Главная страница =>философия=>оглавление

Историософия русского романтизма: В.Ф.Одоевский



Для других мыслителей, живших уже в преобразованной Петром России, тема арии также была неразрывно связана с вопросом о смысле русской идеи, об исторических судьбах Отечества. На этом этапе своего развития русская мысль, ащаясь к историософским проблемам, в значительной мере опиралась на опыт западноевропейской философской традиции. В 1823 г. в Москве возникает первый в России философский кружок - “Общество любомудров”. Одним из руководителей этого кружка был князь Одоевский.
В.Ф. Одоевский (1803-1869), замечательный писатель, крупнейший представитель русского романа. Он был знатоком европейской философии, испытал глубокое влияние философских идей Шеллинга, изучал патристику Итогом многолетних размышлений о судьбах культуры и истории, о прошлом и будущем России и Запада стало его главное сочинение “Русские ночи”( 1844) Содержавшаяся в “Русских ночах” критика западной цивилизации во многих отношениях близка позиции ведущих представителей европейского романтизма.
То, что русский мыслитель-романтик прежде всего не приемлет в характере развития современной ему цивилизации - односторонность. “Односторонность есть яд нынешних обществ и тайная причина всех жалоб, смут и недоумении”, - утверждает он. При этом Одоевский никогда не был противником научного и технического прогресса. Уже на склоне лет он писал: “То, что называют судьбами мира, зависит в эту минуту от того рычажка, который изобретается каким-то голодным оборвышем на каком-то чердаке в Европе или в Америке и которым решается вопрос об управлении аэростатам. Бесспорным фактом для него было и то, что “с каждым открытием науки одним из страданий человеческих делается меньше”. И тем не менее то направление развития цивилизации, которое он наблюдал в Европе и в США, казалось ему едва ли не тупиковым, потому что было связано с утратой целостности и в душе отдельного человека, и духовной жизни общества. Происходит, по его убеждению, и “раздробление наук”. “Чем более я уважаю труды ученых, - писал Одоевский, - тем более... скорблю об этой... напрасной трате раздробленных сил”. В целом же, несмотря на постоянный рост цивилизационных благ и мощь технического прогресса, западная цивилизация из-за “одностороннего погружения в материальную природу” может предоставить человеку лишь иллюзию полноты жизни. Но человек не может жить постоянно в “мире грез”, а пробуждение вызывает у него “невыносимую тоску”, “тоску и раздражительность”. Оценивая таким образом итоги и дальнейшие перспективы развития цивилизации, Вл.Одоевский с надеждой думал о будущем России. Надеялся он прежде всего на то, что она сможет избежать “односторонности” развития и будет способствовать сохранению в истории столь необходимого человечеству начала “всеобъемлющей многосторонности духа”.
Вл. Одоевский не может быть безоговорочно отнесен ни к одному из двух важнейших направлений русской общественно-философской мысли первой половины XIX в. - ни к славянофильству, ни к западничеству. Полемика славянофилов и западников прошлого века - не только идейное противоборство. Этот спор-диалог многое определил в характере русской философии и национальной культурной традиции в целом. И центральное место в нем занимали проблемы историософского характера.

Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1996. - 432 с . (Фрагменты)

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>философия=>оглавление