Главная страница =>философия=>оглавление

§ 5. Целое и часть. Антиномии целостности



Понятие "система" и "целое", как и понятия "элемент" и "часть", близки по
содержанию, но полностью не совпадают. Согласно одному из определений, "целым
называется (1) то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из
которых оно именуется целым от природы, а также (2) то, что так объемлет
объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно" (Аристотель. Соч.: В 4 т.
Т. 1. М., 1975. С. 174 - 175).

Понятие "целое" по своему объему уже понятия системы. Системами являются не
только целостные, но и суммативные системы, не принадлежащие к классу целостных.
В этом первое отличие "целого" от "системы". Второе: в понятии "целое" акцент
делается на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии
"система" - на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система - с
элементами и структурой.

Понятие "часть" уже по своему объему, чем понятие "элемент" по первой линии
отличия целостных образований от систем. С другой стороны, в части могут входить
не только субстратные элементы, но и те или иные фрагменты структуры
(совокупности отношений) и структура систем в целом. Если соотношение элементов
и системы есть соотношение разных структурных уровней (или подуровней)
организации материи, то соотношение частей и целого есть соотношение на одном и
том же уровне структурной организации. "Часть, как таковая, имеет смысл только
по отношению к целому, она несет на себе черты его качественной определенности и
не существует самостоятельно. В отличие от части элемент является определенным
компонентом любой системы, относительным пределом ее делимости, означающим
переход к следующему, соответственно более низкому по организации уровню
развития материи, и, следовательно, по отношению к системе всегда будет объектом
иного качества" (Зелькина О. С. "Категория "структура" в системе категорий
диалектики" // "Современные проблемы материалистической диалектики". М., 1971.
С. 166). Первое соотношение - эмерджентно-генетическое, вертикальное, второе -
аддитивно-координационное, горизонтальное.

Следует обратить внимание на то, что не каждый элемент может оказаться частью.
Например, в организм человека входит в качестве элемента неорганическая
подсистема, без нее организм не может существовать, однако совокупность
неорганических образований не будет частью этого целого, потому что не несет на
себе печати этой целостности. Понятие части соотносимо только с понятием целого
(целостности) и означает момент, фрагмент целостности, необходимо заключающий в
себе ее специфичность.

Итак, включение отношения "части - целое" в анализ элементов (аналогично обстоит
дело и с частными структурами) позволяет увидеть два вида элементов: исходные
элементы (они же могут оставаться таковыми и в составе системно-целого) и
элементы-части.

"Целое" и "часть" - это не совпадающие, противоположные категории. В части - не
только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие, зависящее от
природы исходного элемента. Часть отделена от целого, обладает относительной
автономностью, выполняет свои функции в составе целого (одни части - более
существенные функции, другие - менее существенные). Наряду с этим "целое
управляет частью... по крайней мере в главном" (Дицген И. "Избранные философские
сочинения". М., 1941. С. 322).

В трактовке соотношения целого и части имеют место две прямо противоположные
позиции - меризм и холизм. Первая абсолютизирует в этих взаимоотношениях роль
частей, вторая - роль целого. Если первая позиция преимущественно связывалась с
материализмом, то вторая - главным образом с идеализмом. Наряду с меризмом и
холизмом издавна существовала также диалектическая концепция.

Рассмотрим, как решаются некоторые из антиномий (антиномия - противоречие между
положениями, каждое из которых признается логически доказуемым) целостности в
меризме, холизме и диалектике.

Первая антиномия выражается в формулировке положения: целое есть сумма частей, и
противоположения: целое есть нечто большее, чем сумма частей. Применительно к
биологической целостности позиция меризма выражалась в утверждении, что
биологическое есть простая сумма механического, физического и химического (см.
рис. I). Согласно холистской концепции, помимо механических, физических и
химических элементов в органической системе есть некий специфический элемент
(фактор) "х", который организует всю структуру живого и направляет его
функционирование и развитие; этот элемент - духовный (энтелехия), он непознаваем
(см. рис. II). Диалектическая философия подходит к этой антиномии на основе
решения проблемы соотношения высших и низших форм движения материи: генетически
высшая форма базируется на низших, включает в себя низшие, но не сводится к ним;
она обладает материальной специфичностью, которая решающим образом воздействует
на входящие в нее низшие формы (см. рис. II).

Поэтому в количественном аспекте целое есть сумма частей, в качественном - целое
больше суммы частей. Ориентация на вхождение в биологическое физико-химического
соответствует современному развитию молекулярной биологии, нацеленности на
изучение физико-химических основ жизни; ориентация же на специфически-
биологическое, в том числе на надорганизменных уровнях структурной организации,
- развитию синтетической теории эволюции, экологии, биоценологии и других наук.
Меризм и холизм отсекают часть направлений в биологическом исследовании или дают
искаженную трактовку тем данным биологии, которые входят в их поле зрения.

Вторая антиномия: "части предшествуют целому" (меризм), "целое предшествует
частям" (холизм). Порождения частью целого, а целым - части не наблюдается в
материальной действительности. И это понятно - нет части без целого, как и
целого без частей. Решение диалектично: целое порождается целым посредством
частей. Одна из частей, будучи непосредственно связанной не только с одним
целым, но и с другим, в силу каких-то либо условий приобретает тенденцию к
выходу за пределы исходного целого и к преобразованию себя и всего целого. Итак,
целое порождается целым посредством частей.

Третья антиномия: "целое - все, часть - ничто"; "часть - все, целое - ничто". На
основе первого тезиса формируются тоталитарные политические концепции. Принцип
тоталитаризма свое наиболее полное выражение находит в теории и практике
фашизма, который использует идею безоговорочного подчинения части "целому".
Наряду с такого рода решением проблемы "целое и часть" существует концепция
"социального атомизма" (социологический вариант меризма). Согласно этой
концепции, предпочтение должно быть отдано интересам индивида, а интересы
общества им подчинены. Фактически здесь наблюдается тот же "культ личности", что
и в тоталитаризме, только в иной форме. Но произвол личности ничуть не лучше
произвола общества.

Диалектическое (мировоззренческое и методологическое) понимание вопроса
несовместимо ни с тоталитаризмом, ни с индивидуализмом. Общество и человек
должны одновременно выступать друг для друга средством и целью. Ни одна из
сторон не должна подавлять интересы другой; они могут совпадают в главном. Мы
должны исходить не из человека вне общества и не из общества над людьми, но из
общественного человека и человечного общества. Должно быть достигнуто взаимное
соответствие целей системы и целей ее частей.




Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>философия=>оглавление