Главная страница =>философия=>оглавление

§ 4. Типы систем



Материальные системы, существующие в природе или обществе, неравнозначны по
многим параметрам, и прежде всего по характеру связей между элементами, по
степени интегрированности элементов и структур. При самом общем подходе здесь
можно разграничить два класса образований - суммативные и целостные.

Примеры суммаций - терриконы угольных разработок, штабель досок и т.п. Об этих
совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность слабо
выражена и близка к нулю; трудно определить, что выступает в них в качестве
элементов; элементы обладают значительной автономностью по отношению друг к
другу и к самой системе; связи между ними внешние, несущественные,
преимущественно случайные; качество системы практически равно сумме качеств (или
свойств) ее составных компонентов, взятых изолированно друг от друга.

И все же такие образования не являются, как уже сказано, полностью
бессистемными. Между их компонентами существуют связи, взаимодействия,
позволяющие этим образованиям в течение известного времени противостоять внешним
взаимодействиям в качестве относительно самостоятельных совокупностей. Имеются
здесь и интегратив-ные свойства, которых не дает простое суммирование исходных
свойств, иначе говоря, здесь есть некоторая заданность ("программа"), выраженная
в основном в структуре, объединяющей компоненты в данную, а не иную
совокупность. Своеобразие элементов таких образований (их близость к
компонентности) позволяет исключать значительную их часть или, наоборот,
добавлять к имеющимся новые компоненты без сколько-нибудь существенного
изменения общего качества такой системы; но именно тот факт, что количественные
изменения имеют здесь границу, т. е. меру наличного бытия, дает основание
говорить о существующей взаимозависимости компонентов и системы, об элементной
основе системы и, в частности, о необходимости дальнейшей разработки понятия
"элемент", его уточнении.

Тем не менее размытость граней между "элементом" и "компонентом" в суммациях,
незначительная интегрированность таких элементов, возможность пренебречь данной
интегративностью как мало существенной - все это дает основание не считать такие
образования системами. Однако такое мнение, на наш взгляд, не имеет под собой
достаточных оснований и складывается главным образом из-за жесткой установки на
отождествление системности с целостностью.

Второй класс системных образований и есть, класс целостных систем. Представление
о целостности изучаемой системы выступает исходным пунктом системного подхода;
этот подход является не философским, а общенаучным, хотя и базирующимся на
философско-ме-тодологическом принципе системности. (О его сущности, соотношении
с диалектической философией и роли в частнонаучных исследованиях см.: Блауберг
И. В., Юдин Э. Г. "Становление и сущность системного подхода". М., 1973;
Садовский В. Н. "Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ".
М., 1974; Уемов А. И. "Системный подход и общая теория систем". М., 1978; Юдин
Э. Г. "Системный подход и принцип деятельности". М., 1978.) В них четко выражены
элементность состава, зависимость генезиса и существования системы от каждого
элемента и, наоборот, зависимость элементов от системы, от ее общих свойств. В
результате взаимодействия элементов (по сравнению с суммациями более
значительными и существенными для бытия системы) внутренние связи таких систем
оказываются намного прочнее и стабильнее внешних. Интегративные качества,
составляющие специфику целостности, принципиально новые по сравнению с теми, что
имеются у компонентов, выступающих в функции элементов, а нередко и прямо
противоположные (например, свойства Н2О и свойства отдельно взятых атомов Н и
О).

Существует множество целостных материальных систем, подразделяемых на типы по
разным основаниям; по характеру связи между частями и целым - неорганичные и
органичные; по формам движения материи - механические, физические и химические
(или физико-химические), биологические, социальные; по отношению к движению -
статичные, динамичные; по видам изменений - нефункциональные, функциональные,
развивающиеся; по характеру обмена со средой - открытые, закрытые,
изолированные; по отношению к энтропийному процессу - энтропийные и
антиэнтропийные; по степени организации - простые и сложные; по характеру
внутренней детерминации - однозначно-детерминированные и вероятностные; по
уровню развития - низшие и высшие; по характеру происхождения - естественные,
искусственные, смешанные ("человек-машина", "наблюдатель-прибор-объект" и т.п.);
по направлению развития - прогрессивные и регрессивные. Помимо этих и иных типов
материальных систем имеются также "идеальные" системы, подразделяемые на
эйдетические и концептуальные, эмпирические и теоретические и т.п.

