Главная страница =>философия=> к оглавлению

Зарождение философской мысли. Античная философия: основные идеи и школы

Атомизм - одна из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии науке. Своими корнями он уходит в ионийскую философию и пифагореизм, а также в умозрения элеатов. Но основателями древнегреческого атомизма признаются Левкипп и Демокрит. Произведения этих философов объединены в один корпус. И это не случайно, так как Левкипп - учитель Демокрита. В работе «Большой Мирострой» наиболее полно представлены их взгляды на мироздание.
По взглядам философов первооснова всего сущего - атомы, неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, самостоятельная частица вещества, а также - пустота (небытие). Хотя элеаты отрицали существование небытия, Левкипп утверждал, что «небытие существует не менее, чем бытие.» Небытие трактовалось атомистами как пустое пространство. В бесконечной пустоте - пространстве движутся, сочетаясь между собой, бесконечные по числу и по форме тельца, отличающиеся друг от друга формой, порядком и поворотом. Бытие, таким образом, предстаёт в философии атомистов как совокупность бесконечно большого числа малых атомов. Сама идея об атомах связана с наблюдением за целым рядом явлений, которые не могли быть объяснены с позиций существовавших философских систем. Так, в частности, наблюдения за такими явлениями как стирание монеты, распространение запахов, высыхание лужи навело греческих философов на мысль о существовании атомов, которые в учении атомистов обозначаются различными терминами: природа, идея, образ, вид, что.
Свойствами атомов, по их мнению, являются: неделимость, вечность, неизменность, целостность, наличие определённой формы (шарообразной, угловатой, вогнутой и т.д.) Бесконечное число атомов они объясняют бесконечным разнообразием явлений и их противоположностью друг другу. Кроме формы атомы отличаются порядком и положением, т.е. тем самым обнаруживаются зачатки молекулярного учения.
Атомы объяты пустотой. Пустота (небытие) разделяет атомы. Атомизм, т.о., построен на признании чувственной картины мира, существования небытия в качестве вакуума. Отсюда, кстати, проистекает начальное представление о реальности множества, которое было творчески развито в философии Нового времени.
Движение рассматривается атомистами как важнейшее свойство атомов и всего реального мира. Движение невозможно без пустоты. Движение присуще атомам от природы, считали Левкипп и Демокрит. Они расширяют закон сохранения бытия, выдвинутый элеатами, до закона сохранения бытия и движения, что представляло собой довольно сильный материалистический тезис.
Атомы у Левкиппа и Демокрита совершенно бескачественны, т.е. лишены чувственных свойств. Все качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Таким образом, атомисты первыми заявили о субъективности чувственных (вторичных) качеств. Первичные же качества - величина, движение - объективны.
Из учения атомистов вытекало, что мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Возникновение и уничтожение вещей объясняется разделением и сложением вещей, изменениями их порядка и положения. Атомисты построили картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение и множественность вещей. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Всё возникает на некотором основании и по необходимости. Причина возникновения - вихрь, который именуется необходимостью. Ощущаем мы благодаря взаимодействию органов чувств и атомов.
Таким образом, атомизм Левкиппа и Демокрита имеет несомненный материалистический характер и обладает огромной мировоззренческой ценностью. Непосредственной реакцией на атомизм была объективно-идеалистическая система Платона.
Среди учеников Сократа особое место занимает Платон. Его настоящее имя - Аристокол. Прозвище «Платон» означает «широкоплечий». Философ, превративший образ Сократа в героя своих произведений, жил с 427 г. до н.э. по 347 г. до н.э. платон много странствовал, но после возвращения в Афины основал Академию - философскую школу. Платон - первый из греческих философов,обширное философское наследие которого дошло до нас. Среди них: «Апологии Сократа», «Законы», 34 диалога.
Творчество Платона подразделяется на три этапа:
1 этап - при жизни Сократа он не писал, после смерти учителя уясняет смысл учения Сократа ( Апологии Сократа );
2 этап - период первого и второго путешествия в Сиракузы, когда Платон отходит от сократического «этического идеализма» и закладывает основы объективного идеализма (Законы ). Главное внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания идеи, для определения которого применяет термин «диалектика».
3 этап связан с переломным моментом в жизни Платона, когда он в диалоге «Парменид» объединяет теорию «идеи» с пифагорейской мистикой чисел.
