Главная страница =>философия=>оглавление

Глава XVI. Познавательные способности человека



В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное
отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше
прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается
рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами)
познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное -
это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. С
нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре
познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и
терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, притом
исходный уровень познания - "живое созерцание"; этот этап познания оказывается
не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при
обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень
характерен только для особого вида познавательной деятельности - научного
познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание.
Онтологическим коррелятом живого созерцания выступает сфера явлений (как
проявлений сущности), а коррелятом эмпирического и теоретического соответственно
фрагменты сущности и целостная сущность познаваемых предметов.

Живое созерцание - это скорее не познавательная способность, а результат
реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны
объектов.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств.
Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю
среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладет
способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную
систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Основания объединять все эти способности в одну группу и называть все это
способностью к чувственному отражению действительности, или "чувственным",
имеются: эти способности заключены в органах чувств человека.

Однако термин "чувственный" многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями
как формой отражения действительности. Мы говорим о "чувственном" как о
"сентиментальном", "чувствительном", "сладострастном", "интуитивном" и т.п. Но
дело не столько в многозначности, сколько в том, что под одним термином
"чувство" нередко объединяются эмоции и сенситивная способность человека. По-
видимому, более правильным будет подразделять чувственное на чувственно-
эмоциональное и чувственно-сенситивное.

В переводе с латинского "sensitiv" - "воспринимаемый чувствами". Да и в истории
философии мы встречаемся с особым направлением в теории познания - сенсуализмом,
представители которого стремились вывести все содержание познания из данных
органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об
объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или
чувственным (конкретно-чувственным) познанием.



Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>философия=>оглавление