Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный характер взаимосвязи явлений, либо - в крайней ферме - вообще отвергают детерминизм как таковой (а значит, и причинность). Они считают, что имеются состояния в события, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности, рассуждает о «свободе води» электрона, о том, что процессы микромира управляются телеологическими силами и т.д. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно, механический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще.
Современный детерминизм включает в себя два основных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых в свою очередь выражается в многообразных формах детерминации. Первый тип—причинная детерминация, выступающая решающей по отношению к непричинной, все формы которой складываются в конечном счете на основе причинности - краеугольного камня детерминизма.
Сущность принципа причинности (каузальности) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие.
Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени:
1). Вычленение предмета исследования как своеобразной целостной системы из многих других взаимодействующих с данной системой.
2). Анализ данной целостной системы в качестве определенного результата всего процесса развития, т. е. в качестве следствия.
3). Изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего порождающего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участвовали в порождении данной системы; выявляются многообразные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина.
4). Исследование механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т. е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность).
5). Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней. Особое внимание здесь должно быть проявлено к движущим силам, источнику развития — к противоречиям (прежде всего внутренним). Именно взаимодействие противоположностей, противоречие является в конечном счете самым глубоким источником, основной и коренной причиной взаимодействия (самодетерминации), самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам.
Второй тип детерминизма - отношение между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обуславливания:
1). Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую.
2). Связь состояний, т. е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т.п.), при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект.
3). Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов.
4). Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и другие рассматриваемые в рамках общенаучных подходов.
5). Взаимоотношения между определенными «парными» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа).
В современной науке происходит переход к более глубокому осмыслению детерминизма - к пониманию неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.
Тема 4. Философское учение о сознании
Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии
Главная страница =>философия=> к оглавлению