Философия Платона - качественно более высокая степень развития идеалистической мысли. До Платона идеализм был в «намёках». Он создаёт рациональную идеалистическую систему. Центральной в его философии является идея. Он создаёт учение об идеях. Идеи у Платона представляют собой образцы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, своеобразный эталон, в соответствии с которым он «изготовлен». Например, стол существует потому, что есть идея стола. Но между вещью и её образцом существует и принципиальное различие. Если вещь существует лишь в течении определённого срока, то идея - вечна и не подвержена разрушению. С этой позиции материальный мир - это «тень», производное от мира идей. Идея Платона в известной мере соответствует понятию единого в элейской школе. Но если вещам противостоят идеи, то между идеями и душой человека существует тесная связь. Платон глубоко верил в переселение душ. Эта концепция играет важную роль в понимании его теории познания.
Ядром теории познания Платона является теория воспоминаний (анамнезис). Это явление Платон иллюстрировал с помощью геометрии: человек способен решать геометрические задачи, имея дело с идеальными треугольниками, окружностями и параллелограммами, хотя в чистом виде в природе, окружающей его, они не встречаются. По мнению Платона, душа при этом вспоминает то, что она до своего воплощения в этом теле созерцала, находясь в мире идей.
Космология Платона построена на идее демиурга (дословно «мастер», «ремесленник»). Это своеобразное божество, задача которого состоит в том, чтобы, ориентируясь на идеи как на образцы, из материи создавать вещи, подобно тому, как гончар, имея в голове образ кувшина, лепит из глины. Демиург также сообщает миру определённый порядок и последовательность.
Для социальных взглядов Платона характерно создание теории идеального государства по типу аристократической республики (Спарта). Социальную структуру общества Платон представлял себе в виде трёх групп: правители, в качестве которых Платон видел философов, стратеги - это воины, а также производители - земледельцы и ремесленники. Описывая существующие в Греции полисы - государства, Платон острой критике подверг демократию и тиранию.
Платоновская академия просуществовала достаточно непродолжительное время, но влияние её оказалось непреходящим, так как философия Платона стала первой логически построенной системой объективного идеализма.
Во второй половине шестого века до нашей эры существовала сильная философская школа, связанная с Гераклитом из Эфеса. Гераклит был знаком со взглядами милетских философов, о чём свидетельствуют сохранившиеся фрагменты его работ.
В качестве исходного пункта философии Гераклита является утверждение, что в основе всего лежит огонь, который есть первооснова мира ( архэ ) и его основной элемент. Понятие «огонь» у Гераклита имеет методологическое значение. Огонь адекватный символ динамики развития, постепенности постоянных изменений происходящих в мире. Изменения огня у Гераклита аналогичны товарному обмену: всё обменивается на огонь и огонь на всё как на золото товары. Аналогия с огнём напоминает о ифологических корнях философии Гераклита, но в то же время огонь представляет аналогию природного и социального процессов.
Философия Гераклита есть выражение стихийного материализма. В материальности видит философ основу всего сущего. Подобно милетцам Гераклит связывает проблемы сознания и познания с некоторой природной стихией. Так, душа у Гераклита испаряется из влаги. От того насколько она удалилась от влаги, душа приобретает особые качества:
Для мудрой души присуща сухая душа, а у пьяного влажная душа. Говоря о воздухе, Гераклит показывает, что вдыхая в себя косимческий воздух, мы становимся разумными. Всё это свидетельствует о материалитсических взглядах Гераклита, который чётко видел материальную основу бытия, бесконечность материи, её несотворимость и неуничтожимость.
Другая важная сторона философии Гераклита связана с его диалектикой. Гераклит связывает источник развития с борьбой противоположностей. Центральный мотив его философии - всё течёт, постоянство развития. Гераклит диалектик: в изменчивости и текучести он видит устойчивое, в обмене - пропорцию, в относительном - абсолютное. Отсюда вытекает его знаменитое выражение о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Диалектика Гераклита как учение о противоположности в самой сущности предметов подготовила классическую греческую философию с её не стихийной уже, а сознательной диалектикой.
