Главная страница =>философия=>оглавление

Глава XXIV. Детерминизм § 1. Общая характеристика детерминизма



Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития
общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципрм
философского учения о бытии. Если принцип субстанциального единства мира дает
ответ на вопрос о том, является ли мир единым или множественным и что лежит в
основе его единства, если принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается
ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает изменения, то
принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в
своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный,
упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это
вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как
упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и
ответы на первые два, всегда интересовал философов, начиная с античности; в
зависимости от этого ответа философские учения распадались на два направления:
философский детерминизм и философский индетерминизм.

Первоначально смысл слова "детерминация" был связан с буквальным его значением и
имел антропоморфный характер. Термин "детерминация" происходит от латинского
determinare, означающего "определять", "отделять", "отграничивать", и в этом
смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его
признаков, отделяющих один предмет от другого. Ясно, что детерминация в этом
смысле обязательно предполагает существование познающего субъекта. Позже
детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование,
становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов.
Но такое изменение употребления термина "детерминация" путем приписывания ему
объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового
значения. Детерминация в объективном смысле уже означает не определение,
ограничение или отделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний
другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и
приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях.
Именно это объективное значение термина "детерминация", характеризующее
существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду
современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных
явлений.

Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В
основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений,
которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и
способом его реализации, а с другой - следствием и предпосылкой универсального
характера развития.

Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия.
Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи
оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение
детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и
является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее
учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее
существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи
(см.: Кедров Б. М. "Научная концепция детерминизма" // "Современный детерминизм,
законы природы". М., 1973. С. 8).

Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский
детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры
отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности,
необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии
типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда
других проблем.

В более развернутом виде общетеоретический принцип детерминизма может быть
представлен в совокупности следующих тезисов:

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством
которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки
и которая объясняет изменение явлений. Как справедливо замечает Я.Ф. Аскин, в
рамках этого тезиса "детерминизм - это отношение, выражающее зависимость вещей
(свойств вещей, отношений между ними, событий, процессов, состояний) в их
существовании и изменении от любых факторов" (Аскин Я.Ф. "К вопросу о категориях
детерминизма" // "Современный детерминизм и наука". Т. 1. Новосибирск, 1975. С.
44 - 45).

2. В основе всего многообразия отношений детерминации (или обусловливания) лежит
генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину,
каждое событие порождается, производится другим событием, и этот процесс
порождения сопровождается переносом вещества, движения и информации. Иными
словами, принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента
включает принцип причинности.

3. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании непричинных отношений
детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все отношения
детерминации к причинной детерминации, но постулирует существование многообразия
типов отношения детерминации, непосредственно не сводимых к причинности. В то же
время причинная детерминация оказывается основанием для существования всех
других типов детерминации.

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания: процесс
обусловливания имеет регулярный упорядоченный характер. Он подчиняется законам,
имманентным схемам бытия, внутренне присущим отношениям между явлениями.
Согласно этому тезису, каждое явление, событие подчиняется закономерным
отношениям в процессе своего существования и изменения.

Требует разъяснения отношение между вторым тезисом, в котором постулируется
принцип причинности, и третьим тезисом, в котором утверждается существование в
мире непричинных типов обусловливания или детерминации. На первый взгляд может
показаться, что эти тезисы находятся в отношении противоречия. Во втором тезисе
утверждается всеобщий характер причинности, а в третьем - существование в мире
непричинных типов обусловливания. Если истолковывать содержание третьего тезиса
о существовании в мире наряду с каузальностью явлений, не имеющих причин, то
действительно мы сталкиваемся с логическим противоречием. Однако в
действительности в третьем тезисе лишь утверждается, что, хотя каждое явление
имеет причину, многообразие отношений между явлениями не исчерпывается
отношениями причинения, существуют и другие виды отношений объективного
обусловливания, знание которых в равной степени важно для успешной
познавательной и практической деятельности человека. Поэтому принцип
закономерности находит свое проявление как в отношениях причинной, так и в
отношениях непричинной детерминации. В этом плане принцип закономерности
оказывается шире по своему объему, чем принцип причинности.

Требует пояснения и соотношение понятий причинности и принципа детерминизма. Из
приведенного выше определения принципа детерминизма следует, что понятие
причинности рассматривается как необходимая составная часть принципа
детерминизма и что последний утверждает о мире нечто большее, чем принцип
причинности.

В нашей литературе имеет место тенденция к отождествлению принципа причинности и
принципа детерминизма. Например, в "Философской энциклопедии" детерминизм
определяется "как учение о всеобщей причинной материальной обусловленности
природных, общественных и психических явлений" (Ярошевский М. "Детерминизм" //
"Философская энциклопедия". Т. 1. М., 1960. С. 464). При таком отождествлении
причинности и детерминизма само использование термина "детерминизм" оказывается
излишним. Более логично в таком случае для обозначения учения о регулярной
обусловленности использовать термин каузализм. Кроме того, такое отождествление
ведет к исключению самой возможности существования непричинных типов и видов
обусловливания, а значит, и к исключению возможности существования непричинных
законов, что противоречит реальной практике науки.

Отождествление причинности и детерминизма имеет исторические корни и содержит в
себе зерно истины. Рациональным моментом в нем является мысль о неразрывности
принципа детерминизма и принципа причинности. Отрицание причинности с
необходимостью ведет к отказу от материалистического детерминизма. Однако
сведение детерминизма только к учению о причинности значительно обедняет
концепцию философского детерминизма.

Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм (см.: Огородников В.
П. "Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения". М.,

формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности,
либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации. Последний
вариант индетерминизма характерен для философии Д. Юма и И. Канта. Не отрицая
значения категорий детерминизма в научном познании, они проводят
субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости,
закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию
мира, но не самому миру.

В современной западной философии весьма распространена доктрина, сторонники
которой отвергают принцип причинности, но принимают принцип закономерности.
Иногда эту доктрину обозначают термином "номологический детерминизм" (от греч.
"nomos" - закон). Но фактически эта доктрина является скрытой формой
индетерминизма, поскольку, как уже говорилось, исключение принципа причинности
ведет к индетерминизму, так как отношения обусловливания тем самым лишаются
субстанциальной материальной основы.

Изучающий проблемы детерминизма должен иметь в виду многозначность употребления
термина "детерминизм" как в отечественной, так и в зарубежной литературе, а
поскольку термины "детерминизм" и "индетерминизм" являются антонимами, эта
многозначность оказывается характерной и для употребления термина
"индетерминизм". Так, широко распространено употребление термина "детерминизм"
для обозначения одной из исторических форм детерминизма - лапласовского
детерминизма, в котором детерминированность явлений отождествляется с их
однозначной предсказуемостью. Соответственно те философы, которые отрицают
лапласовский детерминизм, должны именоваться "индетерминистами", хотя отрицание
лапласовского детерминизма не связано однозначно с отрицанием принципа всеобщей
обусловленности, причинности, закономерности и, следовательно, не обязательно
ведет к доктрине философского индетерминизма.

В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с
опорой на ряд философских категорий, к которым относятся прежде всего такие, как
"причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление",
"необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность", "действительность" и
др.





Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>философия=>оглавление