Формы взаимодействия человеческого общества с природой достаточно много образны. Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Взаимоотношения общества и природы не являются чем-то статичным и неизменным. Они меняются по мере развития общества. За основу периодизации этапов взаимосвязи общества и природы, как правило, берётся характер освоения человеком природы, т.е. основное из отношений человека с окружающей средой. Первый из этапов взаимодействия общества и природы получил название биогенного периода, или присваивающего. Для него характерно то, что древние люди жили за счёт присвоения продуктов биосферы и оказывали обратное воздействие на природу главным образом непосредственно своими естественными органами и силами. Общественное разделение труда коренным образом изменило характер взаимоотношений природы и человека. С ростом производительности человеческого труда происходит переход к техногенному или производящему периоду. Возникшие при этом отношения между обществом и природой можно охарактеризовать словами Ф.Бэкона, который провозглашал целью науки и техники господство над природой. Природа в этот период понимается как объект интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счёта.
По мере того как научно-техническая мощь человека неуклонно возрастает, становится сопоставимой с масштабами действия сил природы, люди получают всё больше поводов для того, чтобы убедиться в опасности неограниченного, бесконтрольного и необдуманного употребления этой мощи. Всё это побуждает общество искать новые формы взаимоотношений с природой. Основу перехода от техногенного к новому периоду - ноогенному или системно-преобразующему обосновал В.И.Вернадский, который видел её в том, что человечество, вооружённое научной мыслью, превращается в мощную силу развития нашей планеты. С захватом человеком биосферы растёт осмысленное осознание единства человека и природы, необходимости их коэволюции, т.е. сотрудничества. Концепция ноосферы, разработанная Вернадским, и получившая сегодня всестороннее развитие, характеризует общество во всех его взаимоотношениях с природой, раскрывает их социальные, научно-технические и нравственные стороны, указывает на научные основы морали.
В то же время следует отметить возрастающее значение роли природной среды в жизни человека, так как проблема среды обитания в наше время приобрела особое значение в силу нарастания экологических проблем. На решающую роль природы в развитии общества указывали ещё со времён Геродота. Мыслитель нового времени Монтескьё и Тюрго развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направления хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления, словом всю общественную и личную жизнь. Со временем географический детерминизм переродился в геополитику - теорию и политическую доктрину, согласно которым в качестве главного условия развития той или иной страны выступает расширение её территории, жизненного пространства, сфер интересов. Однако выходом из сложившихся отношений между природой и обществом может стать только коэволюционный путь.
Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии
Главная страница =>философия=> к оглавлению