В диалектике Гераклита особое место занимает учение о детерминизме. Всё правится судьбой, необходимостью, считает философ. С понятием необходимости он тесно связывает понимание закона (логоса). Логос так же вечен как и несотворимый и неуничтожимый мир. Познание стремится постичь логос, т.е. сущность. Гераклит ставит такие важные проблемы познания как соотношение многознания и мудрости, полагая при этом, что многознание не научает разумности. Мудрость связана с постижением логоса. Человеческое сознание, душа подчинены логосу. Подобные рассуждения Гераклита указывают на объективный характер его диалектики.
Таким образом, философия Гераклита воплощает в себе вершину античной философии. В ней нашли отражение как материалистические представления философа, так и его диалектические взгляды. В философии Гераклита впервые в единой системе обнаруживается взаимосвязь материализма и диалектики.
Последним великим философом Эллады был ученик Платона Аристотель, творчество которого поражает своей энциклопедической разносторонностью. Он занимался естественным науками и поэтикой, проблемами государственного устройства, был создателем логики и психологии. Однако главное в его наследии образует философия. Им было написано более 150 научных трудов, среди которых центральное место занимают философские работы: « Метафизика», « Политика», « Никомахова этика», «Органон», «Риторика» и др.
Аристотелем впервые обстоятельно было обоснованно учение об онтологии( учение о бытие), где он основой бытия называет первую материю, которую нельзя отождествлять с материей. Действительное бытие представляет собой, по его мнению, единство материи и формы. Форма образует из первой материи, четырёх основных элементов (огонь, воздух, вода и земля) реальное бытие. Первая материя только мыслится и есть поэтому «неопределённый субстрат». «Последняя материя» - это та материя, которая не только есть возможность формы, но и действительность. Мир есть совокупность субстанций, каждая из которых - некоторое единичное бытие. Коренными свойствами мира являются движение и изменение. Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена и изменение места. Среди изменений он выделяет четыре вида, относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту.
Решая вопрос о началах бытия, Аристотель разрабатывает учение о четырёх причинах, обусловливающих существование вещи. К числу причин, обусловливающих бытие он относит: материальную, формальную, активную и конечную причины. Представим себе предмет, например кувшин. Его существование невозможно без глины, т.е. материи, из которой он может быть вылеплен. Но чтобы стать кувшином глина должна быть соединена с формой, определяющей качественную определённость вещи. Кроме формы, т.е. идеи кувшина, необходим гончар, который являет собой активное деятельное начало. И, наконец, должна быть четвёртая причина - цель, ради которой создаётся вещь. Т.о., материальная причина, кроящаяся в самой материи, соединяясь с формой как активным принципом, творит из материи поставленную цель.
Для понимания сущего необходимо, считает Аристотель, познать все причины. В своей гносеологии (теории познания) он признаёт первичность материального мира. Основным и первым условием познания он считает чувственное познание, которое открывает первые сущности, овладевает единичным. Постижение общего - привилегия разума. Познание есть развивающийся процесс: ощущение - представление - опыт - искусство - наука. Таков путь познания по Аристотелю.
Логику Аристотель понимал как орудие познания. В «Органоне» им заложены основы логики как науки, разработаны законы логики, такие как, например, закон противоречия и исключённого третьего.
Философская система Аристотеля включает в себя также учение о государстве. В «Политике» Аристотель рассматривает человека как общественное животное. Жизнь в государстве является, по его мнению, естественной сущностью человека. Сущность государства заключена в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определённого блага. Им выделяются хорошие для жизни людей формы государства: монархия, аристократия и политея. Плохими формами являются: тирания, олигархия и охлократия. Идеальным Аристотель считает государство, которое обеспечивает максимум счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев.
Аристотель подвёл итог развитию философской мысли с её начала в Древней Греции и до Платона включительно, он создал дифференцированную систему знания, освоение которой продолжается по сей день. Ему принадлежит заслуга систематизации знаний. Он делит науки на теоретические, которые имеют целью само знание (философия, физика, математика), практические, цель которых - руководство человеческим поведением (этика, политика), и творческие (поэтика, искусство, риторика). Наконец, он основатель собственно философии как науки.

Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии

Главная страница =>философия=> к оглавлению

сайт www.p-lib.ru