В то же время нельзя смешивать понятие “движение” с понятием “развитие”. Если движение есть всякое изменение, то развитие - направленное движение, изменение. Развитие - это переход вещей из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, с новыми свойствами.
Качественное своеобразие того или иного объекта, системы характеризуется и соответствующей формой движения материи. Сообразно структурным уровням материи существуют качественно разнообразные формы движения. В неорганической природе движение осуществляется в следующих формах: а) пространственные перемещения; б) движение и взаимопревращения элементарных частиц вещества и поля; в) движение и превращение атомов и молекул, включающие в себя химическую форму движения; г) теплота; д) звуковые колебания; е) геологические процессы; ж) изменения космических систем различных размеров (звёзд, галактик). В живой природе движение выступает как совокупность жизненных процессов в организмах, обмен веществ, саморегуляция организмов. Общественные формы движения - это материальные общественные отношения, движение социальной материи.
Развитие является основным предметом изучения диалектики. Нацеленность на развитие является главным критерием диалектики. Развитие не развитие «вообще», «всего», «всей материи». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития.
Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но из развития должны быть исключены моменты возникновения и распада системы, её ликвидации, прекращения существования, т.к. например, возникновение системы хотя и связано с развитием, однако не есть ещё собственно развитие, оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру.
Признаками развития принято считать следующие из них:
1. Неотрывность от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество изменений в структуре, т.е. развитие связано с качественным характером изменений.
2. Развитие характеризуется не разовым качественным преобразованием, а комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна необратимость.
3. Развитие есть особого рода связь состояний. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями.
Таким образом, развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями самой системы.
Основные концепции развития, выдвигаемые современной наукой и философией:
рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики. К этому типу концепций относятся диалектические учения Канта, Шеллинга, Гегеля;
диалектико-материалистическая диалектика, составляющая основу марксистско-ленинского учения;
градуалистская модель развития, характерная для теории Г. Спенсера. Суть её сводится к следующему: сводимость высших форм движения материи к низшим, постепенный характер эволюции, признание внешнего источника развития материального мира и всех изменений;
концепция «творческой эволюции» или «эмерджентизма», для которой характерно утверждение того, что творческая эволюция строится на основе признанности факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; новое качество выступает результатом внутренней творческой силы; высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков. Таким образом, суть концепции «творческой Эволюции» сводится к абсолютизации скачков в развитии;
натуралистская концепция, получившая широкое развитие в естественных науках и наглядно проявившая себя в эволюционистском учении Ч.Дарвина.
Таким образом, принцип развития представляет собой выражение объективных процессов, происходящих в материальных и духовных системах, сопровождающихся изменениями в данных системах. Требования принципа составляют методологическую основу адекватной действительности практической и познавательной деятельности.
Безлепкин Н.И. Методическое пособие для подготовки к экзамену по философии
Главная страница =>философия=> к оглавлению