.). Однако выделяются специфические требования, необходимые при работе в среде Интернет. Это, например, знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий.
Следует быть готовым к тому, что «традиционные» преподаватели будут противиться внедрению новой формы получения образования по причине значительного увеличения объема работы по подготовке и проведению занятий, отсутствия нормативно-правовой базы по использованию и охране интеллектуальной собственности, а также нормированию необычного преподавательского труда.
Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности преподавателей в виртуальной образовательной среде имеют существенные отличия; они практически не изучены. Однако можно утверждать, что должна оставаться главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития. При виртуальном обучении преподаватель несет существенно большую физическую и психологическую нагрузку, чем преподаватель в традиционной системе. Он оказывается в определенном нормативно-правовом вакууме. Нет производственных норм его работы и оплаты труда, не определен статус и т.д. Поэтому преподавателей для работы в новой виртуальной системе образования необходимо специально готовить.

Вариант модели преподавателя в виде графической схемы приведен на Рис.2.4.3.
Преподаватель в виртуальной образовательной средеТребованияФормыпроявления дидактических функций1ФункцииФизическое лицо«Преподаватель-робот»(CD, экспертная обучающая система)Работа через телекомму-никацииорганизационныедидактическиеинновационныекоммуникативныепредметно-содержательныепользовательские (умение работы с компьютерами и телекоммуникациями)исследовательскиеперцептивныесуггестивныеменеджер обучениявоспитателькоординаторконсультантразработчик новых материаловВиртуальный преподаватель...Работа в очном режиме «лицо к лицу»Слайд 6
Рис.2.4.3. Модель обучающего в современной информационно – образовательной среде
Другие элементы педагогической системы составляют технологическую подсистему и их рассмотрение составляет предмет других исследований.
Выводы
1. Для подготовки и реализации образовательных процессов в современных информационно-образовательных средах (ИОС) необходима новая педагогика, которую можно условно назвать электронная педагогика (Э-педагогика). Ее предметом является педагогическая система. Список категорий, соответствующих новой педагогики уточняется и расширяется и название этим новым категориям удобно присваивать за счет добавления к традиционным категориям слова ЭЛЕКТРОННЫЙ (Электронный учебник, электронный семинар и т.д.).
2. Педагогическая система является инвариантной описательной моделью учебного процесса, отвечающего на вопросы чему учить? как учить? кого учить? с помощью чего учить? кто будет учить? в каких условиях происходить учебный процесс? В современных ИОС содержание каждого из элементов существенно меняется.

Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
1. Что такое предмет науки и что является предметом педагогики в ИОС?
2. Назовите и дайте краткую характеристику элементов педагогической системы.
3. Сформулируйте понятие «содержание образования».
4. Дайте характеристику таким элементам педагогической системы, как студент и преподаватель.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии –М.: Педагогика,1989. –192с.
2. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в ВШ,-М.: “Экспедитор”1996. –288с.
3. Талызина Н.Ф.и др. Пути разработки профиля специалиста – Саратов: Изд. саратовского ун.1987.-176с.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии –М.: Педагогика,1989. –192
5. Ильин Г.Л.Философия и история образования. –М.: ИЦПКПС, 1999. –45с. .
6. И.Ф. Харламов Педагогика –М.: ВШ,1999.-576 с.
7. Теоретические основы содержания общего среднего образования/ Под ред. В.В. Краевского, И.Я Лернера.М.: 1983., Золотарев А.А. Теория интенсивного обучения-М.: МИИГА,
8. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах_М.: Пед. Общ. России, 1999.-192с.
9. М.Г. Гарунов и др. Этюды дидактики ВШ._М.: НИИВО, 1994.-136с.
10. Самостоятельная работа курсанта в образовательном процессе./Под ред. С.И.Сенина .М.: ВУ, 1996. -38с.


Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>педагогика=>оглавление