Проблема смысла жизни получила в философии весьма разнообразную интерпретацию, обусловленную мировоззренческими установками философов. Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных: 1) смысл жизни изначально присущ жизни в её глубинных основаниях; 2) смысл жизни находится за пределами жизни; 3) смысл жизни созидается самим субъектом. Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действительное соучастие в богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его. Эмпирическая жизнь бессмысленна, так же, как выдранные из книги клочки страницы бессвязны (С.Л. Франк). В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а цель придаёт смысл человеческой жизни. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас “не будет иметь удела” (Бердяев). В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более из потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определённого смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаём ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. Уязвимая сторона данного подхода в его релятивизме и субъективизме.
Проблема смысла жизни также получила своё отражение и в философии экзистенциализма. Экзистенциалисты проблему смысла жизни тесно связывают с условиями существования человека, его атрибутивными характеристиками индивидуального бытия.
Позитивно-рационалистический подход к проблеме смысла жизни основан на анализе более широкого спектра проявлений человеческой жизнедеятельности. В рамках данного подхода выделяются своеобразные уровни поиска смысла жизни, такие как обыденно-поведенческий, социокультурный и личностно-онтологический. Обыденно-поведенческий уровень представляет собой совокупность прагматических практических потребностей, интересов и целей человека: любовь и создание семьи, личное благосостояние и служебная карьера или даже просто приобретение особенно необходимых и престижных вещей и т.п. Социокультурный уровень формируется под воздействием культурных традиций, духовных особенностей и пристрастий самой личности, политико-идеологических установок. Его конкретное содержание выражается в таких формах, как стремление быть свободным или служить общественным идеалам. Личностно-онтологический уровень возникает вследствие столкновения мыслящего, наделённого сознанием человека с так называемыми «вечными вопросами» своего индивидуального бытия: жизнь и смерть, свобода воли и объективная ограниченность выбора и т.п.
Осознание человеком смысла своей жизни происходит в двух отношениях: - аксиологическом (ценностном) - как принятие или непринятие объективной заданности; и как конкретизация, развёртывание в системе жизненных целей, т.е. телеологически. Поиск и обретение человеком смысла своей жизни предполагает, таким образом, с одной стороны в качестве необходимого условия свободу деятельности человека, а с другой - восприятие им объективно и субъективно социально и личностно значимых целей как нравственных ценностей. Поэтому и смысл жизни человека может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей её сути, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства для их осуществления.
ТЕМА 10. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии
Главная страница =>философия=> к оглавлению