Источники сознания:
внешний предметный и духовный мир;
социо-культурная среда, общие понятия и ценности, идеалы, нормы права, способы познавательной деятельности;
духовный мир индивида, уникальный опыт жизни и переживаний;
макроструктурная природная система из множества нейронов, связей;
космическое информационно-смысловое поле, квантово-механическая природа мозга, мозг берет для работы энергию прямо из вселенной, кожа - механизм захвата энергии.
Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека.
Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек результат сравнительно позднего развития материального мира. Большинство современных философов выделяют следующие специфические особенности сознания:
сознание общественно по своей природе. Оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. Вовлекаясь в практическую деятельность, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-производственной практики, разделение труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм.
человек мыслит с помощью мозга. Сознание – продукт природы, свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной – человеческого мозга. Мысль неотделима от материи, мозга, но ее нельзя и отождествлять с материей. Мысль не вещь, ее нельзя увидеть, сфотографировать. Мысль — это образ предметов и явлений мира, но образ не материальный, а идеальный. Это не простая фотография действительности, не без-жизненная ее копия, а действительность, соответствующим обра¬зом преобразованная в голове человека. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.
Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания.
Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание).
Сознание ни сводимо, ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как абстрагирующую деятельность мышления, так и продуктивное воображение. Кроме того, сознание включает в себя интуицию и человеческие эмоции, волю, совесть и т.д. Сознание есть совокупность, средоточие психических функций человека.
Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, оно воплощается и в предметах культуры - продуктах труда, произведениях искусства и пр.
Наряду с теоретическим отражением действительности сознание включает в себя ценностные установки личности, её социальные ориентации и пр.
Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, групп, общества в целом. Формы общественного сознания - наука, искусство, мораль и т.д. - несводимы к индивидуальному сознанию.
Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира.
Представляя собой, свойство высокоорганизованной материи - мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность. При социологическом подходе сознание рассматривается, прежде всего, как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Будучи отображением материального бытия, сознание выступает в различных относительно самостоятельных формах. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практическо-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Важнейшим свойством сознания является его идеальность.
В трудах философов от Платона до Ильенкова проблема идеального выступает ключевой в понимании природы и функционирования сознания. Идеальное, по мнению Ильенкова, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид. Это такие элементы общей культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное широко представлено в практической деятельности, но не в её результатах. К идеальному относятся: моральные нормы, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни. Идеальность предстаёт и как форма сознания и воли, как закон, управляющий индивидуальным сознанием и волей человека, как объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности.
Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии
Главная страница =>философия=> к оглавлению