Остановимся, однако, на следующих двух типах материальных целостных систем -
неорганичных и органичных. Необходимо обратить внимание на различия терминов
"неорганичный" и "неорганический". Последний связан с физической (в том числе
механической) и химической формами движения материи, а первый применим ко всем -
им охватываются определенного рода системы, отличающиеся и от суммативных
систем, и от органичных по характеру связи элементов. Примеры неорганичных
систем - солнечная система, атомы, молекулы Н2О, NaCl и др., симбиозы в
органической природе, часы и автомашина, производственная кооперация в
экономической сфере общества и т.п.

По степени взаимозависимости частей и целого неорганичные системы различны: есть
системы, в которых целое больше зависит от частей, чем части от целого, и есть
системы, в которых зависимость частей от целого более значительна. Неорганичные
системы подразделяются на нефункциональные (например, кристаллы) и
функциональные (например, машина).

В функциональных механических системах имеется комплекс самостоятельно
сосуществующих элементов. Внешний характер связей, взаимодействия частей
заключается в том, что они не вызывают изменения внутреннего строения, взаимного
преобразования частей. Взаимодействие частей совершается под действием внешних
сил, по определенному извне техническому назначению. Любая часть в машине
выполняет определенную функцию и зависит от целого, от других частей, от их
взаимодействия. Выход из строя даже единичных частей может повлечь за собой
дезорганизацию функций (в ЭВМ - серьезные ошибки в расчетах) или остановку всей
машины в целом. В связи с этим большое значение приобретает проблема обеспечения
работы механизмов с большей надежностью, что является предметом специальной
теории надежности системы.

Следующий тип систем - органичные. Они характеризуются большой активностью
целого по отношению к частям, подчинением частей целому (вплоть до порождения
отдельных частей, требуемых структурой целого), гибкой вероятностной, а не
жестко-однозначной связью между элементами и между элементами и системой,
самовоспроизведением и саморазвитием. Наиболее яркие тому примеры - организмы
животных и человека, общество как система. Если в суммативных, да и в
неорганичных системах, части могут существовать в основном в своем субстрате, то
в целостных органичных системах части являются частями только в составе единого
функционального целого. Различные аспекты функционирования сложных систем в
последние десятилетия интенсивно изучаются кибернетикой, теорией автоматов,
теорией информации, теорией алгоритмов и другими теориями; в них широко
применяется функциональный подход (см.: Марков Ю. Г. "Функциональный подход в
современном научном познании". Новосибирск, 1982). Вне этой связи, вне целого
части перестают быть частями, прекращают свое существование вообще (например,
сердце вне организма, производительные силы вне способа производства). Помимо
связей координации в структуре таких систем большое место занимают связи
субординации, детерминированные генезисом одних частей целого из других.
Структура оказывается связанной с определенной программой, в обществе - с
сознательно выдвигаемой целью, с управляющими механизмами, посредством которых
структура целого активно воздействует на функционирование и развитие частей.

Все отмеченные классы и типы систем (суммативные и целостные, целостно-
неорганичные и целостно-органичные) одновременно сушествуют в трех сферах
материальной дейтсвительности. Между ними нет непроходимой грани, наоборот, эти
грани подвижны, а конкретные материальные системы одного типа или класса
способны переходить в системы другого типа или класса. Так, под влиянием
гравитационных и других интегративных сил суммативные системы в неорганической
природе способны приобретать характер целостных систем, а впоследствии, в
результате роста энтропийных процессов, превращаться в суммативные или
бессистемные образования. В социальной области важное значение приобретает
содействие интегративным процессам, направленным на ускорение научно-
технического прогресса (например, содействие интегрированию в новую целостность
общественных, естественных и технических наук), и одновременно активизация
усилий по преодолению негативных для прогресса общества системных образований.
Знание о возможности превращения систем одного типа в системы другого типа (или
класса) нацеливает на изучение механизмов такого перехода в общефилософском и
частнонаучном аспектах, что может принести пользу как в отношении воздействия
человека на природу, так и в отношении воздействия на социальную
действительность.




Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>философия=>оглавление